проект "Зимушка - Зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь оно готовит  столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, представляют обширное поле деятельности для ума, проявление эмоций и активных действий.

Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях  в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнерства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №17 «Родничок».

«Зимушка-зима»

Проект

Авторы-составители:

Комаровская Галина Фаннуровна, воспитатель

Рудакова Виктория Алексеевна, воспитатель

Мысковский городской округ 2023 год  

Долгосрочный проект «Зимушка-зима» по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пчелки» рассчитан на формирование у детей целостной картины о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Не все дети задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

Вид проекта: позновательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: долгосрочный (09.01 по 28.02.2023г).

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Проектная идея: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Охватываемые образовательные области (ОО) «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».

Актуальность:

Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь оно готовит  столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, представляют обширное поле деятельности для ума, проявление эмоций и активных действий.

Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях  в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнерства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Проблема:

Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды, о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе.  Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Ребенок в возрасте 4-5 лет накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и взрослыми. Поэтому ребенку можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель: расширить представление детей о времени года зима, зимних явлениях в живой и неживой         природе, о зимних развлечениях. Развить связную речь и наблюдательность.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания и представления детей о зимнем времени года
  • Формировать представление о взаимосвязи, взаимозависимости живой и  неживой природы
  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу
  • Учить самостоятельно, создавать выразительные образы в рисования, лепке, аппликации
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях
  • Знакомить детей с зимними видами спорта
  • Расширить представления детей о зимних видах и забавах
  • Способствовать вовлечению семьи в процессах реализации процесса
  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут установить зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относиться к природе. Расширят знания о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта.  Расширят представления о зимних играх и забавах. Участие родителей в предложенных мероприятиях, выставках. В результате проделанной работы повысятся педагогическая компетентность родителей и педагогов ДОУ.

Формы реализации проекта:

  • НОД
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Наблюдения
  • Игровая деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Досуговая деятельность

Содержание реализации проекта:

Реализация проекта проходила в три этапа:

1этап-подготовительный: разработка и накопление методических материалов; создание необходимых условий для реализации проекта; создание развивающей среды; подбор необходимой  художественной литературы по теме проекта; оформление папок-передвижек по теме «Зима», профилактика простудных заболеваний у детей; подборка стихотворений о зиме для разучивания с детьми дома; консультация для родителей на тему «Зимние травмы», «Здоровье без лекарств».

2 этап-практический: совершенствовать двигательные умения и навыки; обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять представления о зимних  явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период, прививать любовь к художественному слову, развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства.

3 этап-заключительный: обработка результатов по реализации проекта, выставка рисунков, подделок, аппликаций «Зимушка-зима».

Организация деятельности детей в рамках проекта нашла отражение в каждой из образовательных областей.

 

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка».

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою», «Зима не даром злится». И.Суриков «Зима».

Беседы: «Что мы знаем о зиме», «Каково лесным жителям зимой», «О птицах зимой» , В какие игры вы играете зимой», «Что можно строить из снега».

Дидактические игры: «Подбери пару для варежки», «Найди зиму на картинке и назови ее признаки», «Найди зимующих и перелетных птиц», «Собери куклу на прогулку», «Найди продукты полезные для здоровья».

Экспериментирование: изготовление цветных льдинок, таяние снега и льда, чистый ли снег.

Наблюдения: за метелью из окна, за снегопадом,  рассматривание следов на снегу.

Просмотр мультфильмов: «Новогодняя сказка», «Снеговик почтовик», «Зимняя сказка», «Когда зажигаются огни».

Сюжетно-ролевая игра: «К доктору на прием с простудой и гриппом», «Путешествие к Деду Морозу», «К нам гости пришли».

Словесные игры: «Назови как можно больше слов», «Узнай по описанию, назови время года».

Труд: помощь взрослым в расчистке дорожек к веранде, подкормка зимующих птиц.

Подвижные игры: «Два Мороза», «Мороз- красный нос», «Попади снежком в цель», «Передай рукавичку».

Дыхательная гимнастика: «Сердитый ежик», «Подуем на …», «Снежный ком», «Погрейся».

Пальчиковая гимнастика: «Мороз», «Новогодние игрушки», «Снежок», «Белочка», «Снеговик».

Рисование: «Новогодняя елочка».

Лепка: «Снегурочка», «Прилетели снегири».

Аппликация: «Снеговик».

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

С целью непрерывности протекания образовательного процесса разработаны следующие формы взаимодействия с семьей:

  • Папка передвижка «Зима».
  • Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
  • Консультация для родителей «Здоровье без лекарств».
  • Совместная трудовая деятельность - постройка снежной горки.
  • Изготовление кормушек для птиц (заготовка корма для птиц).
  • Подготовка к конкурсу рисунков «Зимушка-Зима».

Заключение:

В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились представления о зимних играх и забавах. Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на тему зимы. Дети овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима». Дети знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимний период.

Разработаны рекомендации для родителей. Оформлена выставка работ «Зимушка-Зима». Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Литература:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Комаровой, Васильевой.
  • Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». (Средняя группа)
  • В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» (средняя группа).
  • О.Б.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа).
  • О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» (средняя группа).
  • О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (средняя группа).
  • С.Н.Николаева Парунальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе.
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....