проект "Зимушка - Зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь оно готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, представляют обширное поле деятельности для ума, проявление эмоций и активных действий.
Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнерства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka-zima.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Родничок».
«Зимушка-зима»
Проект
Авторы-составители:
Комаровская Галина Фаннуровна, воспитатель
Рудакова Виктория Алексеевна, воспитатель
Мысковский городской округ 2023 год
Долгосрочный проект «Зимушка-зима» по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пчелки» рассчитан на формирование у детей целостной картины о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Не все дети задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Вид проекта: позновательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (09.01 по 28.02.2023г).
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Возраст: средняя группа (4-5 лет)
Проектная идея: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Охватываемые образовательные области (ОО) «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».
Актуальность:
Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь оно готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, представляют обширное поле деятельности для ума, проявление эмоций и активных действий.
Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнерства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды, о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представление детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Ребенок в возрасте 4-5 лет накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и взрослыми. Поэтому ребенку можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цель: расширить представление детей о времени года зима, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Развить связную речь и наблюдательность.
Задачи:
- Расширить и углубить знания и представления детей о зимнем времени года
- Формировать представление о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу
- Учить самостоятельно, создавать выразительные образы в рисования, лепке, аппликации
- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях
- Знакомить детей с зимними видами спорта
- Расширить представления детей о зимних видах и забавах
- Способствовать вовлечению семьи в процессах реализации процесса
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут установить зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относиться к природе. Расширят знания о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах. Участие родителей в предложенных мероприятиях, выставках. В результате проделанной работы повысятся педагогическая компетентность родителей и педагогов ДОУ.
Формы реализации проекта:
- НОД
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Наблюдения
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Досуговая деятельность
Содержание реализации проекта:
Реализация проекта проходила в три этапа:
1этап-подготовительный: разработка и накопление методических материалов; создание необходимых условий для реализации проекта; создание развивающей среды; подбор необходимой художественной литературы по теме проекта; оформление папок-передвижек по теме «Зима», профилактика простудных заболеваний у детей; подборка стихотворений о зиме для разучивания с детьми дома; консультация для родителей на тему «Зимние травмы», «Здоровье без лекарств».
2 этап-практический: совершенствовать двигательные умения и навыки; обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять представления о зимних явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период, прививать любовь к художественному слову, развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства.
3 этап-заключительный: обработка результатов по реализации проекта, выставка рисунков, подделок, аппликаций «Зимушка-зима».
Организация деятельности детей в рамках проекта нашла отражение в каждой из образовательных областей.
Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно - эстетическое развитие | Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою», «Зима не даром злится». И.Суриков «Зима». Беседы: «Что мы знаем о зиме», «Каково лесным жителям зимой», «О птицах зимой» , В какие игры вы играете зимой», «Что можно строить из снега». Дидактические игры: «Подбери пару для варежки», «Найди зиму на картинке и назови ее признаки», «Найди зимующих и перелетных птиц», «Собери куклу на прогулку», «Найди продукты полезные для здоровья». Экспериментирование: изготовление цветных льдинок, таяние снега и льда, чистый ли снег. Наблюдения: за метелью из окна, за снегопадом, рассматривание следов на снегу. Просмотр мультфильмов: «Новогодняя сказка», «Снеговик почтовик», «Зимняя сказка», «Когда зажигаются огни». Сюжетно-ролевая игра: «К доктору на прием с простудой и гриппом», «Путешествие к Деду Морозу», «К нам гости пришли». Словесные игры: «Назови как можно больше слов», «Узнай по описанию, назови время года». Труд: помощь взрослым в расчистке дорожек к веранде, подкормка зимующих птиц. Подвижные игры: «Два Мороза», «Мороз- красный нос», «Попади снежком в цель», «Передай рукавичку». Дыхательная гимнастика: «Сердитый ежик», «Подуем на …», «Снежный ком», «Погрейся». Пальчиковая гимнастика: «Мороз», «Новогодние игрушки», «Снежок», «Белочка», «Снеговик». Рисование: «Новогодняя елочка». Лепка: «Снегурочка», «Прилетели снегири». Аппликация: «Снеговик». Раскрашивание раскрасок по теме проекта. |
С целью непрерывности протекания образовательного процесса разработаны следующие формы взаимодействия с семьей:
- Папка передвижка «Зима».
- Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
- Консультация для родителей «Здоровье без лекарств».
- Совместная трудовая деятельность - постройка снежной горки.
- Изготовление кормушек для птиц (заготовка корма для птиц).
- Подготовка к конкурсу рисунков «Зимушка-Зима».
Заключение:
В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились представления о зимних играх и забавах. Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на тему зимы. Дети овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима». Дети знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимний период.
Разработаны рекомендации для родителей. Оформлена выставка работ «Зимушка-Зима». Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Комаровой, Васильевой.
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». (Средняя группа)
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» (средняя группа).
- О.Б.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа).
- О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» (средняя группа).
- О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (средняя группа).
- С.Н.Николаева Парунальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....