Непрерывно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Животные Африки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Непрерывно-образовательная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Тема: « Животные Африки»

 

Цель:  закрепить и систематизировать представления детей о

природных зонах Африки, животном и растительном мире.

 

Задачи:

 

Образовательные задачи:

- уточнить представления детей о животных Африки: особенности

их внешнего вида и повадок, в зависимости от среды обитания.

- закрепить и систематизировать знания детей о природных зонах,

их особенностях;

- формировать представления о взаимосвязях живых организмов со

средой обитания (пустыня, саванна, джунгли)

 

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к представителям живой

природы;

- развивать внимание, воображение, память, мелкую моторику и

коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и

выполнения общего творческого задания;

- актуализировать и совершенствовать грамматический строй речи

дошкольников;

-упражнять в умении составлять описательный рассказ о животном.

 

Воспитывающие задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

- воспитывать умение выслушивать и дополнять ответы друг друга.

 

Материалы и оборудование:

Проектор, экран

Карта Африки с проложенным маршрутом

Животные для теневого театра, дерево из картона, настольная лампа

Фотозона Джунгли

Стол с песком

Рюкзак

Панамки путешественников (на каждого ребенка)

Колокольчик

Письмо от путешественника

Картинки с изображениями животных – для дорисовывания,  для составления по частям;

Фломастеры

Влажные салфетки

Кувшин с водой

Медали на каждого ребенка

Камни

Контейнеры по количеству детей, в них распределены: ситечки, солнце, верблюды, кактусы и верблюжьи колючки, тушканчики, сурикаты, змеи, ящерицы.

Музыкальный центр, музыкальные записи с голосами животных Африки.

 

Предварительная работа:

Знакомство с глобусом, рассматривание карты мира, доклады о животных, подготовленные с родителями, беседа об африканских животных, просмотр презентации "Где, кто живет?", беседа о внешних признаках, повадках животных, составление рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

.

Непрерывно-образовательная деятельность

по формированию целостной картины мира

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Животные Африки»

Воспитатель: Кутузова Елена Валерьевна

Используемые технологии:

- игровые технологии;

- технология деятельностного подхода;

- взаимодействие педагога с детьми;

-личностно-ориентированные технологии;

-технологии проблемного обучения.

Санкт-Петербург

2023 г.

Непрерывно-образовательная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Тема: « Животные Африки»

Цель:  закрепить и систематизировать представления детей о

природных зонах Африки, животном и растительном мире.

Задачи:

Образовательные задачи:

- уточнить представления детей о животных Африки: особенности

их внешнего вида и повадок, в зависимости от среды обитания.

- закрепить и систематизировать знания детей о природных зонах,

их особенностях;

- формировать представления о взаимосвязях живых организмов со

средой обитания (пустыня, саванна, джунгли)

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к представителям живой

природы;

- развивать внимание, воображение, память, мелкую моторику и

коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и

выполнения общего творческого задания;

- актуализировать и совершенствовать грамматический строй речи

дошкольников;

-упражнять в умении составлять описательный рассказ о животном.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

- воспитывать умение выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Материалы и оборудование:

Проектор, экран

Карта Африки с проложенным маршрутом

Животные для теневого театра, дерево из картона, настольная лампа

Фотозона Джунгли

Стол с песком

Рюкзак

Панамки путешественников (на каждого ребенка)

Колокольчик

Письмо от путешественника

Картинки с изображениями животных – для дорисовывания,  для составления по частям;

Фломастеры

Влажные салфетки

Кувшин с водой

Медали на каждого ребенка

Камни

Контейнеры по количеству детей, в них распределены: ситечки, солнце, верблюды, кактусы и верблюжьи колючки, тушканчики, сурикаты, змеи, ящерицы.

Музыкальный центр, музыкальные записи с голосами животных Африки.

Предварительная работа:

Знакомство с глобусом, рассматривание карты мира, доклады о животных, подготовленные с родителями, беседа об африканских животных, просмотр презентации "Где, кто живет?", беседа о внешних признаках, повадках животных, составление рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.

Содержание образовательной деятельности.

Ход занятия:

Деятельность педагога.

Деятельность детей.

1. Организационный момент.

Занавес закрыт.

Путешественник в зале, собирает рюкзак:

- Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли!!!

 Это так удачно! Я ведь путешественник! Я обогнул весь земной шар, видел много разных стран!

- Подходите ко мне, посмотрите! Я тут что-то нашел очень интересное!

- Что это такое?

Тут какой-то знак… Как вы думаете, что это может быть? Что здесь может быть спрятано?

- О, точно! Тогда я очень хочу туда отправиться и найти сокровища. Но я боюсь, что один не справлюсь. Мне нужна команда! Где бы мне найти таких умных и смелых помощников? Вы не знаете?

- Отлично. Тогда вперёд! В путешествие! (сворачиваю карту)

Держите шляпы путешественников, и мы отправляемся в путь.

- Раз, два, три, в путешествие на поиски сокровищ лети!!! Мелодия перемещения!

На экране раскручивается глобус, приближается африканский континент.

2. Основная часть

Так. А куда же мы прибыли?

- Что это за место такое?

- Верно. Это Африка.

- А какая она?

(Звук Барабаны)

- Здесь очень много диких и опасных животных, поэтому нам необходимо держаться всем вместе, рядом.

Открывается занавес. Слышен топот животных.

Саванна.

- Интересно, где же мы оказались?

Как вы определили?

В теневом театре появляются животные:

носорог.  Звук (рык носорога)

- Кто это?

- Как вы догадались?

- Что вы о нем знаете?

А я слышала, что…

  • Некоторые виды носорогов имеют по два рога вместо одного.
  • Очень интересно устройство ног этих животных. У них есть пальцы, по три на каждой конечности, а на каждом пальце есть отдельное копыто.
  • У них очень тонкий слух, да и обоняние тоже, а вот зрение очень слабое.

- Ой, а кто там ещё идёт? (смотрю в бинокль)

жираф Звук (крик жирафа)

- Кто это?

- Почему?

- Что вы о нём знаете?

А я слышала, что жираф…

  • Жираф - хороший бегун. Может обогнать даже скаковую лошадь (на коротких дистанциях).
  • Мамы юных жирафов часто организуют детский сад: одна взрослая самка остается смотреть за детенышами, а все остальные дружной толпой идут добывать еду.

- Мне кажется, там есть ещё кто-то! (смотрю в бинокль) слон. Звук (слон трубит)

- Кто это?

- Как вы догадались?

- Что вы о нем знаете?

- А я слышала, что слон…

  • Единственное животное, которое не может прыгать.
  • Слоны умеют рисовать, выражают самые различные эмоции, как люди.
  • Несмотря на свой вес, слоны хорошо плавают.

- Интересно, мы ещё кого-нибудь увидим?

лев. Звук (рык льва)

- Кто это?

- Как вы догадались?

- Что вы о нем знаете?

А я знаю, что…

  • львы почти не жуют пищу (так устроена их пасть), а глотают большие куски мяса
  • львы могут несколько месяцев жить без воды, если при этом регулярно едят
  • на шкуре маленьких львят есть пятнышки, похожие на тигриные, но они проходят, когда они становятся старше
  • львы учатся рычать только к 2 годам

- Так, но мы ищем сокровища. Мы туда пришли?

- Где мы сейчас находимся?

Крест то в другом месте нарисован.

- Куда нам дальше идти?

Пустыня

- Здесь что-то есть! Давайте встанем вокруг. Засуньте руки под ткань. Потрогайте.

- Что там?

- А вы хотели бы посмотреть что там? Давайте немного отойдем и я вам покажу, что там находится. Открываю стол, звучит шум ветра.

- Что это? Куда мы попали?

- Как много песка! Где же в Африке много песка?

- А почему она называется пустыней?

от какого слова?

- Что же, в пустыне совсем ничего нет?

Я хочу рассказать вам одну интересную легенду, которую услышал от моего друга, великого путешественника!

Но чтобы наша легенда ожила, мне потребуется ваша помощь. Посмотрите, у вас под ногами есть сундучки.

У вас разные наборы предметов. Рассмотрите их, но пока не доставайте из них ничего.

- Поставьте их обратно и слушайте.

«Давным-давно один человек решил побывать в пустыне и построить жилье, чтобы жить там со своей семьей. Зашел он в пустыню и видит:

Над пустыней ярко светит солнце –

выставляю солнце

Наши глаза не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глаза сильно-сильно, теперь откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим сильно-сильно – откроем. Привыкли глаза.

- В пустыне дуют горячие ветры, песчаные бури.

- Как сделать ветер из того, что у вас есть?

- в пустыне появляются небольшие холмы, которые могут перемещаться с помощью ветра. Ветер бывает настолько сильный, что наметает барханы.

- Как же здесь дом построить? Легко ли?

- Услышал человек звук колокольчика! Кто это может быть?

- Есть у вас верблюды? выставите их

-Как они передвигаются?

- Как это называется?

- Что помогает верблюду выжить в пустыне?

- Что ещё вы знаете о верблюдах?

- Чем могут питаться верблюды? Верблюд всеядный и в еде неприхотлив, он способен поедать даже колючие растения (верблюжья колючка).

- Посмотрите, у кого есть верблюжья колючка?

- Какие ещё растения могут быть в пустыне?

- Захотел человек есть и пить, а есть и пить нечего…

Стал он по сторонам смотреть и увидел животных…

- А как вы думаете, кого еще встретил человек на своём пути? выставите их

- Что можете рассказать о ящерицах?

- Что вы знаете о тушканчике?

- А змеи, какие они?

- Ох, как сильно печёт солнце!

- Нашему путнику было очень жарко!

- Как же все эти животные выживают в условиях такой жары?

Давайте и мы попробуем спрятаться от жары.

 - И вдруг поползла королевская кобра!

- Кобра ползет по песку медленно-медленно, осторожно. Решила змея посмотреть, нет ли где опасности. Посмотрела она вправо, влево – раздула свой капюшон. В случае опасности змея шипит.

 - нет никого, и поползла дальше. 

 

- Ребята, а как вы думаете, чем закончилась эта история?

- Остался ли человек жить в пустыне со своей семьей?

- А как? Без воды? Разве может человек жить без воды? В такой жаре? Чем он будет питаться и кормить семью? Со змеями!

На самом деле в пустыне есть небольшие островки, где есть вода и даже живут люди. Это оазисы. Но их мало и наш путник их не встретил и решил, что пустыня – это место для жизни непригодное».  Вот такая история!

А мы давайте вернемся к карте.

- Мы где?

- Есть тут клад?

- Мы на месте?

- Друзья! Пустыню мы с вами преодолели, но сокровищ то тут не оказалось! Давайте заглянем в карту.

- Что же нам делать? Куда дальше идти?

Джунгли  

Слышим звуки джунглей, крики обезьян.

 Выставляю ширму «Джунгли»

- Как вы думаете, где мы? Куда мы попали? В какую часть Африки? (джунгли)

- Как вы догадались, что это джунгли?

- А мой друг, тот самый известный путешественник, научил меня одному интересному танцу. Она как раз связана с теми животными, которые живут здесь в джунглях! И это обезьяны! А что любит обезьяна? (бананы)

- Хотите, я и вас научу этому танцу?

- Так, а посмотрите, может быть, здесь есть сокровища?

- Посмотрите, что там такое?

- Это сокровище?

Это послание от моего друга, великого путешественника, который рассказывал мне про пустыню. Может быть, в нём есть подсказка? Прочитать?

«Приветствую вас, друзья! Раз вы нашли моё письмо, значит вы добрались до Джунглей и много узнали об Африке. Для того, чтобы узнать, что считается в Африке великим сокровищем, вам нужно пройти последнее испытание. Но я хочу его усложнить: Разделитесь и выполните сразу оба задания. Тогда вы найдете то, что искали.

1 задание. На картинках изображены животные, которых надо дорисовать.

2 задание. Животные соединены неправильно, нужно найти ошибку и исправить.

А потом надо разместить этих животных на карте Африки в местах их обитания».

- Как нам расположить животных на карте, она же свернута?

- Чем?

- Как выполнить оба задания сразу?

- Какая команда будет дорисовывать животных?

- А кто собирать животных, которые соединены неправильно?

 

-А что ты делаешь? А тут что надо дорисовать? А кто у тебя? А вы знали, что бегемоты могут спать под водой?  

- Куда теперь положим животных?

- Почему ты положил обезьяну в джунгли?

- Кого отправили в саванну?

- В пустыню?

- В джунгли?

Все животные правильно изображены? Они верно нашли свой дом?

- Где же крестик, который мы ищем?

- Так вот оно, главное сокровище Африки!

- Что это?

- Почему воду называют здесь сокровищем?

- Ну что ж, нам пора возвращаться.

Кручу глобус. На экране изображение детского сада. Музыка перемещения.

3. Рефлексия

 - У меня для вас есть подарок: Медаль «Юного путешественника» И для того, чтобы её получить, я предлагаю вам пройти проверку. Готовы?

Присаживайтесь на кочки и смотрите на экран.

Правила такие:

- Я вам сейчас показываю видеоролики, которые я снял во время нашего путешествия. Вы животных НЕ называете, а стараетесь их как можно больше запомнить. Когда видео закончится, вы должны назвать как можно больше увиденных животных и сказать, что вы о них знаете.

- Каких животных вы увидели? Что об их жизни вы запомнили? (ответы детей)

- За такую отличную работу, друзья, я хочу вручить вам медали юных путешественников! 

- Здравствуйте!

- Карта!

- Это крест! Тут клад, сокровища!

- Это мы!

Надевают шляпы путешественников

- Африка

- Африка – очень большая и очень теплая. Здесь есть и пустыни, саванны и джунгли.

- в саванне

- мало растительности, низкая

- Носорог.

- У него на носу рог!

- Большое животное, любит водоемы, любит валятся в грязи. Толстая кожа в складках, хвост с кисточкой, дружат с птицами.

- Жираф.

- Длинная шея.

- Очень высокий. Желтый с коричневыми  пятнами разной формы. На голове маленькие рожки. Живёт в стаде. Питается листьями, почками и ветками.  Рядом могут пастись другие травоядные (зебры, антилопы, буйволы)

- Слон.

- Длинный хобот, большие уши.

- Слон — существо очень умное и послушное.

У слона четыре ноги, два маленьких глаза, два больших уха, хобот и маленький хвост.

Все четыре ноги слона очень толстые и широкие.

Глаза слона очень маленькие по сравнению с телом.

Уши слона похожи на большие крылья.

Хобот слона очень полезный, так как животное пьет и ест с помощью хобота.

Слон ест фрукты, траву и злаки.

- Лев

- Большая грива, сильные лапы.

- Царь зверей. Львиная семья называется прайдом. Львицы не имеют гривы. Охотятся львицы, а лев охраняет территорию.

Смотрим карту

- нет

- в саванне

- в пустыню

Засовывают руки под ткань, щупают песок.

- похоже на песок

- песок

- в пустыне

- пусто

- растения, животные, …

Достают сундучки

Рассматривают содержимое

Ставят обратно.

Делают гимнастику для глаз

- дуют на песок, используют ситечки

- руками делаем холмы и барханы

- Нет. Тяжело.

- верблюды

- выставляют верблюдов

- друг за другом

- караван

Поставили верблюдов, сделали караван.

- Горбы, в них жир.

- А глаза от песка защищают длинные ресницы.

- У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему они широкие? (Не позволяют ногам провалиться в песок).

выставляют верблюжьи колючки и кактусы

- тушканчики, змеи, ящерицы, сурикаты (выставляют животных)

- Ящерицы небольшого размера, две пары лап, длинный хвост, который откусывают в случае опсности. Тело покрыто чешуёй. Очень подвижные. Имеют разный окрас.

-  Тушканчик высоко прыгает. Сильные и длинные ноги. Передвигаются на задних конечностях, как кенгуру. Передние конечности короткие, нужны для употребления пищи. Отлично роет песок. 

У змей нет ног, тело их покрыто чешуйками. Змеи очень хорошо ползают. Глаза змей покрыты прозрачной пленкой, они плохо видят и не очень хорошо слышат. Змей такой же язык как у ящериц. Они имеют зубы. Некоторые змеи ядовиты. Змеи являются хищными животными. Они также сбрасывают свою кожу.

зарываются в песок, впадают в спячку на период сильной жары

Делаем крышу над головой

разминка для рук «Змейки»

Дети складывают пальчики правой руки в щепотку, изображая змею, поворачиваем кисть вправо-влево.

Затем ладонь ребром опускают на песок и изображают, как змея ползет, оставляя на песке след.

 Поднимают ладонь над песком и сжимают пальцы в щепотку, раскрывают пальцы. Изображают шипение змеи.

- испугался человек змеи и убежал

- да

- нет

- в пустыне

- нет

- нет

Рассматривают карту

- в джунгли

- Джунгли

- много растений, обезьяны, попугаи…

В джунглях очень много зелени. Растения все тонкие и тесно сплетены друг с другом. Человеку пробираться по джунглям очень сложно, из-за влажности тяжело дышать. А животные приспособились к жизни здесь.

Физминутка- танец «Чищу банан»

Находят письмо

- нет

- да

- развернуть, закрепить края

- а, вон камушки

- разделиться

- Мы

- Мы

Дети выполняют задания.

- на карту

- обезьяна живёт в джунглях

- в саванну – льва, носорога и т.д.,

-верблюда, тушканчика и т.д.,

- обезьяну, попугая.

Находят крестик, под ним сосуд.

В сосуде вода.

вода!

в Африке есть места, где её очень мало или вообще нет

- да

Получают медали. Прощаются. Выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в области познавательного развития в подготовительной к школе группе с использованием презентации на тему: «Космическое путешествие».

Программное содержание: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики, Юрии Алексеевиче Гагарине. Вызвать познавательный интерес к космосу и...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Календарно - тематическое планирование по Формированию целостной картины мира, Образовательная область " Познавательное развитие" во второй младшей группе по программе "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т.С.

Аннотация к рабочей программе второй группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста на 2019 – 2020 учебный год (далее Рабочая программа) разработана в...

Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы

    Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная  область «Познавательное развитие» для детей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» на тему "Весна пришла"

Конспект НОД на тему «Весна пришла»во второй младшей группеЦель: - закрепить представления детей о  весне, ее признаках.Задачи: - развивать связную речь, наблюдательность; -...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в средней группе «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:·        Учить выделять и называть характерн...