Конспект занятия «Матрешка – матрешечка» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру

Упикова Камажай Советовна

Конспект занятия

«Матрешка – матрешечка»

в старшей группе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_upikovoy_k_s.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МБДОУ Д/с «Родничок»

Конспект занятия

«Матрешка – матрешечка»

в старшей группе

Подготовила:

Воспитатель высшей кв. категории

Упикова Камажай Советовна

с.Нежинка, 2020г

Цель:
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства — русской матрёшкой.

Программные задачи:
Воспитывающие: Воспитывать положительное отношение к народной культуре, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развивающие: Развивать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воображение и творчество.

Обучающие: Расширять представление детей о Матрешке.

Учить применять монологическую и диалогическую речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Учить задумывать содержание своей работы и применять свои знания на практике.

Способствовать умению устанавливать причинно – следственные связи, анализировать.

 Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание подлинной игрушки — матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок; беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек;   разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.

Материалы и оборудование: кукла-матрёшка (из пяти элементов), посылка,  конверт с заданием, картинки с изображением предметов,     кисточка, разноцветная гуашь,  цветной песок, сделанный своими руками; заготовки матрешек; сыпучие продукты для украшения  матрешки; музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка»); медиа — ресурсы: аудиомагнитофон.

 

Ход занятия

1.1. Организационный момент.

Соберемся все мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровайтесь с гостями,

Они сейчас побудут с нами.

«Здравствуйте!»

Воспитатель:  Ну вот, ребята, мы поздоровались с нашими гостями и поделились друг с другом хорошим настроением.

Знаете, ребята, когда я пришла на работу в наш детский сад, я увидела что-то новое в нашей группе. А вы заметили? Да, верно, это посылка.  Вы хотите узнать,  что же в этой посылке? Тогда отгадайте  загадку:


Ростом разные подружки, 

Но похожи друг на дружку. 

Все они сидят друг в дружке, 

А всего одна игрушка? 

Дети: - Это матрешка.

Воспитатель: Правильно, это матрешка (достает матрешку). А какая она?

Дети: Красивая, нарядная, расписная, веселая, милая и т.д.

Воспитатель: Что можно с матрешкой делать?

Дети: Играть, любоваться, разбирать и собирать.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Значит матрешка какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель:  Откроем матрешку?

Открывают матрешку и видят, что она пустая.

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, где же остальные матрешки?

Дети: Потерялись, заблудились, украл злой волшебник.

Воспитатель: Ребята, а в посылке есть еще письмо. Прочитаем его?

Письмо:

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам музыкальный руководитель Людмила Николаевна. Мне срочно нужна ваша помощь. Потерялись матрешки. Сегодня праздник матрешек, а без них мы не можем провести наше мероприятие. Может быть,  им захотелось побывать в вашей группе и посмотреть ваши работы о матрешках? Помогите, пожалуйста, их найти. Если вы найдете матрешек, вас ждет сюрприз. А находится этот сюрприз в посылке. Вы его получите только после того, как найдете всех матрешек.

Воспитатель: Ребята, а чем мы можем помочь Людмиле Николаевне?

Дети: Мы поможем их найти.

Воспитатель:  А как мы можем это сделать?

Дети: Может матрешки решили поиграть в прятки с нами? Тогда нам нужно поискать их в группе.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите вокруг, может матрешки оставили нам какой-нибудь знак?

Дети: Смотрите, а что это за расписной платочек лежит на полу?   Это платочек матрешки.

Воспитатель: Ой, смотрите, а что лежит под платочком?

Дети: Какой-то лист бумаги.  

Воспитатель разворачивает лист:  Странно, а в листочке ничего нет. Что бы это значило?

Дети: Наверное, матрешки пошутили. А может это не простой листок, а зашифрованный?

Воспитатель: Я не знаю, как можно расшифровать, а вы знаете?

Дети: Надо взять краски и раскрасить лист, тогда надпись проявится.

Работа над зашифрованным текстом с акварельной краской.

Текст:

К книжному уголку пройдите,

И внимательно смотрите.

Среди книжек я  сижу,

Очень вас, ребята, жду!

Дети находят матрешку, а под ней конверт с заданием. Если правильно ответят на все вопросы, то матрешка откроется, а в ней подсказка для поиска следующей матрешки.

Задание «Вопросы-ответы»:

1. Когда появилась первая матрешка на Руси? (Очень давно, 100 лет назад).

2.Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (фигурка добродушного мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше, ученики мудреца).

3. Почему матрешка так называется? (в то время на Руси имя Матрена было самым распространенным).

4. Кто сделал первую русскую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал в русском стиле кукол — их было восемь).

5. Из каких деревьев делают матрешек? (липа, береза)

6. Назовите последовательность изготовления матрешки.

Воспитатель: На все вопросы, ребята, вы ответили правильно.  Теперь матрешка откроется.

Матрешка открывается, а в ней схема поиска следующей матрешки.

Описание схемы:

По схеме дети двигаются в указанном направлении (2 шага вперёд от двери, 1 шаг вправо, 1 шаг назад и т.д.). 

По схеме  дети находят вторую матрешку. Под ней конверт с заданием.

Воспитатель открывает его и читает задание.

Задание:

Создайте свою матрешку.

Воспитатель: Ребята, из чего можно сделать матрешку?

Дети: Из бумаги, пластилина, цветного песка.

Воспитатель: А вы умеете делать матрешек?

Дети: Да, умеем. Попробуем сделать ее из цветного песка.

Дети делают матрешку своими руками из цветного песка.

Воспитатель:  Ребята, как мы назовем нашу матрешку?

Дети: Предлагают свои варианты имен.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь у нас есть своя матрешка. Куда мы поставим ее?

Дети: В наш музей.

Воспитатель: Задание матрешки мы выполнили и теперь сможем получить подсказку для поиска третьей матрешки.

Матрешка открылась.

Воспитатель:  В подсказке говорится: « К волшебному дереву пройдите и меня скорей найдите!»

Дети находят третью матрешку, а под ней задание

Воспитатель:  Ребята, задание такое: если мы правильно покажем движения матрешки под музыку, то матрешка откроется, и мы получим подсказку к поиску последней матрешки.

 

Игра «Веселая косыночка»

(Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку, музыка останавливается.  Дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка).

Ты косынку завяжи, завяжи,

В центр круга выходи, выходи,

Ну - ка … (имя ребенка) попляши, попляши,

Нам матрешку покажи, покажи!

 (под музыку ребенок танцует – выполняет движения из русск. нар. танцев)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Веселая игра у нас получилась,  и все движения матрешки вы показали правильно. Теперь откроем матрешку и получим новую подсказку.

Дети открывают матрешку, достают подсказку.

Воспитатель:  Здесь говорится: «В вашей группе находятся матрешки из разных городов.  Если вы расскажете об этих матрешках, то увидите меня».

 

Дети проходят к матрешкам, берут в руки и рассказывают о них.

Ребенок: Я из тихого зеленого

Городка Семенова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Ребенок: Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Ребенок:  Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель:  А вот и наша четвертая матрешка, мы ее нашли, ребята! Под матрешкой записка, что же в ней говорится?

«В мастерскую нашу проходите — красивыми узорами матрешек удивите!».

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель:  Ребята, существует такое поверье: если взять матрешку в руки и загадать желание, оно обязательно исполнится. Теперь у каждого из вас есть своя матрешка. Возьмите ее, закройте глаза и загадайте желание.

Дети берут в руки матрешек, загадывают желание.

Воспитатель: После  нашего занятия вы можете взять своих матрешек домой. А у нас все матрешки вернулись? А для чего мы искали матрешек?

Дети:  В своем письме Людмила Николаевна написала о том, что если мы сможем найти всех матрешек, то получим сюрприз.

Воспитатель:  Ребята, мы смогли помочь Людмиле Николаевне?

Дети: Да! Мы нашли всех матрешек! Мы заслужили сюрприз!

Воспитатель: Посмотрим в посылку, о каком сюрпризе говорила Людмила Николаевна.

Дети достают приглашение от музыкального руководителя. Воспитатель читает приглашение

Воспитатель:  Ребята, вы молодцы!  (отметить самых активных детей, похвалить всех за хорошую работу на занятии).  Помогли найти всех матрешек и праздник обязательно состоится. На праздник мы с вами пойдем в матрешкиных нарядах. Мы сейчас будем наряжаться,  и нас ждет чудесный праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение платья для Матрешки мордовским узором"

Продолжать воспитывть умение украшать предметную основу-платье для Матрешки...

Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка».

Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка»....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки".

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки". ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Русская матрешка"

Цель: приобщение детей к декоративно - прикладному искусству России через знакомство с игрушкой - матрешкой....