Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста " Сами мы цветы сажаем и участок украшаем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Жданова Марина Владимировна

Цель: вырастить самим рассаду для клумбы,  превратить  зелёную зону в цветник.
Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.

2. Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.

3. Совершенствовать трудовые навыки.

 4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

5. Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей (законных представителей).

Виды деятельности, которые используются в педагогическом процессе:

- игровая (дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры)

- коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание)

- познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, наблюдение за растениями, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок)

- продуктивная (рисование, аппликация)

- трудовая (труд в природе: прополка клумбы, подготовка почвы к высадке саженцев, высадка саженцев, поливка)

- двигательная (подвижные игры, физкультминутки).

Этапы проектной деятельности:
I этап  - подготовительный

 

  • Мониторинг
  • Сбор материала о цветах
  • Подборка стихов, загадок, иллюстраций, фотографий, открыток о цветах
  • Подборка подвижных, дидактических и пальчиковых игр по теме
  • Беседа с родителями о своевременности  и необходимости проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sami_my_tsvety_sazhaem_i_uchastok_ukrashaem.docx54.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Сами мы цветы сажаем и участок украшаем»  для  детей старшего дошкольного возраста.

Проект: долгосрочный

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность:  апрель - июнь

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 8 лет.

Цель: вырастить самим рассаду для клумбы,  превратить  зелёную зону в цветник.
Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.

2. Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.

3. Совершенствовать трудовые навыки.

 4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

5. Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей (законных представителей).

Пояснительная записка

Пространственная среда дошкольного учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить воспитанникам возможность постоянного развития, для этого её необходимо периодически изменять. Специально оборудованная территория решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром и создание комфортных условий для прогулок детей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире в целом и в нашем городе в частности  ухудшается, и наша цель привить воспитанникам любовь к природе, бережное к ней отношение, желание помочь ей. В результате воспитания экологической культуры у ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. Одним из наиболее интересных методов является проектная деятельность экологической направленности.

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.

Тема проекта « Сами мы цветы сажаем и участок украшаем»  выбрана не случайно, ведь, когда  цветы нас окружают, они приносят радость . Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все. Старший дошкольный возраст характеризуется потребностью в исследовательской деятельности. Детям мало просто наблюдать за происходящим, они стремятся стать неотъемлемой частью всех событий. Весна – время, когда взрослые занимаются посевом рассады. Ребенку интересно наблюдать, как прорастает семечко, как развивается растение. А если это растение посадил сам ребенок – он испытывает чувство гордости за результат своего труда.

Наблюдая, как развивается растение, ухаживая за ним, ребенок начинает ценить красоту природы, старается заботиться о её сохранности.

Актуальность

В настоящее время вопросы, связанные с экологическим воспитанием, с умением любоваться красотой природы и сохранять её,  приобретают всё большее значение. 

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

         Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, не умеют созерцать. Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый ребёнок. К сожалению, цветы вянут, и их выкидывают. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых – научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное,  даже в невзрачном на первый взгляд  цветке.

          Наш детский сад находится в городке Коминтерна - это зелёная зона нашего города. Нас окружает много различных деревьев, кустарников, но, к сожалению, клумб с цветами очень мало.

Поэтому мы, изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.

Ожидаемые результаты: в ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Воспитанники узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому.

Предполагаемый риск:

  • малая заинтересованность родителей в реализации проекта;
  • климатические условия.

Виды деятельности, которые используются в педагогическом процессе:

- игровая (дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры)

- коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание)

- познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, наблюдение за растениями, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок)

- продуктивная (рисование, аппликация)

- трудовая (труд в природе: прополка клумбы, подготовка почвы к высадке саженцев, высадка саженцев, поливка)

- двигательная (подвижные игры, физкультминутки).

Этапы проектной деятельности:
I этап  - подготовительный

  • Мониторинг
  • Сбор материала о цветах
  • Подборка стихов, загадок, иллюстраций, фотографий, открыток о цветах
  • Подборка подвижных, дидактических и пальчиковых игр по теме
  • Беседа с родителями о своевременности  и необходимости проекта

II этап - основной

Месяц

Содержание работы

Формы работы

С воспитанниками

С родителями

Апрель  

Подготовка почвы к посадке, отбор семян, посадка цветов, пикирование, уход за ними.

Опыты: «Где семена быстро взойдут (на солнце или в тёмном месте?»,  «Какие семена быстрее прорастут?»

Пальчиковая игра «Наши алые цветы»

Дидактические игры: «Собери цветок», «Кто быстрее соберёт цветочек»,  « Собери из геометрических фигур», «Угадай цветок по описанию».

Слушание музыки: П.И.Чайковского «Подснежник», «Веснянка»

Экспериментирование, рассматривание, беседы, игры

Помощь в приобретении посадочного материала: семян, рассады, грунта для посадки семян.

Подготовить для детей контейнеры с землей.

Май

Беседы:

  1. «Многообразный мир цветов»
  2.   «Цветы на клумбе»  
  3. «Как растёт цветок»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов», «Цветовод».

Подвижная игра « Садовник и цветы»

Трудовая деятельность – полив растений

Опыты: «Растения пьют воду», «Может ли растение жить без воды и света».

НОД « Весенние цветы»

Беседы, игры, экспериментирование, НОД, трудовые поручения

Наблюдения за цветами

Папка - передвижка

« Прогулки с ребёнком в экологических зонах»

Июнь  

Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах и лекарственных растениях;  Ж. Санд «О чем рассказали цветы».

Посадка рассады на летнюю развивающую площадку (клумбу).

Совместное творчество с родителями «Необычные цветы».

Фотоотчёт « Цветы на нашей клумбе»

Прослушивание, рассматривание иллюстраций, трудовые поручения

Совместное чтение художественной литературы

Выставка работ

« Необычные цветы»

III  этап - заключительный этап.

Фотоотчёт « Цветы на нашей клумбе»

Методическое и дидактическое обеспечение:

Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ //Современное дошкольное образование. Апрель 2009, с. 16-19;

Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. — М., 2012;

Копейкина С. Проектный метод в краеведческом образовании детей дошкольного возраста;

Познавательное и речевое развитие. Цветы садовые/ Цветкова Т. В.— М.: ООО «ИД Сфера образования».

А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в д/с 2005

Интернет- ресурсы

Приложение  № 1

Мониторинг

Адаптированный вариант обследования  знаний детей  о мире растений у детей старшего дошкольного возраста. 

Уровни освоения программы.

ВЫСОКИЙ - ребёнок различает и называет большое количество цветов, кустарников, деревьев, группирует их, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает  связи между состоянием растений и сезонными изменениями. Знает особенности ухода за домашними растениями. Моделирует признаки растений и связи. Познавательное отношение устойчиво.  

СРЕДНИЙ - ребёнок различает и называет большое количество цветов, кустарников, деревьев, группирует их, самостоятельно или под руководством педагога вычленяет характерные существенные признаки. Недостаточно владеет  общими связями между состоянием растений и сезонными изменениями. Моделирует признаки растений и связи под руководством педагога.

НИЗКИЙ - ребёнок различает и называет небольшое количество цветов, кустарников, деревьев, группирует их под руководством педагога, не всегда самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Методика  проведения диагностики.

Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития семян бархатцев, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Беседа по картинкам: 

  1. Назови растение. Где растет?
  2. Что нужно делать, чтобы растение росло?
  3. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
  4. Почему они любят много света, влаги?
  5. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

Задания:    

  • расположи части растения правильно;
  • почему части растения нужно расположить именно так?
  • зачем растению листья, стебель, корни, цветки

Различает и называет цветы, кустарники, деревья.

Знает стадии развития и роста цветов.

Знает, как цветы приспосабливаются к сезонным изменениям.

начало

проекта

В- 15 ( 50%)

С- 12 ( 40%)

Н- 3 ( 10%)

В- 10 ( 33,4%)

С- 13 ( 43,3%)

Н- 7 ( 23,3%)

В- 10 ( 33,4%)

С- 13 ( 43,3%)

Н- 7 ( 23,3%)

конец проекта

В- 25 ( 83,3%)

С- 5 ( 16,7%)

Н- -----------

В- 20 ( 66,6%)

С- 10 ( 33,4)

Н------------

В- 22 ( 73,3%)

С- 8   ( 26,7%)

Н------------

Используемая литература:

  1.  Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! + CD / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  2.  Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. - М: Просвещение, 1981.
  3. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №5

     

   

Приложение № 2

Конспект НОД по ОО  « Познавательное развитие» с элементами ИКТ

Тема: « Весенняя поляна»

Цель: продолжать знакомить с весенними цветами.

Задачи:

  • Уточнить знания о строении цветка.
  • Активизировать словарь

Воспитатель: сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в чудесную страну, которая называется Весна.

Закройте глаза и не открывайте, пока не услышите звон волшебного колокольчика. Итак…

Ресницы опускаются,

Глаза закрываются.

( звучит спокойная музыка, выставляется макет весенней поляны.)

Вот и лёгкий ветерок

 Наших щёк касается,

 Солнышко лучистое всем нам улыбается.

Здесь нам дышится легко,

Ровно, ровно, глубоко.

 Вот поляна перед нами

С необычными цветами...

Здесь и бабочки кружатся,

На цветы они садятся.

 Вот и ветер, наш дружок

Всем принёс он холодок.

 Колокольчик он задел,

Колокольчик зазвенел.

( звенит колокольчик, дети открывают глаза)

Воспитатель: вот мы и оказались в чудесной стране.

Ребята, подойдите ко мне. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошёл так тихо –тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тихо к нам   пришла….(весна)

О чём это стихотворение ? ( о том, что весной все оживает) . верно. Какие ещё приметы характерны для страны , которая называется Весна.

Игра с мячом « Назови приметы весны»

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем пахнет весна? ( талым снегом, цветами, клейкими листочками).

Какие звуки у весны? ( капель, журчание ручья, щебет птиц). А какими словами вы можете назвать весну, какая она? О чём можно сказать « весенняя»? ( трава, вода, капель, проталина.) О чём можно сказать « весеннее» ( солнце, небо, настроение, утро). Сколько сыновей- месяцев у Весны и как их зовут?

Воспитатель: весна –это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.

Физминутка « Цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

( выпрямляются, руки на пояс, качают головой).

Воспитатель: в стране Весна есть поляна с прекрасными цветами. Хотите узнать, с какими? ( да)

На экране презентация « Весенние цветы»

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький подснежник.

Почему подснежник так называется? ( появляется из под снега, белый, как снег).

Какой это цветок? ( маленький, нежный, чудесный). Из каких частей он состоит?

( тонкий, зелёный стебелёк, удлинённые листья, чашелистик, белые овальные лепестки.)

Во многих странах мира 19 апреля отмечают День подснежника.

Носит одуванчик

Белый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице.

На что похож одуванчик? ( на солнышко, на золотой шарик)

Когда весной расцветают одуванчики, луг или газон с этими цветами кажутся золотыми.

Когда мы нюхаем одуванчик, нос у нас становится жёлтым. Почему? (предположения детей.) В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль , поэтому он называется « пыльца».
Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

А ещё цветы содержат вкусный сок - нектар. Прилетит пчела попить его, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками - парашютиками.  

—  К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетятся  семена по лугам и полям, попадут в землю и лежат там до следующей весны. Весной пригреет солнышко, семена одуванчика дадут корни, а корни ростки и вновь луг станет золотым.

Замечательный цветок,

 Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный тюльпан.

Какого цвета бывают тюльпаны? Где растут? ( в саду, в скверах, встречаются и в дикой природе). Из каких частей состоит тюльпан? ( корень, луковица, стебель, листья, лепесток).

Тюльпан- символ добра, мира и любви.

 Он цветочный принц- поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам нарцисс.

Считают, что нарцисс был первым цветком, который люди стали разводить на клумбах. И не случайно. Нарцисс — цветок редкой красоты. Сколько в нем грации, сколько изящества в его простом наряде! Шесть лепестков в два круга, а в центре еще один добавочный венчик — корона. Склоненный набок цветок нарцисса как бы смотрит вниз. Латинское название его — "нарциссус поэтикус", нарцисс поэтический, и это не случайно, многие находят, что это самый изящный из цветов.
Многие поэты писали о нарциссах.

Белые горошки

На зелёной ножке. ( ландыш)

Этот душистый цветок стал довольно редким, и как исчезающий вид занесён в Красную книгу.

Воспитатель: чем похожи все цветы, о которых мы говорили? ( у них есть корень, стебель, листья и цветок). Как можно одним словом назвать цветы, о которых мы говорили? ( первоцветы). Верно.

Пальчиковая игра « Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении,

ладони развёрнуты друг к другу.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы и слегка округлить их.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмичное движение пальцами вместе – врозь.)

Дружно дают под землёй корешки.

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной

прижать друг к другу,  пальцы развести.)

Пальчики готовы к работе? ( да)

Одуванчики нарисуем воздушными шарами. ( набираем на шарик краску и отпечатываем вот такие пушистые, жёлтые круги).

Звучит запись П. И. Чайковского « Вальс цветов» приступают к работе.

Воспитатель: рассмотрим нашу поляну. Вам она нравится? Замечательно! Но пора попрощаться со  страной Весна и чудесной поляной. Прежде чем возвращаться в детский сад, нужно вспомнить правила поведения на поляне.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Приложение № 3

Стихи и загадки о цветах

ЗАГАДКИ

СТИХИ

Пчёлы кружатся над ними,

Собирают с них нектар,

И тем самым опыляют,

Получая урожай!

(Цветы)

Они разные бывают,

И оттенков, да и форм,

Но цветением своим,

Вызывают лишь восторг!

 (Цветы)

Из них букеты собирают,

На дне рождения вручают,

И залы, холлы украшают,

Как красоту ту называют?

(Цветами)

Махровый цветочек,

В садочке зацвёл,

Такие цветочки,

В подарок несём!

(Астра)

Мила, прекрасна, ароматна,

На ней гадают неустанно,

Её чудесный, нежный вид,

Всех красотой обворожит!

 (Ромашка)

Много-много лепестков,

Нежно-сказочных цветков,

Кустом растёт,

С мая по июнь цветёт!

(Пион)

Листики в спирали гнутся,

И друг к другу жмутся,

А над ними те цветы,

Не бутоны, а духи,

Что же это за цветы?

(Лилия)

Один из первых он в саду,

Весною расцветает,

И сдержанною красотой,

Своею привлекает!

(Нарцисс)

Махровый цветочек,

В садочке зацвёл,

Такие цветочки,

В подарок несём!

(Астра)

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис)

Среди зелени травы,

Цветом неба ярким,

Голубеют те цветы,

А зовут их …

(Васильки)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.

(Колокольчик)

РОМАШКА

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: "Не тронь!"

                                    М. Познанская

 КОЛОКОЛЬЧИКИ

Что за странный гул и звон
Раздается за окном?
Так заливисто хохочет
Бело-синий колокольчик!

Если солнышко печет,
Песню тихо он поет.
Сильный ветер налетает –
Песню громко запевает.

Подарю букет веселый
Всем друзьям, идущим в школу.
Пусть несут во все концы
Колокольцы – бубенцы.

                                 Т. Лаврова

ВАСИЛЬКИ

Возле дачи, на раздолье,
у излучины реки
разбрелись в колхозном поле
голубые васильки.
Я из них плела веночек,
как стихи из синих строчек,
танцевала в нём балет.
Мама нарвала букет.
Долгим взглядом провожали
нас в деревне старики.
Рассуждали: “горожане
собирают… сорняки”

                        В. Ивченко

ИРИС

В огороде вырос
Долговязый ирис
.
Мы понюхали, лизнули
Даже внутрь заглянули!
Ну, и где ириска?
Нет её и близко!

                        А. Алферова

Нарциссы

В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

ЛИЛИИ

Прекрасный цветочек
На клумбе расцвёл
И весь в чёрных точках
Его ореол.
Он, словно тигровую шкуру надел,
На толстом стебле, очень вид его смел!
Оранжевый с чёрным, его лепесток,
Тигровая
лилия – этот цветок!


                                  Т. Лаврова

ПИОН

Расцвел в саду любимый мой пион…
Наполнил воздух нежным ароматом…
Таким родным, знакомым и приятным,
что о былом опять напомнил он.

Мне вспомнились минувшие года,
как на рассвете, иногда спросонок,
бежала я с ватагою девчонок
в сады, что за селом,  возле пруда.

Мы шли садами. Нежный аромат
пионов нас преследовал повсюду.
Навряд ли этот запах я забуду,
пусть годы вереницей пролетят.

АСТРЫ

Солнце в небе удивилось:

– Что за чудо приключилось,

Может, звездочки зажгли?

Это астры расцвели!

Вся земля – ковер нарядный –

Яркий, красочный, парадный.

Шапки пестрые цветут,

Словно праздничный салют.

Сто оттенков и сортов

Этих радостных цветов:

Розовые, красные –

Самые прекрасные!

Приложение № 4

Дидактические  игры  по теме « Цветы»

Дидактическая игра «Садовник»

Задачи:

— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;

— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;

— развивать память, быстроту реакции, внимание;

— воспитывать честность при соблюдении правил игры.

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).

Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.

Садовник. Что такое?

Роза. Влюблена.

Садовник. В кого?

Роза. В ромашку.

Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Задачи:

— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника; розовый, сиреневый, лимонный);

— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);

— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;

— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.

Описание: дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Задачи:

— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;

— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;

— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;

— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);

— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

Описание: дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».

Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»

Задачи:

— формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;

— учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);

— называть оттенки и цвета;

— развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие;

— формировать чувство прекрасного.

Описание: Воспитатель предлагает детям выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.

Дидактическое упражнение «Найди причину»

Задачи:

— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

— строить  предложения;

—воспитывать ответственность за собственные поступки.

Описание: педагог зачитывает детям начало предложения со следствием событий, а дети должны достроить его, указывая причину.

Варианты

♦ Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы).

♦ Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы).

♦ Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара).

♦ Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением).

♦ Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер).

♦ Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете).

♦ Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму).

♦ Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).

Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»

Задачи:

— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;

— интерес к красоте родного языка, природы;

— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.

Описание: педагог задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.

Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.

Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.

Педагогу необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Задачи:

— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);

— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;

— развивать логическое мышление, речь;

— усидчивость, целенаправленность.

Описание: педагог вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сад на окошке"

Тема проекта: «Сад на окошке»Информационно-практико-ориентированный проект, краткосрочный, групповой. Цель проекта: познакомить детей с комнатными растениями, заложить основы экологического воспи...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: Полевые и садовые цветы.

Цель: Познакомить детей с целебными растениями нашего края.Задачи:1.  Познакомить  с лекарственными растениями, сформировать представление о них.         ...

Непосредственно - образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Расцвели красивые цветы"

Учить  детей рисовать букет цветов с зубчатыми или узкими лепестками в плетенной корзине,помочь овладеть рисованием штрихов  в разных направлениях в несколько рядов.Воспитываем аккуратность ...

Интегрированная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДОМОВЁНКА КУЗИ."Разработала : Козаченко Ольга Владимировна, воспитатель.

Интегрированная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КУЗИ.» Разработала : Козаченко Ольга Владимировна, воспитатель....

"Сами мы цветы сажаем и участок украшаем"

Проект в разновозрастной группе по экологии....

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мусор парк не украшает»

В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Экологическая проблема мусора на сегодняшний день является глобальной задачей для экологов всего мира.Наша жизнь...