НОД "Вестники Весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимченко Людмила Борисовна

Конспект интегрированного занятия по развитию окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vestniki_vesny_st.gr_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию

с детьми старшей группы «Б»

на тему: «Вестники Весны»

Составила и провела:

воспитатель

Тимченко Л.Б.

Санкт-Петербург, г. Колпино

2023г.

Организационная информация

1

Направления развития детей

Социально-коммуникативное,  познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое.

2

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3

Интеграция видов деятельности

Социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

4

Возрастная группа

Старшая

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Вестники Весны»

2

Предварительная работа

Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, дидактические игры «Когда это бывает?», «Четвёртый лишний», и другие. Рассматривание иллюстраций и предметных картинок с изображениями различных видов птиц,

3

Цель

Обобщить  знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

4

Задачи обучения

Систематизировать и закреплять знания о весне, ее признаках, перелетных и зимующих птицах;

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме; совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным по падежам, слоговой структуры слов, связной речи);

Совершенствовать умение детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Задачи развития

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания;

Развивать речевую активность, диалогическую речь, мыслительные операции, слуховое и зрительное восприятие, память, творческое воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику;

Формировать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи воспитания

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения к природе.

5

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Методы: практический, наглядный, игровой.

Приемы: создание игровой ситуации, вопросы, указание, пояснение, беседа, показ, загадывание загадок; поощрение.

6

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность, личностно - ориентированная технология, игровая технология

7

Культурные практики

Познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная.

8

Организация среды для образовательной деятельности

Магнитная доска; схематические символы «Времена года» (весна и зима) для составления рассказа, пособие 2 домика, игра «Четвертый лишний» (перелетные и зимующие птицы), игры «Где скворец?», «Ошибка художника», корзина с птицами-игрушками, разрезная картина с изображением корзины, 5 конвертов,  шкатулка, карта-схема.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу шкатулку.

Воспитатель:

- Ребята! Утром, придя на работу, я обнаружила на столе шкатулку.

(Пытается открыть ее, не открывается)

- Чтобы открыть ее, нужно отгадать загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет.

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла ……    (Весна)

Воспитатель:

Правильно! (Открывает шкатулку, достает записку, читает)

«Здравствуйте, дорогие ребята и воспитатели! В вашей группе спрятались от Зимы птицы – вестники Весны, без которых она не может полноправно вступить в свои права. Пожалуйста, помогите их найти! Вы обязательно справитесь, если выполните все задания. Они находятся в вашей группе. Удачи!»

- Ребята! Поможем Весне?

Дети:

Да!

Воспитатель:

А для начала подумайте, почему перелетных птиц называют вестниками весны?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Еще издавна считалось, что перелетные птицы приносят на крыльях весну. Ну что ж…. Отправляемся в путь! Поможет нам карта, которую я нашла в шкатулке.

Воспитатель:

Посмотрите на карту, куда нам надо идти? Что нарисовано?

Дети:

Три  подснежника.

Воспитатель:

Какую цифру будем искать?

Дети:

Цифру 3.

Дети передвигаются по группе и находят конверт с цифрой 3.

Из конверта достают карточки-символы «Времена года».

Воспитатель:

Ребята, необходимо отобрать карточку-схему, обозначающую весну, а затем найти картинки с ее признаками.

ИГРА «ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ»

(На магнитной доске расположены картинки, изображающие различные признаки  времен года (весны и зимы). Дети отбирают нужные карточки, обосновывают свой выбор, а затем составляют описательный рассказ о весне

Дети:

Весной пригревает солнышко.

Появляются проталины.

Тает снег, бегут ручьи.

Начинается капель.

Прилетают птицы.

Появляются насекомые.

Воспитатель:

Хорошо! В конверте что-то осталось, поэтому мы его забираем с собой и движемся дальше. Посмотрим на карту, что там нарисовано?

Дети:

Четыре птицы.

Воспитатель:

Какую цифру ищем?

Дети: Цифру 4.

Дети передвигаются по группе и находят конверт с цифрой 4.

Воспитатель:

- Ребята, я уже говорила, что перелетные птицы приносят на крыльях весну. Каких перелетных птиц вы знаете?

-  А давайте вспомним, как называются птицы, которые остаются зимовать?

 Каких зимующих птиц  вы знаете?

- Молодцы. И теперь мы сможем выполнить следующее задание и пройти дальше..  

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

(Два домика с картинками птиц, по четыре в каждом (одна птица неверная). Дети находят ошибку и переставляют птиц. Свой выбор обосновывают. Игра проводится 2 раза с переменой картинок)

Воспитатель:

А теперь всех птиц выставим в ряд, к ним прилетели еще 2 птицы. Сколько всего птиц?

Дети: 10 пт иц.

Воспитатель:

- Какой по счету аист?

- Какой по счету снегирь? (Ответы детей)

- Некоторые птички улетели и остались ласточка, аист, скворец, соловей.

- Ребята, послушайте, какой одинаковый звук в этих словах? (Звук [с])

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «ВЕСЕННЯЯ»

Раз и два – звенят капели, (дети вытягивают руки и перебирают пальчиками)

Три, четыре – мы запели. (дети поставили руки на бок и поют: ля-ля-ля)

Пять и шесть – летят скворцы, (взмахи крыльев птиц)

К нам летят весны гонцы.  (летают по кругу)

Семь и восемь – мы присели, (дети садятся на корточки)

Девять, десять – полетели!

Воспитатель:

Посмотрите на карту, что на ней изображено?

Дети:

Пять домиков.

Воспитатель:

Конверт с какой цифрой будем искать?

Дети:

С цифрой 5.

Дети находят конверт с нужной цифрой, достают задание.

Воспитатель:

Ребята! Нам предлагают поиграть в игру, которая называется «Где скворец?»

Дети выполняют задание, сидя за столами. У каждого плоскостной скворечник и плоскостное изображение птицы.

Воспитатель:

Наш скворец решил осмотреть окрестности и вылетел из своего скворечника. Сначала он полетел в нижний левый угол, затем сел на жердочку. Потом полетел в правый верхний угол, и опять сел на жердочку и т.д. (в правый нижний, в левый верхний).

Дети передвигают птичкой в заданном направлении

Далее задание выполняется стоя. Дети держат скворечник перед собой в одной руке, другой держат птичку и передвигают ею в заданном направлении.

Воспитатель:

А теперь наш скворец летает над скворечником, спрятался под скворечником, летает около скворечника справа и т.п. (слева, за ним, под ним)

Дети двигают птичкой в нужном направлении.

Воспитатель:

Налетался наш скворец, он решил отдохнуть. Ну, а нам пора в путь. Забираем конверт и смотрим по карте, какая следующая у нас остановка?

Дети:

Шесть  божьих коровок.

Воспитатель:

Какую цифру будем искать?

Дети:

Цифру 6.

Воспитатель:

Наши поиски подходят к концу, осталось выполнить последнее задание - «Помоги художнику дорисовать птиц».

Дети выбирают рисунок, рассматривают его, определяют, что забыл нарисовать художник (клюв, лапы, хвост и т.д.).

Дети садятся за столы и дорисовывают рисунки.

Воспитатель:

Все задания выполнили, давайте посмотрим, что в конвертах, которые мы собрали.

Воспитатель достает разрезные картинки, из которых дети составляют изображение корзины.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что обозначает эта подсказка? Зачем нам нужна корзина?(Ответы детей).

Воспитатель:

А может в корзине спрятались птицы? Где в группе стоит корзина?

Дети находят корзину, внутри которой «спрятались» птицы-игрушки и призы-магниты с изображением птиц).

Воспитатель:

А вот и наши Вестники Весны! Кто это?

Дети:

Перелетные птицы.

Воспитатель:

Мы их нашли, и теперь Весне нечего опасаться за то, что Зима опять вернется. А маленькие призы Весна оставила вам за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...