"Тайны берёзы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дорофеева Любовь Евгеньевна

Конспект занятия ОО "Познание" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._tayny_beryozy.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

ТАЙНЫ БЕРЁЗЫ

 Цель: Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Задачи:

  1. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом при составлении описательного рассказа.
  2. Тренировать в подборе определений и сравнений.
  3. Развивать познавательную активность, память, мышление. формировать умение очищать воду с помощью фильтра, используя в своей деятельности алгоритм.
  4. Продолжать воспитывать любовь к родине, родной природе через эстетические переживания.

Словарная работа:

  1. Упражнять детей в умении выражать свои мысли в виде монолога (репортаж).
  2. Активизировать и расширить словарь детей за счет красивых эпитетов, новых слов.

Материал: фото и иллюстрации с изображениями берез, изделий из березы и бересты. Самодельная книжка с листами формата А3 для заполнения страниц детьми по заданиям занятия.

Предварительная работа:

Подготовка с детьми рассказов – репортажей, участие в проектной деятельности «Люблю берёзку русскую»

Ход занятия:

Дети заходят в группу и видят на столе вещи.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, человеку какой профессии могут принадлежать это вещи? (воспитатель достаёт сумочку с ручкой, блокнотом, микрофоном, видеокамеру, диктофон).

- Журналисту.

- Чем занимаются журналисты? (пишут статьи в газеты, журналы, участвуют в телепередачах.)

-Как вы думаете, каким должен быть хороший журналист?

(высказывания детей).

-Может кто-нибудь из вас вырастет и станет настоящим журналистом.

- А сейчас предлагаю вам превратиться в настоящих журналистов, и помочь мне выпустить новый познавательный журнал.

-Посмотрите, как он называется (показывается первая страница журнала – обложка со словом «Тайны…»).

- Тайны, интересно …

- Какие тайны?

Ой, здесь какие-то буквы. Давайте попробуем сложить слово и прочитать его( дети выкладывают слово БЕРЁЗЫ.

- Вот как называется наш журнал — «Тайны берёзы».

- Хотите, чтоб журнал получился интересным? Что можно рассказать про березу, чтобы читатели захотели прочитать наш журнал?

(высказывания детей: какая береза? где растет? чем знаменита?)

-Наверно самое главное, чтоб читатель, особенно если он маленький, должен научиться узнавать березку.

-Предлагаю для этого выполнить первое задание: найдите из всех картинок те, которые относятся к березе.

(дети находят картинки, на которых изображены ствол, ветки, плоды берёзы, приклеивают их на следующую страницу журнала)

-Хотите, расскажу вам первую тайну?

- Знаете, почему у березки белый ствол? Оказывается для защиты. Белый цвет защищает березку от жарких солнечных лучей.

- А ствол у березы белый из-за вещества бетулин, который окрашивает кору в белый цвет.

-А зачем на стволе черные полоски? Береза через них дышит. В жару полоски раскрываются, и к корням поступает воздух. Кто помнит их название? (чечевички)

- Я думаю, что с помощью наших корреспондентов мы сегодня раскроем много тайн и у нас получится очень интересный журнал.

- Давайте раскроем следующую страницу нашего журнала.

Что здесь написано? «Символ России».

Давайте послушаем репортаж…

1ребёнок

- А вы знаете, что больше нигде в мире не растут такие красивые белые березы. Береза одно из самых удивительных и красивых деревьев на планете. Россию называют «Страной берёз».

-Как вы думаете, почему в России очень любят березу? За что? (она красивая.)

-Давайте и мы с вами полюбуемся красотой березы.

Про березу пели песни, художники писали картины, поэты сочиняли стихи.

2 ребёнок Люблю березку русскую (Прокофьев Александр.)

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

3 ребёнок Стихотворение (С. Есенина)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

4 ребёнок «Береза, моя березонька…»

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза моя кудреватая!

Стоишь ты, березонька,

Осередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья бумажные,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В Семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венок плетут.

(Русская народная песня)

А сейчас мы с вами посетим картинную галерею. Давайте рассмотрим эти картины  и расскажем, чем они нам запомнились.

Иван Иванович Шишкин «Берёзовая роща» (богатырь леса, символ России, оттенки, невероятная чёткость, аромат берёзы).

Игорь Грабарь «Февральская лазурь» ( солнца в картине нет, но чувствуется присутствие, тени, передний план, старая берёза, красива во все времена года)

Исаак Левитан «Берёзовая роща»  ( писал картину 4 года, брал её с собой везде, не мог закончить, в картине много красок)

Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили ( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

Давайте и мы с вами украсим березку в нашем журнале. Кто придумает красивое слово про березку, тот приклеит слово- листик в журнал.

-Давайте подберем к березке слова, опишем её. Какая она бывает? (Стройная, кудрявая, зелёная, золотая, плакучая, нежная, любимая, белая, белоствольная, грустная, нарядная, символ добра, символ России).

(Дети называют слова и прикрепляют в журнале на странице за каждое слово к березке листочки).

-Какая у нас получилась красота!

- Давайте заглянем на следующую страницу.

Как она называется? (Дети читают «Тайны старины глубокой…)

-Чтоб раскрыть эти тайны наши корреспонденты отправились в музей. Давайте посмотрим их репортаж из музея.

5 ребёнок Здравствуйте, мы ведём свой репортаж из музея. Сегодня я узнала, что раньше, когда еще не было бумаги, на березовой коре писали письма. Эти письма называют берестяными грамотами. Их находят археологи во время раскопок.

6 ребёнок Я узнал, что в старину говорили, что береза нужна, чтоб избу освещать. Оказывается, в давние времена не было ни свечек, ни ламп. Люди освещали дом лучинами. Это такая длинная щепка от полена, которую поджигали, и она долго горела и светила в доме. Березовая лучина горела ярче и дольше других.

7 ребёнок А еще в старину говорили, что берёза болезни прогоняет. При простуде люди заваривали березовые почки и березовые листья, и пили лечебный чай. Березовую кору топили на огне и получившимся дегтем смазывали раны. А березовым веником и сейчас без всякого волшебства в бане прогоняют простуду.

8 ребёнок В старину про березу говорили, что она семью поит, кормит и одевает. Очень любили в давние времена собирать березовый сок. Этот сок люди пили, делали из него квас, варили из него кисели. Так береза поит.

9 ребёнок Раньше не было магазинов, негде было купить посуду. Её делали из березы и березовой коры: тарелки, ложки, туеса, корзинки, лукошки, ковши. Даже обувь плели из бересты- лапти.

Воспитатель:

- Название «берёза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. Поэтому березу сажали около дома как талисман, для благополучия семьи и в честь новорожденного ребенка. Беpёзовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хоpоший ypожай.

- Спасибо нашим корреспондентам, Они помогли нам раскрыть еще некоторые тайны березы.

-Давайте посмотрим, что нас ждет на следующей странице нашего журнала. «Тайны березовой коры».

-Что вы знаете про кору? (высказывания детей)

-Как называется кора березы? (береста)

- Давайте потрогаем кору. Какая она? Оказывается, береста удивительна. В посуде, сделанной из бересты, холодное молоко не нагревается и долго не портится. А горячая еда долго не остывает. А еще в берестяной посуде продукты не портятся, потому что береста убивает микробов.

Даже в наше время есть мастера, которые делают из бересты замечательные вещи.

Всем вам известен этот предмет, это фильтр для воды. В  нём стоят фильтры, наполненные древесным углём. Водопроводная вода проходит через него, и таким образом вода очищается.(ОПЫТ по очищению воды)

Есть очень измельчённый, обработанный уголь, его применяют в медицине.

Кто из вас помнит репортаж Арины? О чём она нам рассказала?

Пока вода наша очищается. Мы с вами попробуем берёзовый сок.

-А что же нас ждет на следующей странице? Смотрите какая-то Записка. Вот так тайна. Это загадка, отгадав которую мы сможем приблизиться к тайне.

Часто я в него смотрюсь

Перед ним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю.

 - Давайте посмотрим, что в конверте лежит. (Дети достают картинки железку, вишенку, камень)

- Что за чудеса, что за тайна? Опять придется позвать на помощь наших журналистов.

- Первый наш репортаж из далекой камчатки.

10 ребёнок Здравствуйте. Посмотрите, эта берёза растет на камнях, на склонах вулканов. Поэтому её назвали каменная. Эта берёза растет в тяжелых условиях, она выглядит экзотично. Ствол березы сильно ветвистый, причудливо изогнутый, узловатый.

А вот в лесу каменные берёзы стоят поодаль друг от друга, так что лес похож на парк – ухоженный и светлый. Эта береза живет довольно долго – до 300 или 400 лет.

ВОСПИТАТЕЛЬ Посмотрите, это удивительная береза. Эта береза самая крепкая. Её нельзя срубить топором, от этой березы даже пули пистолета отскакивают. Древесина этой березы лучше, чем металл. Она не ржавеет и не гниет. Эту березу даже нельзя срубить топором, потому что топор отскакивает от ствола. Если бы из этой березы построили дом, то он стоял бы вечно. Это дерево очень крепкое и тяжелое. Бревно этой березы тонет в воде. Увы, эта береза встречается очень редко. Растет она в заповеднике и охраняется законом. А называют эту березу железная. Как вы думаете, почему бревно этой берёзы тонет?

-Наш корреспондент передает репортаж из далекой Северной Америки.

10 ребёнок Посмотрите, ребята. Эту березу назвали вишнёвая. Сейчас расскажу почему. Почему её так назвали? — да из-за коры, похожей на вишневую! И даже запах у её древесины вишневый! Листья у нее тоже какие-то не березовые. Ну вот, скажете вы, и это береза как-то не похожа на березу! Что ж, так и есть!! Увидев такое вот дерево, никто и не подумает на березу

Кстати, еще её называют сладкой. Как вы думаете, почему? Вот и не угадали, не из-за сока! А из-за сладкого запаха!

Еще эту березу можно есть! Да, это правда, никакой ошибки. Едят слой древесины, расположенный сразу под корой. Правда, только весной.

-А сейчас следующие корреспонденты побывали на далеком севере, в тундре.

11 ребёнок Добрый день, мы ведём свой репортаж с далёкого севера. Здесь березка растет не деревом, а кустарником, высотой едва достает до колен взрослого человека, а бывает и ниже грибов. Поэтому её назвали карликовой. А чаще эта березка просто стелется по земле поверх мхов. Ствол у северной березки толщиной как карандаш. Кора у деревца не белая, а темная, чтобы больше притягивать солнечного тепла.

12 ребёнок Листья у нашей северной берёзки круглые, размером с десятикопеечную монету. Серёжки карликовая берёза тоже одевает, только они у неё такие же карликовые, не больше ногтя. Летом у берёзки ярко-зелёные листья, а осенью они не желтеют, а краснеют.

Воспитатель:

- Оказывается, кроме привычной, обыкновенной белой березы, в мире существуют множество других видов берез. Около 120 видов. Существуют березы и с розовой, красной, желтой и даже черной корой.

- Вот и последняя страница нашего журнала. Давайте нарисуем берёзу в память о нашем занятии. У нас на столах есть (дети перечисляют: простой карандаш и уголь. Давайте попробуем выяснить, что рисует ярче? Нарисуйте берёзу. А крону дерева мы изобразим необычно. Для этого нужно смять листок, сделать из него бумажный ком. И взять ту краску, которая  больше всего подходит для вашего настроения. У вас получится берёза в разное время года.

РЕФЛЕКСИЯ:

У нас в группе есть маленький берёзовый  туесок «Копилка желаний», давайте наполним его тем, что вам больше всего запомнилось на занятии. Какие тайны березы вы запомнили? Что было самое удивительное? Что бы вы посоветовали прочесть в нашем журнале?

Я думаю, что благодаря нашим корреспондентам, их репортажам наш журнал получился замечательным.

-Давайте вечером мы покажем наш журнал нашим мамам и расскажем им про березовые тайны.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Тайны берёзы»

Воспитатель Дорофеева Л.Е.

2019год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»

На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".

Конспект образовательной деятельности  "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой....

Проект "Берёзы, берёзы" Средняя группа

Познавательно-творческий проект "Берёзы" для детей среднего дошкольного возраста...

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский

Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения  Ф. Достоевского  (по произведению «Мужик Марей»)...

Проект по экологии «Берёзы, берёзы»

Проект по экологии «Берёзы, берёзы»...