НОД "Воробей, воробушек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок»

филиал

                              муниципального общеобразовательного  учреждения

«Новоржевская средняя школа»

        

 КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Воробей, воробушек»

для детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

                        Сергеева А.А.

          Воспитатель

Педагогический стаж   35 лет

Высшая квалификационная категория  

г.Псков

2023г.

Цель: формирование у детей  представления  об  образе  жизни  воробьёв.

Психолого-педагогические задачи:

Обучающие:

  • Способствовать формированию у детей представления о видах воробьёв, обитающих   в  псковском крае.
  • Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.                                                                                                

Развивающие: 

  • Развивать у детей  логическое мышление, связную речь.
  • Развивать у детей познавательный интерес; любознательность,  память, наблюдательность.
  • Развивать двигательную активность и мелкую моторику.
  • Способствовать развитию самостоятельности и воображения детей.

Воспитательные:  

  • Воспитывать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на представленный материал.
  • Воспитывать внимание, доброжелательность, инициативность.  
  • Воспитывать желание заботиться о птицах.

 Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Виды  детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская,   коммуникативная,  игровая, двигательная ,конструирование ,музыкальная.

Форма работы с детьми:  подгрупповая, индивидуальная

Здоровьесберегающие  технологии:  танцетерапия ,  игра с прищепками.

Оборудование: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), тематические ободки с изображением воробья (по количеству детей), прищепки (по количеству детей), материал для практической деятельности (сено, полимерная стружка, нитки), птички-оригами (по количеству детей)

Методы: 

- наглядный  (демонстрация слайдов)

- словесный  (рассказ педагога)

-практический (конструирование из разных материалов, исследовательская деятельность)

Приёмы:  показ способа действий,  проговаривание ответов (индивидуально, хором),  вопросы (уточняющие, поисковые), пояснение, поощрение,  внезапное появление объектов, «превращение» в воробьёв,  использование стихотворных текстов, рассматривание материалов для гнезда  и окружающей обстановки.

Предварительная работа педагога заключалась в подготовке к проведению педагогического мероприятия: изучение и анализ нужной информации, создание презентации, составление конспекта, изготовление  тематических ободков-масок и фигурок птиц, подбор материалов для практической и исследовательской деятельности.

                                                             Ход  НОД

I.Вводная часть

1. Приветствие.

Воспитатель приглашает детей в круг 

- Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)                                                                       Скорей становитесь со мною в кружок!    (Образуют круг)

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Зовут меня Алевтина Анатольевна. Я немного поработаю у вас воспитателем.  Надеюсь, что  наша встреча принесет всем  радость и много новых интересных впечатлений.

II. Основная часть

1.Постановка проблемы

-  Мы встретились  в  замечательное время года. Как оно называется?  (весна)

Слайд № 2    

Да, ребята, наступила весна.  Природа пробуждается от зимнего сна. Всё звонче щебечут птицы, радуясь наступлению весны.  А кто  поёт  громче всех?     звук воробья

Угадайте?

«Чик-чирик, да чик-чирик!», —

Раздается бойкий крик,

Нет на свете веселей,

Эта птичка … (Воробей)  

-Верно, это воробей. А если он не один, как  надо говорить?  - воробьи

 Мы так привыкли к этим маленьким птичкам, что порой их не замечаем. А воробьи – весьма интересные птицы.  Хотите узнать,  какие бывают воробьи, где они живут, чем питаются, вред или пользу приносят людям?   - да!

А для этого я предлагаю вам  стать воробьями. Согласны?  Не испугаетесь?

 Давайте  повернёмся вокруг себя  и произнесём «волшебные» слова:

«Вот я, вот я превращаюсь в воробья!»

(на головы детям надеть   ободки  с изображением птиц)

2. Принятие правил поведения

- Вот какие чудные воробушки  появились в группе.  Целая стайка. А я буду  воробей-воспитатель.

А теперь, воробушки, летите и тихо садитесь  на стульчики, спинки прямые, руки на колени, и познакомьтесь                с правилами нашей работы:

  • Ты сиди спокойно, стройно, и веди себя достойно.
  • Отвечай по одному, и научишься всему.

Если правила соблюдать, станете  больше знать.

3. Рассказ  воспитателя о воробье

а)  Виды   воробьёв                                               

Воробьи – это самые многочисленные птицы на Земле. И в нашем псковском крае встречается :               Слайд № 3

воробей  полевой .

Как вы думаете, где он чаще можно увидеть? (в поле)

Полевые воробьи живут в сельской местности, в деревнях, полях, больших садах, рощах.  И так, какой это воробей? (полевой)

 И воробей  домовый .

 А где можно встретить  домового воробья, догадались? (в городе) 

Домовым  его называют потому, что он любит селиться  рядом  с жильём  человека. Как правило, в городах.  Какой это  воробей? (домовый)

Итак, какие виды воробьёв обитают в нашем крае? (полевой и домовый)

   б) Строение тела птиц

 Ребята, посмотрите  на изображение птиц. Скажите,  какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.  (отвечают по одному)

У птиц есть голова.

У птиц есть два крыла.

У птиц есть две ноги.

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Чем покрыто  тело птиц?

Покрыто перьями,  которые  помогают сохранять тепло,  и придают птицам их неповторимую окраску.

Воробьи  не улетают  от нас зимой. Значит, воробьи - какие птицы? (зимующие)

                           Исследовательская деятельность.  (1 мин.)

- А ещё у воробьёв такое строение глаз, что они видят всё в  розовом  цвете.  Розовый цвет означает доброту, он успокаивает и помогает улучшить настроение. 

Хотите посмотреть вокруг глазами воробьёв? Подлетайте ко мне, детишки-воробьишки, пусть каждый возьмёт «окошко», через которое мы заглянем в мир воробьёв.  (какого  оно цвета? – розового). Посмотрите вокруг, друг на друга, на меня. Нравится? - Да

Теперь вы знаете, каким  красивым видят окружающий мир  воробьи.

Сложите  в коробочку наши «окошки» и летите  ко мне, мои воробушки.

(остаёмся стоять)

             

в)   Как воробьи строят гнёзда.

-  У всех птиц есть своё жильё. Как называется жильё птиц? (гнездо) Слайд № 4 

Воробьи  устраивают свои гнёзда  под крышей дома, на чердаках,  в щелях, могут и  на деревьях.   Слайд № 5

Своё жильё  воробьи тщательно охраняют от врагов.   Слайд № 6

 

                         6) Игра с прищепкам   «Гнездо для воробья».     3-4 мин.

Я предлагаю вам, мои птички, построить свои гнёзда.  Для этого делимся на две стайки. Каждая «совьёт» своё гнёздышко.  

Из чего мы будем строить гнёзда? (из сухих травинок, тряпочек, ниточек и т.д.)

(дети подходят к столам, на которых приготовлены прищепки)

Как же мы будем строить гнездо, ведь у нас нет клювов?  (предположения детей)

Я предлагаю вместо клюва, каждому  взять прищепку. Берём наши клювики большим и указательным пальцами, проверьте, у всех работают?

 «Клювиком» берём травинки и выкладываем гнёздышко. Работаем  дружно  и слаженно, ведь воробьи дружные птицы.  А я буду вам помогать. (Воспитатель участвует в постройке).

Не забывайте о безопасности: аккуратно обращайтесь с прищепками, не толкайте друг друга.

   Помните, работаем только клювиками, как настоящие воробьи и дружно.

     Дети выполняют конструирование из природных и бросовых  материалов

- Вот какие уютные гнёздышки у нас получились,  потому, что вы дружно работали и быстро, как настоящие воробушки.

 А теперь летите на места, мои воробьишки. Сели ровно спинки прямые,   не забудьте наши правила.  

г)  Питание  воробьёв

 - Как вы думаете, а чем питается воробей?  (ответы детей)

Воробьи – птицы неприхотливые и поедают любой корм, которым всегда делятся                            с товарищами.  Слайды  № 7,8,9

Летом  воробьям живётся сытно. Они  обожают семечки подсолнечника, не прочь полакомиться садовыми ягодами,  охотно клюют семена  и зёрна растений в полях и на огородах , поедают  насекомых, которыми выкармливают и своих птенцов.  Слайд №10

Зимой воробьям приходится трудно. Как вы думаете, почему? (мало корма, из-под снега не достать)

 А голодным птицам  сложно переносить холод.  Поэтому  люди  помогают  птицам зимой. Как?  (подкармливают, делают кормушки)                   Слайд № 11                       

Ребята, а вы подкармливали птиц зимой?  (да)  Молодцы, что заботились о птицах.

                 

                                        Танцетерапия

Воробьи –  птицы непоседливые.  Предлагаю вам  подвигаться  как воробьи. Внимательно слушайте слова и выполняйте движения.

И полетели на места

                        О.Железнова «Танец маленьких воробушков»

                                  (движения соответствуют тексту)

- Молодцы, как здорово танцевали, как настоящие воробьи!  

 Не забываем о наших правилах, сели ровно, спинки прямые.  И продолжаем.

                                                                                                            

ж)   Польза и вред воробья                                                                                               

- Ребятки- воробьятки, а  как вы считаете: воробей птица полезная или вредная? Почему? (ответы детей)                                                                                                                                    Раньше люди считали воробьёв вредными птицами – за то, что они клюют зерно на полях, ягоды в садах. Но  воробьи  истребляют большое количество вредных насекомых и гусениц, когда выкармливают своих  птенцов. Поэтому  приносят больше пользы, чем вреда. Значит, воробей птица какая?  - полезная. 

За спасение посевов и садов от вредителей люди  установили  памятники этой маленькой  птице.       Слайд № 12

Один из таких памятников находится в белорусском  городе  Барановичи. Посмотрите, какой он простой и красивый.

  Чтобы  напомнить людям  о важности сохранения воробьёв, во всех странах, 20 марта  отмечается  Всемирный день воробья.  

Вот какой воробей, воробушек. Маленький, но такой ценный. Посмотрите,  прилетел к нам.    Слайд № 13 (звук)

 -  Летите  и вы ко мне, мои славные воробушки.  (становятся в круг)

Понравилось вам быть воробьями? (ответы детей)

Теперь пора превратиться в детей.

Повернитесь вокруг себя и произнесите: «Вот я потихоньку становлюсь опять ребёнком!» (пока поворачиваются, снять ободки).    Остаёмся стоять

III. Заключительная часть.

 Обобщение воспитателя. Рефлексия

  О какой птице  мы говорили?  - можно хором  о воробье

Какие воробьи обитают в нашей местности?  (домовый  и полевой)

А чем питается воробей? – семенами растений, насекомыми

В какое время года воробью живётся лучше? ( летом, т.к. появляется много корма)

Полезная или вредная птица воробей? – полезная, т.к. истребляет вредных насекомых, поэтому нужно оберегать воробьёв и заботиться о них, особенно зимой!

- Ребята, мне очень понравилось у вас. Вы очень  старались.  А вместе мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас  «спасибо» (за старание, доброту, отзывчивость, прилежание, находчивость, сообразительность, трудолюбие, организованность, собранность, терпение).     Спасибо!                                                  

Очень жаль мне расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.  

Я желаю вам быть такими же дружными, бойкими как воробьи.  И  на память о нашей встрече примите вот таких разноцветных весёлых  воробушков. (птички –оригами) 

 Слайд № 14

До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия для детей младшего дошк. возраста "Воробушек"

Цель занятия.-Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке.-Закреплять умения детей передавать образ воробья в пении, движении и игре....

Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»

Здесь представлена система всестороннего  ознакомления детей с воробьём....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Музыка» «Как нашелся воробушек» для детей первой младшей группы

Этот материал может использоваться для проведения развлечения как осенью, так и весной (по Вашему усмотрению). Включает основные виды деятельности детей раннего возраста на музыкальном занятии....

Открытое занятие для детей 2-3 лет Воробушек в гостях у ребят

Интеграция образовательных областей "Познание"Художественное творчество"для детей группы кратковременного пребывания занятие "воробушек в гостях у ребят"...

Конспект занятия по обрывной аппликации в средней группе «Воробушек дружок»

Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывание бумаги....

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Комочек серых перышек, Веселый наш воробушек…»

Интегрированная образовательная деятельность  в группе компенсирующей направленности – ЗПР (5-7 лет)...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (лепка) Тема: «Воробушек»

Цель: Создание птиц из пластилина.Задачи:1.Образовательные: закреплять приёмы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание.2.Развивающие: развивать эстетическое вос...