Технологическая карта с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Поздняя осень в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ахмедова Юлия Олеговна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта 

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

"Поздняя осень в лесу"

 

 

        Авторы:

Воспитатель 

  Ахмедова Ю.О

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                           

г. Ростов

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД с детьми  старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Поздняя осень в лесу»

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Цель воспитателя: Систематизация представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях с помощью интеллект - карты.

Цель детей: помочь зайцам понять, кончается осень или нет.

Задачи 

Предпосылки УУД

1.Обучающие 

1.1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

1.2.  Формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам;

1.3.  Создать условия для развития связной речи, обогащению словаря с помощью интелект-карты.

1.Личностные

1.1 Формирование познавательной и социальной мотивации; 

1.2Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

2.Регулятивные

2.1 Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

2.2 Умение работать по инструкции взрослого

2.3 Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

3.Познавательные

3.1  Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

3.2 Умение работать по заданному алгоритму;

3.3 Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

4.Коммуникативные

4.1 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

4.2 Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 

2. Развивающие

2.1.  Создать условия для развитии  умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность;

2.2. Создать условия для развития умения слушать других детей; 

2.3. Создать условия для развития познавательной активности, любознательности, воображение и внимания.

2.4  Создать условия для  развитие общей и мелкой моторики рук

3. Воспитательные

3.1. Создать условия для воспитании отзывчивости, доброжелательности, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;

3.2. Создать условия для воспитания заботливого отношения и любовь к природе

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадки, рассматривание картин из серии «Дикие животные», «Деревья», «Явления поздней осени», беседы о жизни диких животных, дидактические игры.

 

Оборудование, материалы: интеллект-карта, картинки с изображением диких животных, картинки деревьев и плодов, пазлы, музыка.

Словарная работа: беседа, вопросы, художественное слово (загадки, пояснения, самостоятельная деятельность, активность детей за счет включения проблемной ситуации, музыкальное, мультимедийное сопровождение).

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

 

Этапы НОД, продолжительность,  задачи этапа

Ход НОД

Технологии, методы, приёмы

Результат

Предпосылки УУД

Деятельность педагога и действующих лиц

Деятельность воспитанников

1.Организационный

1мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

 

 

 Дети встают в круг держась за руки (проговаривая стихотворение вместе с воспитателем). 

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте и мы сегодня с ними поздороваемся.  

- А я рада видеть вас сегодня  таких красивых, добрых, с хорошим настроением!  - Этот день мы проведем вместе. 

- Пусть вам он нам принесет радость и много интересных впечатлений.

 Здороваются с гостями

 

 

 

Минутка вхождения в день

 

 

 

Создание игровой ситуации

Настрой на совместную деятельность

1.1

4.1

4.2

2.Мотивационный

1 мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на доску «Удивления». 

- Ребята, посмотрите что – то не так с нашей доской «Удивления»? (дети осматривают и приходят к выводу, что появился знак вопроса). 

- Ребята, что означает этот знак? (мы должны что – то узнать или рассказать о чем-то).

Вдруг в  дверь стучат.

- Ой, ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришел?

 - Ребята, посмотрите нам пришло письмо, от кого оно?

Воспитатель читает письмо:  «Здравствуйте ребята! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

- Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осенний лес и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

 

Слушают воспитателя

введение в тему

 

 

 

сюрпризный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос-ответ

Положительный настрой на совместную деятельность

1.2

2.1

3.3

4.1

3.Активизация имеющихся знаний 

2 мин 

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении ответа на поставленные  вопросы.

Ребята, а действительно холода наступят уже скоро? А признаки осени вы знаете?
Сейчас проверим:

«Хлопай, топай»

Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Осенью растут грибы.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
– Молодцы, всё про осень вы знаете. Но нам надо торопиться.
Вы готовы отправиться в лес?

Для начала нам нужно одеться

«Оденемся на прогулку»

И так, мы оделись, а теперь мы пойдем в лес. 

«Звериная разминка»

А чтоб было веселее, будем выполнять упражнения.
«Идем по тропинке» (Ходьба в колонне по одному)
«Переступаем через лужи» (Ходьба приставным шагом)
«Кабанчики» - тяжелая ходьба на пятках.
«Гордый олень» - ходьба с высоко поднятыми коленями, руки вверх
«Ёжик» – в полуприседе (10 сек)
«Зайцы прыгают»– прыжки на двух ногах, руки на плечах, локти вперед
«Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни
Идем тихонько, чтобы не испугать лесных жителей. (Ходьба на носочках ).

 

 

 

 

Мало подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мало подвижная игра под музыку

 

 

Физкультминутка под музыку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя мотивация на деятельность

 

Способность детей выполнить задание (правильно ответить на поставленные вопросы)

1.2

2.3

3.3

4. Создание и  решение проблемных ситуаций

10 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности

Воспитатель: Ну,  вот ребята мы и пришли. 

Посмотрите, а вот и первое задание

№1  «Какая сейчас осень?»

(картинки с указателями право, прямо, налево)

Посмотрите картинки с осенними месяцами. Какой лес больше соответствует нашему времени года? Какой период осени сейчас идёт? (поздняя осень). А месяц какой? А что будет, когда закончится ноябрь? А на других картинках, какой период осени изображён (ранняя, золотая)? Значит нам всё-таки направо?

-   Ну вот, наконец, мы в лесу, как много деревьев. Но они до сих пор не сбросили листву (подходит к дереву, слушает). Вот рябина мне подсказывает, они не сбрасывают листву, потому что после урагана перепутали все плоды, семена, листья, и просят нас помочь восстановить порядок.№2 

 

Задание №2  «Детки и ветки»

Разобьёмся на 2 команды. Одной команде я дам карточки с семенами и плодами деревьев, вы будете «детки». Другой команде дам карточки с листьями, веточками, вы – ветки. Пока звучит музыка, вы бегаете по ковру, выполняете красивые движения, танцуете. Как только музыка остановится, вам нужно сразу найти себе пару так, чтоб ваши картинки соответствовали друг другу, листья и плоды на картинке принадлежали одному дереву. Если карточки совпали, вы прикрепляете их к соответствующему дереву.

Молодцы, давайте присядем на пенечке и не много отдохнем.

«Ветер»
– Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать слабый ветер? (ветерок)
А если ветер сильный как его можно назвать? (ветрище)
(Листья подвешены на ниточках)
Подойдите к листочкам.
– Подул слабый ветер. (Делаем глубокий вдох носом и выдох через рот, дуем на листочки : фь-фь 2 раза)
– А теперь подул сильный ветер (Глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом у-у-у 2 раза)
– Снова слабый ветерок
– Снова сильный
– Сколько листьев нападало. - Давайте, соберем листья с дорожки.

Сейчас вы мне расскажите у кого какой листок.

– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет). А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю) Оставьте листики на полянке, пусть они тоже принесут пользу.

№ 3  «Птицы зимующие и перелётные» 

Ребята, посмотрите, сколько птиц собралось. Здесь и зимующие, и перелётные, давайте им поможем разобраться: кто уже улетел, а кто должен прилететь зимовать.

Ну вот, и птицам мы помогли. Теперь всё встало на свои места.

Задание №4

(рассказ о диких животных)

Посмотрите на лесную доску, каких диких животных вы видите здесь? (дети перечисляют: белка, заяц, лиса).

-Расскажите что общего у этих зверей:

1.Дикие животные в осенний период линяют, т.е меняют шубки;

2.Шерсть становиться гуще и теплее.

3.Лиса и белка меняют рыжею шерстку на серую.

4. Заяц становится белым.

5. Лоси сбрасывают рога на зиму, но только самцы, после брачного периода. Дикому животному зимой легко ходить без рогов, он не за что не будет цепляться. 

Ну вот ребята, мы с вами и завершаем путешествие по осеннему лесу, нам нужно отправляться обратно в детский сад, чтоб рассказать и написать письмо зайцам.

«Звериная разминка»

А чтоб было веселее, будем выполнять упражнения.
«Идем по тропинке» (Ходьба в колонне по одному)
«Переступаем через лужи» (Ходьба приставным шагом)
«Кабанчики» - тяжелая ходьба на пятках.
«Гордый олень» - ходьба с высоко поднятыми коленями, руки вверх
«Ёжик» – в полуприседе (10 сек)
«Зайцы прыгают»– прыжки на двух ногах, руки на плечах, локти вперед
«Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни.
Идем тихонько, чтобы не испугать лесных жителей. (Ходьба на носочках).

- Вот мы с вами и вернулись в детский сад, давайте с помощью доски «Удивления» расскажем, какие изменения произошли поздней осенью, вы будете рассказывать, и прикреплять картинки на доску, а я потом сфотографирую и отправлю письмо зайцам.

 

Вопросы воспитателя

Дидактическая игра с музыкой

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с 

Интеллект - картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра за столами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа о диких 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интеллект- картой

 

 

 

Создание и решение небольших проблемных ситуаций, Использование художественного слова; Беседа; Создание игровой ситуации

Внутренняя мотивация на деятельность

1.2

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

5. Рефлексивный этап  1 мин

Подведение итогов НОД

 

- ребята вам понравилось занятие?

-Где мы сегодня побывали?

- А зачем мы отправились в лес?

- Что вам запомнилось больше в путешествии?

Говорят, что им запомнилось, понравилось.

 

Организация

 рефлексии

 

4.1

4.2

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект СОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:" Кто живет в зимнем лесу"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Кто живет в зимнем лесу" с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...