Познавательно-творческий проект «Скоро в школу мы пойдем»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_shkole_2017.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

                               Познавательно-творческий проект

«Скоро в школу мы пойдем»

в подготовительной группе «Радуга»

                        Выполнила:

                                        Версина Вера Семеновна

                                                        

2017 г.

Вид проекта:

Социально-педагогический

Тип проекта:

познавательно - творческий.

Место проведения:

МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

Длительность:

Долгосрочный 1 год (сентябрь-май)

Сроки проведения:

15 сентября 2017  по 30 мая 2018 года

Участники:

дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели,  логопед, старший воспитатель, учитель начальных классов, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.

 Проблема: недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе.

 Актуальность проекта: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий  школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: -неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, -трудности в поиске друзей среди одноклассников, -расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д. В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период. Главным аспектом психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

 Цель: формирование представления о школе и положительное отношение к началу школьного обучения (мотивационная готовность).

 Задачи:

 - расширять представления детей о школе и ее значении;

 - формировать положительную учебную мотивацию;

 -развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

 -вырабатывать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

 -активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

 - развивать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации в школе;

 - повышать родительскую компетентность в вопросах подготовки детей к началу школьного обучения.

Ожидаемый результат:

 - приобретение необходимых знаний о школе и ее значении, положительный настрой на обучение;

 - благоприятное течение адаптационного школьного периода;

- сформированность у детей зрелой мотивационной готовности к школе;

 - повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;

 - снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

Этапы работы над проектом

 Подготовительный этап

 - изучение необходимой литературы;

- подготовить необходимую информацию для родителей и детей и оформить ее;

 - помощь со стороны родителей в подборе материала на школьную тематику;

- подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта;

- разработка   перспективного плана работы по  теме проекта;

- диагностика детей в начале года (интегративные качества дошкольников, мотивационная готовность, социальная ориентация, психолого-педагогическая готовность к началу школьного обучения);

 - индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе;

 - сотрудничество с учителями начальных классов.

Основной этап 

Организация образовательной деятельности:

Познавательное развитие:

 Беседы:

«Для чего нужно учиться», «Профессия — учитель»

 «Я-первоклассник», «Скоро мы пойдем в школу». Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».

Экскурсии:

в школьный класс;

 школьную библиотеку;

школьный физкультурный зал;

Речевое развитие:

Составление рассказов: «Я иду в школу», «Как я готовлюсь к школе», «Портфель ученика», «Магазин школьных принадлежностей»

Ознакомление с художественной литературой:

Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.

 Чтение художественной литературы на школьную тему

Просмотр мультфильмов про школу и учеников.

Рассматривание картин, иллюстраций о школе.

Художественно-эстетическое развитие:

 Продуктивная деятельность:

 Оформление выставки детских рисунков «Я иду в школу».

Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учителя».

 Лепка «Буквы», «Цифры».

 Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению).

Игровая деятельность

Дидактические игры:

 «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т.д.

Настольно-печатные: 

«Морской бой», «Кто быстрее дойдет до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счетных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.

 Игры на плоскостное моделирование: 

«Танграм», «Колумбово яйцо»,  шахматы, шашки.

 Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

 Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека».

Взаимодействие педагогов с семьей

 Родительские собрания: «Ребенок на пороге школы», «Роль игры при подготовке к школе».

 Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».

Консультации: «Как подготовить ребенка к школе», «Мотивационная готовность ребенка к школе», «Готовим руку к письму», «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».

 «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовность ребенка к поступлению в школу». Справочное бюро «Критерии готовности к школе»

Семинар-практикум «Проблемы воспитания детей 6-7 лет».

 Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

 Папки- передвижки  «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Портрет будущего первоклассника», «Советы по адаптации к школе».

 Круглый стол «На пути к школе».

Конкурс «Дочки-сыночки».

 Всеобуч «Мудрые советы».

Заключительный этап

 Совместная викторина детей подготовительной группы и учеников 1класса

Отчет о проделанной работе – представление проекта в виде презентации «Скоро в школу мы пойдем».

Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

План мероприятий в рамках реализации проекта «Скоро в школу мы пойдем»

Работа с детьми

Мероприятия (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные исполнители и участники

1.Родительское собрание «Скоро в школу» (с участием учителя начальных классов)

октябрь

Воспитатели, педагоги 

2.День знаний. Экскурсия к зданию школы. Музыкальное развлечение

1 сентября

Воспитатели, дети, старший воспитатель, музыкальный руководитель

3.Экскурсии:

- в школьный класс;

школьную библиотеку;

- школьный физкультурный зал;

В течение года

Воспитатели, учителя, дети

4.Посещение уроков в первом классе

В течение года

Воспитатели, учитель начальной школы, дети

5.Совместные праздники, спортивные соревнования с учащимися начальной школы

В течение года

Воспитатели, педагоги школы, дети

6. Оформление выставки детских рисунков «Я иду в школу»,  «Букет для учителя»

7.Совместное мероприятие с библиотекой по теме «Духовно-нравственное воспитание будущих школьников»

Октябрь

Ноябрь

Воспитатели,  дети

Воспитатели, дети, работники библиотеки

8.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной  деятельности

В течение года

Воспитатели, дети

9.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т. д.

Март - апрель

Воспитатели, дети

10.Изготовление кормушек, скворечников для птиц

Декабрь - февраль

Воспитатели, учитель первого класса

11.Украшение детских игровых площадок постройками из снега

Декабрь - февраль

Воспитатели, учитель первого класса

12.Изготовление новогодних елочных игрушек, поделок для украшения групповых дошкольных комнат

Декабрь

Воспитатели, учитель первого класса

13.Чтение художественной литературы (С. Баруздин «Кто сегодня учитель?», А. Барто «Подружки идут в школу» и др.)

14.Чтение стихов о школе. Конкурс

В течение года

апрель

Воспитатели, дети

15.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, создание и рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы

В течение года

Воспитатели, дети

16.Посещение праздника «Прощание с Букварем»

Декабрь

Старший воспитатель,

воспитатели, учитель первого класса, дети

17.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению

Апрель

Воспитатели, дети

18.Совместная викторина детей подготовительной группы и учеников 1класса

Апрель

Воспитатели, дети, учителя

19. Проведение совместного праздника с районной библиотекой  ко дню Космонавтики

Апрель

Воспитатели, дети, работники библиотеки

 20.Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

Май

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Работа с родителями

1.Оказание помощи в сборе материала на школьную тематику

2.Участие родителей в оформлении фотоальбома «Школьные годы»

Сентябрь

Воспитатели, родители

3.Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».

4.Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителя начальных классов)

Октябрь

Воспитатели, старший воспитатель, учитель

5.Совместный праздник с участием родителей «День Матери», «День защитника Отечества»

6.Семинар-практикум «Проблемы воспитания детей 6-7 лет».

Ноябрь

Февраль

Ноябрь

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети

Воспитатели, родители

7.Участие в выставке поделок «Причуды осени»

Октябрь

Воспитатели, дети, родители

8.Посещение открытых занятий в ДОУ

В течение года

Педагоги ДОУ

9.Участие родителей в подготовке атрибутов для с\р игры «Школа»

Январь

воспитатели, родители

10.Родительский всеобуч:

Консультации:

«Советы родителям будущих первоклассников»

«Готовим руку к письму»

«Как подготовить ребенка к школе»

«Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

«Мотивационная готовность ребенка к школе»

Папки-передвижки:

«Критерии готовности к школе» «Портрет будущего первоклассника» «Советы по адаптации к школе»

«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников»

«Роль семьи в воспитании будущего школьника»

11.Родительское собрание «Роль игры при подготовке к школе»

В течение года

февраль

Воспитатели

Воспитатели

12.Круглый стол «На пути к школе».

Март

Педагоги, родители

13.Посещение открытых занятий – уроков, проводимых учителями начальных классов в ДОУ

Март –

Учителя начальных классов

14.Участие родителей в подготовке выпускного бала

Май

Педагоги, родители

Список используемой литературы:

1.Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

3.Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

4.Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

5.Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.

6.Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

7.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.

8.Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

9.Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Скоро в школу мы пойдем!"

Практика сегодня преимущественно напцеленак на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практи...

Проект "Скоро в школу мы пойдем"

Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается н...

Проект "Скоро в школу мы пойдем"

Проект«Скоро в школу мы пойдем» Продолжительность проекта:  долгосрочный (1 год) Тип проекта: познавательно – практико - ориентированный Участники проекта: дети подготовительной гр...

Проект "Скоро в школу мы пойдем!"

Пзнавательно-творческий проект для детей подготовитльной к школе группы....

Мини проект: "Скоро в школу я пойду"

Проект скоро в школу я пойду...

Проект "Скоро в школу я пойду"

В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, сделан упор на формирование у детей з...

Познавательно-творческий проект "Скоро в школу мы пойдем"

В работе рассказывается о работе по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы....