Проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Денисова Елена Борисовна

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Покормите птиц зимой»

для детей младшей группы

Тип проекта: иформационно - воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели) 

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Сроки реализации проекта:18.01.2023 г.- 05.02.2023 г.

Место проведения: МОУ Детский сад №16

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Цель проекта:

Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Проблема

В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают.          По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.

Предполагаемый результат:

- у детей расширилось представление о зимующих птицах;

- дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;

- дети знают, каким кормом подкармливать птиц;

- дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучение умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  

Развивающие:

Обогащение словарного  запаса детей. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности малышей. Способствовать развитию художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природным объектам, заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ. 

Формы реализации проекта

• занятия (по краеведению, рисованию, тестопластика, аппликации, чтению художественной литературы);

• беседы;

• отгадывание загадок о птицах.

• наблюдения на прогулке;

• пальчиковая гимнастика;

 • рассматривание иллюстраций;

• раскрашивание картинок;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц, песни о птицах);

• работа с родителями;

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

Задачи:
-  определение уровня знаний детей о зимующих птицах; 

-  привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

- воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;

- подбор материала по теме.

2 этап основной:

Задачи:

- обобщить знания детей о зимующих птицах;

- обратить внимание на их форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц.

- развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти;

- активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать связную речь;

- способствовать развитию движений детей во время подвижных игр;

- формировать умения согласовывать движения с текстом;

- расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.

3 этап заключительный:

Задачи:

- способствовать формированию гуманного отношения к птицам;

- формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить;

- вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

 Реализация проекта.

Первая  неделя.
Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Учить детей рассматривать иллюстрации, картины.

Заинтересовать детей для организации последующей проектной деятельности.

 Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.

1. Беседа «Зимующие птицы».

2. Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».

3. Чтение письма от зимующих птиц.

4. Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен»,  И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?».

5. Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»

6. Оформление плаката воспитателем совместно с детьми.

2 неделя

Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.

Закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

 Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу. Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.

Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.

Развивать связную речь у детей.

Способствовать формированию гуманного отношения к птицам; представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

1. Беседа «Птицы».

2.Чтение Н. Рубцов «Воробей», З.Александрова  «Новая столовая».

3.  Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».

4. Наблюдения за птицами на прогулке.

5. Раскраски «Птицы».

6.Тестопластика «Птички»

7. Дидактические игры «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

8. Речевая игра «Скажи наоборот».

9. Этюды «Птичья столовая»

10. Прослушивание муз репертуар

11. Изготовление книжек-малышек.

12. Оформление рекомендаций для родителей.

13. Изготовление папки–передвижки «Виды кормушек». 

14. Проведение акции «С каждого по зёрнышку».

15.Размещение кормушек на деревьях на территории садика.

3 неделя

Продолжать закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать связную речь.

Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр.

1. Беседа «Птицы зимой».

2. Чтение  Н. Щербинина «Синичка»,  М. Горький «Воробьишко».  Стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю. Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой».

3. Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».

4. Речевое упражнение «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «4 лишний», «Найди зимующую птицу», «Кто прилетел на кормушку»

6. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

7. Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка крылышками машет».

8. Лепка «Зернышки для птичек», Тестопластика «Птички»

9. Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.

10. Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»

11. Оформление фотовыставки

Участники: дети 3-4 лет, родители 2 младшей группы

Для детей младшего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в ней и мероприятиях запланированных в ходе проектной деятельности поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.

Ответственные воспитатели (участники): Ермишкина Н.В., Степанова О.В.

Продукт проектной деятельности:

- рекомендации родителям;

- дидактические игры по теме проекта;

- памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;

- оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;

- Акция «С каждого по зернышку»;

-выставка книжек-малышек «Зимующие птицы»

Риски и мероприятия по их снижению

- погодные условия могут помешать наблюдениям за птицами на прогулке.

Что бы восполнить утрату наблюдений, дадим домашнее задание детям и родителям «наблюдать за птицами на выходных на прогулке»

В остальном проект не имеет рисков.

 Вывод:

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

проект "покормим птиц зимой"

составлен проект для детей первой младшей группы....

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....