"Путешествие по весенним тропинкам"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Верясова Каролина Александровна

Обобщать  знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать понятие о круговороте воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_vesennim_tropinkam_sr.gr_.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Конспект ОО «Познавательное развитие»

с детьми среднего дошкольного возраста

                                   игровое путешествие

                             «По весенним тропинкам»

Цель Обобщение   знаний  детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения;
  • Формировать у детей знания о круговороте воды в природе.

Развивающие:

  • Закрепить знания детей о значение воды в природе;
  • Формировать образную речь (подбирать сравнения, признаки предметов);
  • Развивать умение у детей создавать в воображении образ на основе схемы.

Воспитывающие:

  •  Воспитывать у детей интерес к природным изменениям, любознательность, уважительное отношение к окружающей среде;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности.

Предварительная работа:

  • Беседы о весне и рассматривание иллюстраций по теме;
  • Чтение стихотворений о весне и солнце;
  • Беседа: «Где встречается вода»;
  • Чтение сказки: «Путешествие капельки»;
  •  Наблюдения на прогулке за изменениями в живой и неживой природе весной;
  • Разучивание логоритмических и пальчиковых игр;
  • Просмотр видео роликов;
  • Прослушивание аудио.

Материал и оборудование:

  • Иллюстрации времен года;
  • Конверт с письмом;
  •  Картина «Что перепутал художник»;
  • Поделка «Солнышко на палочке;
  • Схема  (круговорот воды в природе);
  • Листы голубой бумаги, модели для моделирования;
  • Круги красного и зеленого цвета;
  • Музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Ребята, как много у нас гостей.  Давайте  поздороваемся с ними. Как в нашей группе тепло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо! Поэтому я предлагаю почаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

 Мы проснулись и улыбнулись!    

Вместе с солнышком встаём,                   (руки вверх и улыбнулись)  

 Вместе с птицами поём,                             (машут руками)  

 С добрым утром, с ясным днём,                (дают друг другу руки)  

 Вот как дружно мы живём!                          (качают руками взявшись за руки)

- Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна)

- После какого времени года наступает весна? (После зимы) 

- Я предлагаю вам совершить необычное, волшебное путешествие по весенним тропинкам. Мы с вами превратимся в путешественников и узнаем о волшебных превращениях, которые происходят в природе весной.

Но, чтобы отправиться в путь, нам необходимо вспомнить, без чего не бывает весны.

Игра: «Без чего не бывает весны»

  -А в нашей игре есть такое правило. Все ваши ответы надо начинать со слов: «Весна не бывает без…» Договорились? Кто самый первый и смелый?

- Молодцы! Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила конверт.  

Написано, что оно от весны.

На конверте написано – «сказка», но внутри пусто. Письмо где-то потерялось.

Может, весне нужна наша помощь? Вы хотите узнать, о чем была сказка?

Пойдем по тропинкам и разыщем письмо - сказку.  (Дети отправляются по

тропинке, подходят к стульчикам)

- Тропинка привела нас сюда. Приглашаю вас присесть на стульчики.

Посмотрите перед нами необычная картина, давайте рассмотрим её, и расскажем, чего весной не бывает.

Игра «Что перепуталось?» (картина)

 -Все на этой картине перепуталось. Ребята, задание это сложное, вам на этой картине нужно сначала найти, чего же весной не бывает, а также найти, где же спрятались настоящие признаки весны, т.е. что бывает весной. Будьте очень внимательны! Вот перед вами лежат кружочки красного и зеленого цвета. Красный цвет будет обозначать-чего весной не бывает, а зеленый настоящие признаки весны. Вы будете прикреплять их на картину.

(Примерные ответы детей: растаял снег, появились подснежники, на деревьях появились листочки, прилетели птицы.)

-Молодцы и с этим заданием мы справились. Но наши глаза очень устали.  Давайте мы с вами отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз.

Чтобы глазки зорче были,              (Дети выполняют движения глазами

И в очках чтобы не ходить,              в соответствии с текстом)

Эти нужные движения предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево-вправо побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей, а теперь открываем побыстрей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов,

Закрывай глаза, открывай глаза.

И снова, к путешествию готов!

-Здесь сказку мы не нашли, значит надо отправляться дальше по тропинке.

 (Дети подходят к мольберту. Под ним лежит письмо)

-Посмотрите,  здесь какая-то салфеточка, интересно, что под ней лежит?

А вот и письмо - сказка нашлась. Давайте узнаем про что она? (Открыть письмо)

- Жила - была матушка природа (Картинка), и было у неё 4 дочери, четыре времени года:

Как вы думаете, как их звали? (Зима, Весна, Лето, Осень. Дети поочередно выставляют на мольберт 4 времени года).

- Жили они дружно и по очереди правили всем миром: но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

-  А что же это за чудо, которое поможет весне? Вы мне поможете узнать?

Послушайте загадку:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки – лучи

Очень – очень горячи.

- Правильно это солнце и оно самое большое и доброе чудо.

Показать «Солнышко на палочке»

А еще оно какое? Давайте поиграем в игру, Будем передавать друг другу солнышко, я буду начинать слова, на что оно похоже, а вы заканчивать.

Игра Словесная игра «Сравни и назови»

Солнце круглое, как…. (мячик)

Солнце большое, как ….(слон)

Солнце желтое, как……(одуванчик)

Солнце яркое, как ….. (лампочка, фонарь)

Солнце ласковое, как….(ветерок)

Солнце горячее, как …(батарея, плита)

Солнце румяное, как …..(колобок)

Солнце тёплое, как …..(шарфик)

Солнце веселое, как …..(клоун)

Солнце лучистое, как ….(звездочка)

Солнце жаркое, как …(печка, огонь)

Солнце доброе, как …(мама, бабушка)

- Сколько замечательных сравнений мы с вами подобрали для Солнышка! Оно и  лучистое, красивое, теплое, круглое…. Молодцы ребята! Давайте с ним еще поиграем.

 (Поставить солнце в подставку в центр и проиграть игру.

«Игра-упражнение «Солнышко»

Маленькое солнышко  я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце, вижу из окошка (показывают руками «окошко»)
Маленькое солнышко я беру руками  (наклоны головы)
А большое солнце высоко над облаками  (наклоны туловища вправо - влево)
Маленькое солнышко мне в ладошки светит (сжимают и разжимают ладони и показывают солнышко)

А большое солнце светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны и кружатся)

-  Нам нужно помочь солнышку спасти весну. Но ведь солнышку одному не справиться. Ведь, если солнышко будет всегда светить, то все живое погибнет. Ему нужен помощник  (Поставить подставку с солнышком в строну)

- Как вы думаете, что же это за помощник? Давайте, присядем на коленочки, кому как удобно, закроем глаза, и послушаем. (Звук дождя)

-Правильно, дождик. А откуда идет дождик?  (Из тучи)

А что такое дождик? (Это капли воды)

- Вода необходима всему живому, без воды не будет  и жизни на нашей земле. А где находится вода?  (В озерах, реках, морях)

- Все верно. А как солнышку позвать дождик?  Нужно ему помочь. Вставайте дружно в кружочек. Сейчас я превращу вас в капельки.  (Звучит музыка.)

- Давайте представим, что вы маленькие капельки воды и живете все вместе в большом озере. (Дети садятся на корточках) Капельки в озере жили очень дружно. Однажды солнышко коснулось своими лучами воды. Капельки почувствовала тепло. И вдруг капельки, которые, находились на самой поверхности озера,  полетели к солнышку. Капельки становились все легче и легче, и они начали подниматься в воздух выше и выше, оторвавшись от поверхности озера. (Дети встают на ноги) Капельки закружились, превращаясь в водяной пар. Летали капельки по небу, взялись за ручки и   решили они стать одним большим облаком, но капелек становилось все больше и облако превратилось в большую тучу. Капелькам стало очень тесно. (Сузить круг) Они нахмурились, и, вдруг, полетели на землю дождём. (Попрыгать)

Собрались капельки друг за другом и потекли веселым ручейком. (Ходьба друг за другом) Ручеек бежал и попал снова в родное озеро. (Дети садятся на корточки) Вот какое интересное приключение мы совершили. А это называется круговорот воды в природе. (Показать модель «Круговорот воды в природе») Рассмотреть.

- Кем вы  были сначала? Где капельки жили? Что случилось с ними дальше? Куда капельки полетели? А что им помогло подняться выше? Во что они сначала превратились? А когда их стало очень много? Как они оказались на земле? Прилетели капельки на землю и стали чем? А ручеек куда попал?

А чтобы  капельки запомнили, какое путешествие они совершили, я предлагаю вам пройти по весенней тропинке, сесть за стол и выложить  на листочках  ваше путешествие. (Дети подходят к столам, на которых лежат  листы бумаги и модели для выкладывания)

- У вас на столе лежат в тарелочках: синий, белый и серый овалы, желтый круг, синяя полоска, стрелочка и капелька.

- Сможете ли вы сами выложить на листе путешествие капельки? Давайте попробуем? А начнем выкладывать путь  с того места, где нарисована синяя капля. Пожалуйста, приступайте. (Дети выполняют задание)

- Молодцы! Посмотрите, у вас получилась настоящая картина – путешествие капелек. (Показать модель «Круговорот воды в природе»)

 - Вот мы с вами и  помогли солнышку позвать дождик. Он прольется по всей земле, напоит все деревья, травы, цветы, разбудит все живое. А это значит, что мы помогли и весне прогнать холод! (Показать иллюстрацию весны)

- А нам с вами пора отправляться в обратный путь.  По весенней тропинке мы пойдем, в детский сад скорей придем.

- Какому времени года вы сегодня помогали? (Весне).

-Вспомните, как вы помогали? Что вы делали??

-А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

  Весна хочет подарить вам на память о путешествии своих помощников: солнышко и капельку. Вместе с ними вы помогли спасти весну. (Раздать картинки  детям)

Попрощаться с гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического утренника "По весенним тропинкам" для детей подготовительной группы

Праздник с ярко выраженной экологической направленностью. Включает в себя репертуар, который может быть использован и на других праздниках: утренник, посвященный 8 марта, весенние развлечения, Де...

Прогулка "Весеннее путешествие по экологической тропе".

Цель: развитие познавательной активности.Задачи:- определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;- закреплять представления детей о растениях (деревьях, кустарниках, травах), находящи...

ООД в средней группе на тему: «Весеннее путешествие по экологической тропе»

Цель: создание условий для формирования исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование.Задачи: познакомить детей с экологической тропой. Продолжать учить наблюдать за объектам...