Конспект образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Ивановна Пака

Конспект по патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ, как средство развития социально-культурных компетенций ребенка и педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 10 КВ»

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области

«познавательное развитие» в старшей группе

«Путешествие по России»

2022-2023 учебный год

Конспект образовательной деятельности по образовательной области

«познавательное развитие» в старшей группе

«Путешествие по России»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей уважительное отношение к государственным символам России и своей малой Родины;

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут,

Закрепить знания о столице нашей Родины –Москве, природном символе – березке;

Уточнить и закрепить знания детей о «малой Родине», учить раскрывать это понятие

Воспитывать любовь к Родине;

Словарь: Родина, Отечество, герб, флаг, прекрасная, могучая, единственная, необъятная, защищать, воспевать, гордиться.

Материал:карта России, государственные символы – флаг, герб, достопримечательности Москвы, природные виды России и Богородицка (слайды презентации).

Предварительная работа: Беседы о российской символике, о символике родного города; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем под музыку заходят в  группу и становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня необычный день.Посмотрите сколько гостей к нам пришло. А вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки и желать мира и здоровья. Давайте мы так и сделаем, поприветствуем наших гостей и пожелаем всем здоровья.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Всем-всем, от всей души здравствуйте. Всем желаем доброго дня.Молодцы! С гостями поздоровались, пожелали всем доброго дня, а сейчас давайте повернемся кругом к экрану и поздороваемся с окружающим миром. (Потому что на улице пасмурно, нет солнышка и т.д.) (Дети здороваются с окружающим миром, на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом).

Воспитатель:

- Солнце красное! Здравствуй!

Дети: Здравствуй, Солнце красное! (Поднимают руки вверх)

Воспитатель: Небо ясное, здравствуй!

Дети: Здравствуй, Небо ясное! (качаем руками)

Воспитатель: И Земле своей родной, здравствуй!

Дети: Здравствуй, Земля родная! (поклон)

Воспитатель:Дети, вы любите путешествовать? Где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине.

Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

(Ответы детей)

Я предлагаю вам путешествие на поезде. Сейчас наша группа – поезд. Занимайте свои места в вагонах, садимся поудобнее. Отправляемся.

(Дети садятся на стулья, на экране изображение поезда, звучит музыка «Мы едем, едем, едем»)

Мы приехали на станцию - «Наша Родина».

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Кто знает, как она называется? (Россия)

Дети, а как можно увидеть сразу всю страну? ( На карте, на глобусе).

Правильно.

Я покажу вам карту нашей Родины- России.

 А вы знаете, почему у нее такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле, с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали – Россия!

Давайте вместе еще раз повторим это слово – Россия.

Дети, а кто скажет какая она, наша Россия?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая).

Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России)

Вот как много места занимает территория России.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.

Чтобы добраться с одного конца нашей необъятной Родины на другой, на поезде надо ехать семь дней, а на самолете лететь сутки.

Как велика моя земля!

Как широки просторы:

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга!

        А мы живем в центре(показать).

 (Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

Видите, как велика и необъятна наша Родина и как разнообразен мир природы.

- А где мы еще можем увидеть изображение территории России? (На глобусе)

А что такое глобус? ( Маленькая модель земли).

Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним.

  • Жить – Родине служить.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Родина любимая, что мать родная.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина-мать, умей за нее постоять.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов.

А наше путешествие продолжается.

Следующая станция, на которую мы прибываем -«Символы России».

Отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук,

И тысячи ладошек. (Дерево)

Правильно, это дерево. У каждой страны есть свой символ. Например:  в Китае – Дракон, в Америке – белоголовый орел, а у нас в России - дерево. А кто знает, какое дерево считают символом России? (Береза)(Смотрят изображение на экране)

Березу милую, родную издавна считают символом России.

Россия и береза –неразделимы.

Ни в одной стране, как у нас, нет столько берез. Они растут во всех уголках нашей необъятной родины. У берез необычная кора. Как вы думаете, чем она необычная? (белая, с черными полосками). А кто знает, как называют березу за ее кору? (Белоствольная.)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали,

Это березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки отводим назад.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Отдохнули немного? И теперь мы отправляемся дальше. Присаживаемся на места.

Следующая станция называется «Государственная».

Мы прибыли в главный город нашей страны, столицу нашего государства.

А как называется столица нашего государства?(Москва)

А кто из вас сможет назвать главные достопримечательности нашей столицы?(Кремль, Красная площадь)

Наша столица очень красивая и величественная.

Воспитатель: Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.)

Наш президент образованный и трудолюбивый человек. Он очень много работает, для того, чтобы наша страна крепла и процветала.

Назовите, пожалуйста, главные государственные символы  России. (Флаг, герб, гимн)

А какой наш, российский флаг? (У России флаг трехцветный)

Какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный)

Как вы думаете, что означает белый цвет на нашем флаге?

Белый цвет-это цвет мира и чистоты. Он означает, что наша страна миролюбивая, она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (березу, снег, облака, ромашку).

Как вы думаете, что означает синий цвет на нашем флаге?

Синий цвет-это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (небо,реки, озера, моря).

Как вы думаете, что означает красный цвет на нашем флаге?

Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (солнце, огонь, тепло).

Второй символ нашего государства -это герб. Герб - это единство народов, живущих в России.  А Россия- многонациональная страна. Какие народы живут в России?

Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)

Как вы думаете, что означает всадник? (Воин)

А что означает змей? (Зло или враг, т.е. воин побеждает зло, врага - это победа над злом)

Следующий символ нашего государства-это гимн.

А что же такое гимн?(гимн-это самая главная песня нашей страны)

А где может звучать гимн?(на военных парадах, на олимпийских играх, когда приветствуют президента страны, на торжественных мероприятиях)

А как слушают гимн? (гимн слушают стоя)

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Малая Родина».

Как вы думаете, что мы называем малой Родиной? (Место, где мы родились и выросли, наш город)

Как же называется наша малая Родина? (г Богородицк)

Рассказать, почему так называется.

- Назовите символы нашего города (флаг, герб, гимн)

- Что изображено на флаге. (Прямоугольное зеленое полотнище с белой полосой на которой изображено 9 зеленых ветвей Богородицкой травы из герба г.Богородицка).

- Что изображено на гербе?

На гербе нашего города изображено серебряное поле, в котором находится девять стеблей Богородицкой травы.

Есть такая старая-старая история «Травка Богородицы», в которой рассказывается о том, что одна Святая Семья поспешно шла по горам страны Иудеи, стремясь уйти от воинов царя Ирода. С тревогой прижимала к груди Своего спящего Сына мать Пресвятая Богородица и испуганно прислушивалась к отдаленным крикам. В страхе склонилась Пресвятая Богородица к луговым цветам под ее ногами. Она просила укрыть их с сыном от неминуемой смерти, но цветы молча отворачивались. Один цветок не отказал ей в своей помощи, это был чабрец. Он своими ползучими стеблями закрыл вход в пещеру, где спряталась Святая Семья. Воины их не заметили и прошли мимо. С тех пор чабрец приятен и дорог людям. И зовут его «богородицкой травой». Вот так!

А что же такое гимн города? (Гимн города - это главная песня города)

Дети, а что для вас малая Родина?

Как вы понимаете это? (Мама и папа, друзья, наш детский сад, наш город, наш двор, в котором мы живем)

Ребенок читает стихотворение.

Малая Родина

Малая Родина- островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая малаяРодина моя!

Воспитатель: Наш город славится красивейшими церквями, парком, дворцом графа Бобринского, различными памятниками.

В городском саду и на остановке «Нескучный сад» находятся памятники солдатам, защищавшим нашу Родину в годы гражданской и Великой Отечественной войн, а в сквере около школы №4 - воинам, погибшим уже в наше мирное время, сейчас ведутся ремонтные работы памятника людям, участвовавшим в ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Мы с вами чтим память о всех защитниках нашей Родины и ходим в сквер, чтобы возложить цветы к памятнику на праздник Победы 9 мая.

Мы должны бережно хранить эту память, быть достойными их и готовыми всегда встать на защиту своей любимой Родины.

Вы согласны со мной?

Люди нашей великой страны любят путешествовать по ее просторам, но всегда возвращаются в свой отчий дом, на малую Родину, к своей семье. Вот и нам пора возвращаться.

Последняя станция «Детский сад»

Вот мы и возвратились.

Понравилось вам путешествие?

На каких станциях мы сегодня побывали?

О чем разговаривали?

Что вам больше всего понравилось?

Что нового вы узнали путешествуя по нашей стране?

Молодцы. Мне понравилось тоже с вами путешествовать. Вы много знаете о нашей стране и своей малой Родине и правильно отвечали на мои вопросы.

Наша Родина славится своим гостеприимством. Давайте и мы не будем нарушать традиции гостеприимства и угостим всех вкусным чаем. А чай у нас не простой, а из богородицкой травы - чабреца, вкусный, душистый. Сейчас мы попробуем. Приятного чаепития!

А на следующий раз мы отправимся в путешествие по Тульской области.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) по теме "Путешествие в сказку" в старшей группе

Конспект занятия способствует развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе проблемно- диалогического общения....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Поможем Крошке Еноту»

Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширить систему знаний дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-М...