Заморочки из логопедической бочки
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале даны рекомендации для родителей и педагогов: как подбирать загадки для детей 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 498.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Заморочки из логопедической бочки: учимся отгадывать загадки
В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требования к учебным изданиям.
Сегодня мы попытаемся разобраться какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.
Прежде чем мы попросим об этом ребёнка, давайте оценим выбранные нами загадки. Будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (кошка)
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинные уши,
Белый бок. (заяц)
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок)
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт. (кошка)
Голодна - мычит,
Сыта - жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт. (корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (собака)
На грядке зелёные,
А в банке солёные. (огурцы)
В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется … (лимон)
Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки)
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу. (мяч)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (петух)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (ёж)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (ветер)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшка)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (машина)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (репка)
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.
Маленькая собачка
Домик стережёт. (замок)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
Над нами -
Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся. (мухи)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (мороз)
В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан … (иней)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы. (петух)
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица. (жук)
Всегда во рту,
А не проглотишь. (язык)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (карандаш)
Посреди двора
стоит копна
Спереди - вилы,
сзади - метла. (корова)
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает. (пила)
Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка. (месяц, луна)
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для детей старшей группы "Заморочки из бочки" (формирование здорового образа жизни)
Интересная викторина на формирование здорового образа жизни...
Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"
Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-760805-1476551138.jpg)
Викторина для старшего дошкольного возраста «Заморочки из бочки» (формирование здорового образа жизни)
Викторина для старшего дошкольного возраста «Заморочки из бочки» (формирование здорового образа жизни) Цель: обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439597-1398006605.jpg)
Сценарий мероприятия, посвященному всероссийскому дню снега «Снежные заморочки».
С днём снега! С праздником зимы!Возьмите шапки, сапоги,И выходите погулять,В снежки с подружками играть!Снежинки на ладонях тают,Собою землю накрывают.Пусть снег приносит наслаждение,И всем поднимет н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-468723-1407868569.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия "По страницам сказки "Бычок - смоляной бочок" для детей младше-среднего дошкольного возраста с заиканием и общим недоразвитием речи на этапе сопряжённой речи
В логопедической работе с дошкольниками с заиканием и общим недоразвитием речи могут проводиться подгрупповые занятия не только по определённой лексической теме. Структуру занятия может определять как...