Конспект подгруппового логопедического занятия "По страницам сказки "Бычок - смоляной бочок" для детей младше-среднего дошкольного возраста с заиканием и общим недоразвитием речи на этапе сопряжённой речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Князева Ирина Валерьевна

В логопедической работе с дошкольниками с заиканием и общим недоразвитием речи могут проводиться подгрупповые занятия не только по определённой лексической теме. Структуру занятия может определять какая-либо история, приключение, путешествие, квест-игра. Предлагаемый конспект - вариант комбинированного занятия логопеда на основе русской народной сказки "Бычок - смоляной бочок". При проведении занятия, наряду со знакомством с содержанием сказки, решается целый ряд важных коррекционных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

«По страницам сказки «Бычок – смоляной бочок»

для детей младше-среднего дошкольного возраста

с заиканием и общим недоразвитием речи на этапе сопряжённой речи

Цели занятия:

- развивать навык плавного и слитного говорения без заикания в сопряжённой речи;

- работать над развитием правильного речевого дыхания – своевременного спокойного вдоха без подъёма плеч перед началом говорения, плавного длительного выдоха в момент речи;

- воспитывать мягкую атаку голоса, развивать силу голоса, работать над звуковысотностью;

- формировать правильный темп речи, развивать интонационную выразительность;

- воспитывать чувство ритма;

- работать над развитием способности к произвольному расслаблению мышц туловища;

- развивать общую и пальчиковую моторику, плавность и выразительность движений;

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать координацию речи с движениями;

- развитие пространственных представлений;

- познакомить с русской народной сказкой «Бычок – смоляной бочок»;

- воспитывать положительные качества личности – терпение, выдержку, доброе отношение к окружающим, выполнение обещаний.

Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, игровая.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Планируемые результаты: с помощью релаксационных, дыхательных голосовых упражнений подготовить речевой аппарат каждого ребёнка к развитию навыка правильной речи; закреплять навык плавной и слитной речи без заикания в сопряжении; превратить процесс выработки правильной речи в увлекательную и интересную игру; с помощью упражнений разной направленности в быстрой смене видов деятельности, демонстрации презентации добиться максимального понимания смысла сказки, запоминания последовательности событий, отработать необходимые для коррекции заикания навыки правильного речевого дыхания, мягкую атаку голоса, способность к произвольному расслаблению, чувство ритма, высоту и силу голоса.

Оборудование: мультипликационный фильм «Бычок – смоляной бочок», презентация «Бычок – смоляной бочок», CD диск «Логопедические распевки», CD диск с музыкальными композициями для релаксации «Энергия океана»; сказочное окошко, выполненное из бумаги; картинка с изображением волка; мягкая игрушка Бычок; изображение стихотворения «Бычок» с помощью рисуночного письма.

Перед занятием организуется просмотр мультипликационного фильма «Бычок - смоляной бочок», чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок».

Ход занятия:

1. Организационный момент, объявление темы занятия, релаксационные упражнения:

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в кабинет, садятся на стульчики.

Логопед: - Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами пойдём в гости к сказке. Нас уже зовёт за собой волшебная музыка. Глазки сами собой закрываются, наполняются теплом и покоем наши ручки, ножки, напряженье улетело, отдыхает наше тело. Дышится легко, ровно, глубоко. Ротик чуть приоткрывается, всё чудесно расслабляется. Нам приятно отдыхать под волшебную музыку. Но вот музыка затихает, начинают просыпаться и наполняться энергией наши ручки, ножки, наше тело. Проснулись наши ушки, глазки. Мы проснулись, потянулись и улыбнулись. Вставайте на ножки и посмотрим, где же мы оказались?

Дети встают. Перед ними изображение сказочного окошка.

Логопед: - Мы оказались у сказочного окошка, за которым начинается сказка. Посмотрите вверх, вниз, вперёд, оглянитесь назад, приставьте к глазкам правую ручку, левую ручку. Нет, не видно пока никаких сказочных героев. Чтобы сказка нам открылась, надо отгадать загадку и узнать, кто её герой:

 - Встал он прямо у дорожки:

   Не идут со страха ножки.

   И мычит бедняга: «Му!

   Шаг я сделать не могу!»

Дети отгадывают загадку.

Логопед: - Правильно, это русская народная сказка про бычка, и называется она «Бычок – смоляной бочок».

Логопед раскрывает сказочное окошко, за которым – заставка презентации «Бычок – смоляной бочок».

2. Дыхательно-голосовые упражнения:

Логопед: - В эту сказку хотим попасть не только мы. Нашего бычка караулит серый волк. Волк воет разными голосами – низким голосом, высоким, громко, тихо.

Дети пропевают звук «у» с разной высотой и силой голоса.

3. Развитие навыка плавной и слитной речи без заикания в сопряжении:

Логопед: - Мы пришли в гости к сказке. / Эта сказка про девочку Танюшку. /  Про её волшебного бычка.//

Далее по ходу изложения сказки логопед последовательно показывает слайды презентации «Бычок – смоляной бочок».

Дети проговаривают фразы хором сопряжённо с логопедом.

4. Воспитание мягкой атаки голоса:

Логопед: - Девочка Танюшка очень хотела иметь своего телёночка, чтобы с ним играть, за ним ухаживать. Она сидела часто у окна, грустила и говорила: - Ах! Ах, как грустно! Ах, как жаль!

Дети проговаривают фразы с придыханием, на мягкой голосоподаче.

5. Развитие мимической мускулатуры:

Логопед: - Вот однажды легла Танюшка спать.  Спит она спокойно. Дышится ей легко, ровно, глубоко. И мы с вами так умеем дышать. Давайте встанем, положим ладошки на наши животики. Вдох – выдох – пауза.

Дети выполняют дыхательное упражнение «Шарик в животике».

Логопед: - А теперь сядем, спокойно, как Танюшка, закроем глазки, один глазик, другой, зажмуримся. Отдыхает Танюшка, и снятся ей волшебные сны. Улыбается она во сне. И мы улыбнёмся. Вот она нахмурилась. И мы нахмуримся. Приснилось, что пьёт чай с кислым лимоном, и она сморщилась. И мы покажем, какой кислый на вкус лимон.

Дети выполняют мимические упражнения по инструкции логопеда.

Логопед: - Вот наступило утро. Проснулась Танюшка и вдруг увидела - посередине комнаты стоит бычок.

6. Воспитание чувства ритма:

Логопед показывает детям мягкую игрушку Бычок, рассказывает стихотворение, дети гладят бычка: 

- На полу стоит бычок

  И жуёт свой язычок,

  Плачет бедный – му-му-му,

  Надо сена дать ему,

  А не то свой язычок

  Глупый скушает бычок.

Дети вместе с логопедом проговаривают текст стихотворения, зарисованного с помощью рисуночного письма, отхлопывая ритм.

7. Развитие навыка плавной и слитной речи без заикания в сопряжении:

Логопед: - Бычок был необыкновенным, не похожим на других.

- Его смастерил Танюшке дедушка./ Бычок сделан из соломы./ Это соломенный бычок./ Ножки у него из палочек./ Дедушка вымазал бычка смолой./ У бычка смоляной бочок.//

Дети по очереди произносят фразы сопряжённо с логопедом.

8. Развитие речевого дыхания, воспитание мягкой атаки голоса:

Логопед: - Пригнала Танюшка бычка травки поесть на лужок. Воздух на лужайке чистый, свежий. Цветочки вокруг растут. Понюхаем, как пахнут цветочки на лугу.

Дети дышат носом, ртом, вдыхая и выдыхая носом, ртом, через одну, другую ноздрю. Выполняют дыхательное упражнение «Нюхаем цветочки», произносят с придыханием – Ах, как пахнет! Ах, хорошо!

Логопед: - Потянулась Танюшка к солнышку – вдох, присела – выдох.

Дети выполняют дыхательное упражнение «Дотянусь до солнышка».

9. Работа над высотой и силой голоса:

Логопед: - Привязала Танюшка бычка и ушла домой. Ходит бычок по травке. Колокольчик у него на шее тоненько звенит - Динь-динь-… - высоко.

Дети высокими голосами подражают звучанию колокольчика.

Логопед: - Рядом ходят большие коровы. Их большие колокольчики звенят низко -

- Дон-дон-…

Дети низкими голосами подражают звучанию колокольчиков.

10. Развитие навыка плавной и слитной речи без заикания в сопряжении:

Логопед: - И вдруг появился на лужке Мишка.

- Мишка захотел съесть бычка./ Мишка прилип к бычку./ Бычок притащил Мишку домой./ Танюшка пожалела Мишку./ Отпустила Мишку в лес./ Мишка обещал гостинцев принести.//

Дети повторяют по очереди фразы сопряжённо с логопедом.

11. Развитие координации речи с движением:

Логопед: - Отправился Мишка в лес, решил шишки пособирать.

Логопед произносит текст стихотворения, сопровождая его показом соответствующих движений, дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом, одновременно выполняя движения:

- Мишка косолапый

  По лесу идёт,

  Шишки собирает

  И в карман кладёт.

  Шишка отскочила

  Прямо мишке в лоб.

  Мишка рассердился

  И ногою – топ.

12. Релаксационные упражнения, голосовые упражнения:

Логопед: - Отправился бычок гулять опять. В лесу дровосеки дрова рубят.

Дети имитируют движения дровосеков.

Логопед: - Гуляет бычок, вдруг встретился ему Зайчик.

Звучит музыка логопедической попевки «Заяц» Т. С. Овчинниковой. Дети пропевают распевку вместе с логопедом.

Логопед: - Вдруг послышался волчий вой. Это Волк пробрался в сказку. Идёт волк, зубами щёлкает.

Дети разводят напряжённые руки в стороны, сводят вперёд с хлопком.

Звучит музыка логопедической попевки Т. С. Овчинниковой «Песня волка». Дети вместе с логопедом пропевают попевку.

13. Развитие навыка плавной и слитной речи без заикания в сопряжении:

Логопед: - Захотел Волк съесть бычка./ Волк прилип к бычку./ Бычок притащил Волка домой./ Танюшка пожалела Волка./ Отпустила Волка в лес./ Волк обещал принести гостинцев.//

Дети проговаривают фразы по очереди сопряжённо с логопедом.

Логопед: - То же приключилось и с Зайчиком.

14. Развитие длительного выдоха, воспитание мягкой атаки голоса:

Логопед: - Однажды вечером сели бабушка, дедушка и Танюшка чай пить. Чай горячий, надо его остудить.

Дети выполняют дыхательное упражнение по показу логопеда «Остуди горячий чай».

Логопед: - Принесла бабушка к чаю сладости.

15. Воспитание чувства ритма, развитие пальчиковой моторики:

Дети вместе с логопедом проговаривают текст стихотворения, отстукивая ритм пальчиками (упражнение «Пальчики здороваются»):

- Мы румяны калачи,

  Плюшки только из печи,

  Сладкие ватрушки –

  Кушай нас, Танюшка!

16. Развитие навыка правильной плавной и слитной речи без заикания в сопряжении:

Логопед: - Сидят они, чай пьют и вдруг видят – идут из леса звери с гостинцами для Танюшки.

- Медведь принёс Танюшке мёду./ Банка мёда – гостинец Медведя./ Мешок с орехами – гостинец Волка./ Кочан капусты – гостинец Зайца./ Звери не обманули Танюшку.//

Дети произносят хором фразы сопряжённо с логопедом.

17. Развитие координации речи с движением, речевого дыхания, плавности и слитности речи:

Логопед: - Стала Танюшка с лесными зверями дружить, хороводы водить на полянке.

Дети встают, выполняют соответствующие движения, пропевают текст вместе слогопедом:

- На полянке друг за другом

  Ходим, ходим ровным кругом.

  Раз, два – 2 хлопка,

  Раз, два – 2 притопа.

18. Итог занятия:

Логопед: - Пришла пора возвращаться нам из сказки домой.

Звучит спокойная музыка, дети закрывают глазки, сидят в расслабленном состоянии, слушая музыку. Логопед закрывает сказочное окошко. По сигналу логопеда открывают глаза. Логопед произносит текст стихотворения «Сам себе я массажист», дети выполняют самомассаж лица и шеи.

Логопед: - Мы были в гостях у сказки./ Эта сказка про девочку Танюшку./ И про соломенного бычка./ Сказка научила быть добрыми./ На добро надо добром отвечать./ Своё слово держать.//

Дети по очереди проговаривают фразы сопряжённо с логопедом.

Логопед хвалит детей за помощь в рассказывании сказки, отмечает, что особенно хорошо удалось каждому ребёнку. Дети получают сладкие гостинцы, которые для них прислала из сказки девочка Танюшка. Дети под медленную музыку в радостно-спокойном эмоциональном состоянии идут в групповое помещение.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключениемобщее недоразвитие речи...

Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...