Перспективно тематический план Тема: «Формирование Элементарных естественнонаучных представлений в процессе совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Ольга Викторовна Горбоконенко

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность на предметы живой и не живой природы через  использование опытов и  экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятие, игра, прогулка, умывание.

Созданные специальные условия в развивающей среды, стимулируют обогащающие исследовательской деятельности.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В соответствие с ФГОСТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно тематический план

Тема: «Формирование Элементарных естественнонаучных представлений в процессе совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Горбоконенко О.В

Младшая группа

г.Новочеркасск

Цель: Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

1.Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

2.Развитие познавательного опыта с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать любознательность.

4.Повысить уровень речевой активности.

Предполагаемый результат:

В результате проделанной работы у детей повысится интерес ко всему, что происходит вокруг.

У детей выработается умение сравнивать выделять характерные свойства предметов, научаться обобщать их по определённому признаку.

Используемые методы работы, позволят развивать, познавательные способности детей научат устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

С помощью поисковой – исследовательской деятельности дети станут более любознательными, интересующимися новыми, неизвестным в окружающем мире, будут задавать вопросы взрослым, будут любить экспериментировать.

У детей будут развивать социальные навыки: через опыты, наблюдения дети научаться взаимодействовать друг с другом, работать в группе, договариваться.

Пояснительная записка:

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование, Ребёнок познает объект и его свойства в ходе практической деятельности с ним. Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в  период дошкольного развития». Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Поэтому задача педагогов и родителей поддержать и развивать в ребёнка интерес к исследованиям открытиям.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность на предметы живой и не живой природы через  использование опытов и  экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятие, игра, прогулка, умывание.

Созданные специальные условия в развивающей среды, стимулируют обогащающие исследовательской деятельности.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В соответствие с ФГОСТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Используемая литература:

1.Программа «Детство» В.И.Логинова

2.План – программа образовательной программы в детском саду.

3.О, В, Дыбина «Неизвестное рядом»

4. Н, В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.»

5.В.И.Волчкова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».

6. Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».

7.Н.Н.Гладышева «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «Детство» вторая младшая группа».

8. Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду».

цель деятельности

регламентированная деятельность

совместная деятельность

сентябрь/октябрь

научить узнавать и называть песок и глину.

Создать условия для выявления их свойств и качеств:

-твёрдость

-сыпучесть

- способность сохранять форму

-намокаемость

занятие познавательного цикла

Тема: В гости к песочному человечку

Цель: Познакомить детей с центром песка и воды, правилами поведения в нём. Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка. Снизить психофизическое напряжение детей.

Ход занятия:

смотреть стр.52 Н, В, Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду».

Тема: Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы из глины, определять её качества: мягкость, пластичность, степень прочности и свойства: бьётся, размокает.

ход занятия:

смотреть стр.93 Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».

Тема: Глиняные игрушки.

Цель: Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предметов; учить преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину.

ход занятия:

смотреть стр.94  Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».

Эксперименты с песком:

«Испечём угощение»

Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую форму.

«Песчинки»

Цель: Дать детям представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Посыпалки»

Цель: Дать детям представление о том, что песок может сыпаться.

«Следы»

Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

смотреть стр.141-144  Н, В, Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду».

Игра – эксперимент

«Посади дерево»

Цель: Способствовать закреплению детьми знаний о свойствах песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Где вода?»

Цель: Дать детям представление о том, что  песок и глина по-разному впитывают воду.

ноябрь

Формировать у детей представление о свойствах воды

«В гостях у Мойдодыра»

Цель: Учить детей выразительно произносить слова знакомых стихотворений. Учить называть правильно предметы, их качества и действия с ними. Развивать любознательность, продолжать знакомить со свойствами воды.

( смотреть стр.167  Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»).

Игры – эксперименты

«Водичка: Буль – Буль!»

Цель: Создать условия для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно.

«Наливаем – выливаем»

Цель: учить переливать воду разными способами из одной ёмкости в другую.

Режимные моменты:

«Водичка – водичка»

цель: Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Опыты:

«Найди рыбку»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная.

«Прятки»

Цель: Дать детям представление, что прозрачная вода может стать мутной.

«Разноцветная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить.

Декабрь

Познакомить детей с агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры.

Образовательная деятельность

Тема: Фокусники

Цель: Помочь детям с помощь. Игр – экспериментов понять изменение агрегатного состояния воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, любознательность, продолжать знакомить со свойствами воды.

«Заморозим»

Цель: Дать представление о том, что вода может превращаться в лёд.

«Разогреем»

Цель: Дать представление о том, что лёд может превращаться в воду.

Изготовление цветных льдинок

«Бусы для снеговика»

Цель: познакомить детей с двумя состояниями воды: жидким и твёрдым.

«Разноцветные сосульки

Цель: Помочь детям реализовать представление о свойствах воды

 ( прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

Снег – это тоже вода.

Цель: Дать детям представление , что снег – это тоже вода, так как в тёплом помещение снег превращается в воду.

Как из снега получить воду?

Цель: формировать простейшее представление о свойствах снега (тает в тепле).

«Куда делась вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды.

«Откуда берётся вода»

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Январь

Познакомить детей со свойствами воздуха

Образовательная деятельность

Тема: Реактивный шарик

Цель: Помочь выявить свойства воздуха

( упругость), помочь понять, как может использоваться сила воздуха ( движение)

смотреть  Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Стр.103

Поймаем воздух

Цель: Дать представление о том, что воздух не виден.

Наберём воздух в стакан

Цель: Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Буря в стакане

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Мой весёлый звонкий мяч

Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко , потому что в нём много воздуха.

Лодочка плыви

Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

февраль

Познакомить со свойствами бумаги

«Ознакомление со свойствами бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги.

С помощью разнообразных приёмов научить выделять её качества: цвет, гладкость, степень прочности, толщина и свойства: мнётся, рвётся, режется.

Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным из бумаги, особенно к книгам.

Бумажные листочки

Цель: Дать представление о том, что бумага лёгкая.

Тонкая – толстая

Цель: Дать представление о том, что бумага может быть толстой и тонкой.

Порвём бумагу

Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться.

Март

Познакомить детей со свойствами веществ: плавучесть

«Морская история»

Цель: Закрепить понятие о свойствах предметов, развивать логическое мышление, учить самостоятельно, делать выводы.

Что плывёт, что тонет?

Цель: Закрепить понятие о свойствах предметов, развивать логическое мышление, учить самостоятельно, делать выводы.

Весёлые кораблики.

Цель: Дать детям представление о том, что лёгкие предметы держаться на поверхности воды.

Тонет – не тонет

Цель: Создать проблемную ситуацию, решая которую дети закрепят свойства предметов.

Нырки

Цель: Дать детям сведения о свойствах воды выталкивать лёгкие предметы.

Апрель

Познакомить с различными источниками света

Солнечные зайчики

Цель: Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете.

Научить пускать солнечных «зайчиков».

Здравствуй  солнечный зайчик.

Цель: дать детям представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражённого от зеркальной поверхности.

Что в коробке

Цель: познакомить со значением света, с источниками света: солнце, фонарик, свеча, лампа. Показать, что свет не проходит, через непрозрачные предметы.

Уличные тени

Цель: Помочь понять , как образуются тени, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Май

Дать детям представление о камнях

Помоем камешки

Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

Тёплый – холодный

Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.

Какой формы камень

Цель: Дать детям представление, что камни имеют разную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математики" для детей старшего дошкольного возраста.

Коспект позволяет продолжать расширять и обогащать знания в области формирования элементарных математических представлений....

ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Тема «Рыбы. Аквариумные рыбки» в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) общеразвивающей направленности

Занятие по математике для детей младшего возраста 3-4 года по лексической теме "Аквариумные рыбки". Использование STEM-технологии "Первые шаги в математику 3-5 лет"....