Проект "Татары, русские, мордва - вместе дружная семья"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Данный проект предполагает воспитание в детях любви к своей малой Родине, воспитание телерантного отношения к народам, населяющим Пензенскую область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tataryrusskie_morva-.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Татары, Русские, мордва - вместе дружная семья».

Оглавление:

1.Актуальность проекта      3 стр

2.Цель, задачи проекта    4 стр

3.Ожидаемые результаты    5 стр

4.Реализация проекта           5стр

6.  Использованная литература   9 стр

7.  Приложения  №110 стр

8. Приложение №2       15 стр

9. Приложение №3       18 стр

8.Презентация к итоговому празднику «Дружба народов»

Актуальность.

У каждого человека есть малая Родина, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом.…Одной из основных задач воспитания дошкольников, является воспитание у дошкольников любви к своей малой Родине, к своему селу, народу, который заселяет моё село.

Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Малая Родина для ребенка  –  это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села, и конечно жители села.

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции. 

Цель проекта:

Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира. 

Задачи для педагога:

  • сформировать у детей представления о народах, живущих на территории Пензенской области (русские, татары, , мордва , чуваши);  
  • формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры;
  • формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

Задачи для воспитанников:

  • расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

Задачи для родителей:

  • повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов, проживающих на территории Пензенской области.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели и родители.

Тип проекта:

Групповой.

Сроки реализации  3 месяца .

Вид проекта:

Познавательно-творческий проект.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами, проживающими на территории Пензенской области.

Реализация проекта

Работа по реализации проекта ведется по месяцам:

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах проживающих на территории Пензенской области 

 

Дидактическая игра  «Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

 Изготовление мужского татарского  национального головного убора  «Тюбетейка»

Альбом “Туган ягым Әгерҗе”

ООД на тему «Знакомим с традициями»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов.

Чтение сказок

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр.

 

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты национальной  культуры вашей семьи».

Альбом «Национальная одежда», «Национальное блюдо», «Национальные орнаменты»

ООД на тему «Культура и традиции народов»

Разучивание танцев

татарского, русского, мордовского народов.

Знакомство с  традициями и

обычаями татарского,русского и мордовского народов.

ноябрь

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Альбом «Национальные праздники»

Спортивное развлечение

для детей старшей группы .

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка»,

Мордовская частушка».

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах.

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

 «Игры народов проживающих на территории Пензенской области.»

Альбом «Иллюстрации к сказкам Г.Тукая»

Развлечение «Каз

канаты»

Разучивание пословиц и поговорок  о труде разных народов.

Традиции и обычаи Татарского  народа.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы.

Дидактическая игра «Укрась фартук» своим орнаментом.

Раскраска «Народные костюмы»

Знакомство с народными музыкальными инструментами,

композиторами.

Развлечение  с детьми старшей группы «Знакомимся с играми»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Экскурсия в  музей татарской культуры .

Декабрь

Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на Пензенской области

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Чтение художественной литературы писателей Пензенской области

Разучивание танцев разных народов.

Развлечение «Сабантуй»

Беседа о народных праздниках.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни»,   «Татарская колыбельные песни», «Мордовские колыбельные песни».

Д\И « Наши праздники»

Пальчиковые игры

Подвижные народные  игры.

Рассматривание илюстрации к сказкам.

Изготовление персонажей из соленого теста

Оформление фотоальбома «Национальные праздники»

Колыбельные песни разных народов.

Дидактическая игра «Собери флажок»

«Собери герб»

Рассматривание альбома о государственных символиках и о ее значениях.

“Достопримечательности города Казань»

Открытый показ ООД «Национальное наследие»

Разучивание стихотворений участие на праздниках и развлечениях.

Рассматривание альбомов о народах  Поволжья

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Изготовление лэпбука «Народы Поволжья»

Развлечение

«Татары, Русские, мордва -вместе дружная семья»

Литература:

1.«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

2.Русские народные игры» http://www.laduski.ru

3.«Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

4.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

5.Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

6.Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

7.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

8.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

9.Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

10.Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

Приложение№1

НОД на тему «Знакомим с традициями»

Цель:

Познакомить детей с историей и традициями татарского народа.

Задачи:

- формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям, населяющих нашу страну и воспитание уважительного отношения к другим народам;

- расширение кругозора воспитанников;

Оборудование: выставка книг, стенд «Играй гармонь татарская», музыкальное оборудование и проектор.

Воспитатель.Здравствуйте, ребята!

В нашей огромной стране проживают люди разных национальностей и каждой нации присущи своя история и своя традиция.

Сейчас, ребята, послушайте стихотворение «Родной язык»

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он - кладезь мудрости , он- правды нашей свет.

Воспитатель.Сегодня, ребята, мы хотим ознакомить вас, с культурой татарского народа.

Респу́бликаТатарста́н — субъект Российской Федерации.

Входит в состав Приволжского федерального округа. Образована на основании Декрета от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

Столица — город Казань. (показывает картинки)

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы.

Крупнейшие реки — Волга и Кама (380 км), а также два притока Камы — Вятка (60 км) и Белая (50 км.).

Воспитатель: В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством, позднее Казанской губернией.

27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. После распада СССР, Татарстан входит в состав современного Российского государства. С 30 августа 1990 года его официальное название — Республика Татарстан.

В Республике Татарстан проживают представители 107 национальностей.

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль.

Воспитатель.Основной закон Республики — Конституция Республики Татарстан.

Флаг и герб Татарстана. (показ картинок)

Высшим должностным лицом в Республике Татарстан является Президент. С 25 марта 2010 года президентом Республики Татарстан является Рустам Минниханов.(портрет)

Воспитатель.Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль..

Воспитатель. Давайте потанцуем татарский танец. (под народную музыку танцуют)    

Воспитатель.Одним из интересных традиций считается свадьба.(показ слайдов и рассказ)

Согласно татарским традициям, свадьбе предшествует сватовство. А это значит, что сначала представители жениха (его отец или близкие родственники по мужской линии) отправляются в дом невесты, где ведутся разговоры о свадьбе, исключительно с родителями девушки. После того, как от них получено положительное решение на заключение брака, сваты узнают размер калыма (выкупа), а также времяпроведения свадьбы, количество приглашенных гостей и т.д. Только после того, как все формальности будут уточнены, сваты отправляются в дом к жениху, и рассказывают ему, о чем был уговор с родителями девушки. Раньше можно было видеть такую ситуацию, что жених и невеста встретились впервые только на свадьбе. К счастью, сегодня, такой обычай встречается крайне редко. Мужчина преподносит родителям невесты калым, а она в свою очередь преподносит жениху приданое.

Сегодня эти традиции уже не встретишь, но их можно легко восполнить с помощью шуточных заданий. В случае если жених не справляется с заданием, ему приходится откупаться от подружек невесты конфетами, деньгами, подарками. Когда все испытания пройдены, невеста выходит к жениху, и они направляются в дом ее родителей, где уже собрались все родственники и друзья. Начало церемонии бракосочетания открывает молитва, которую читает мулла. Она является и наставлением молодым, и заветами семейной жизни и рекомендациями. При желании чтение молитвы (никах) может быть проведено в мечети. По ее окончании молодые возвращаются в дом невесты. Теперь они являются настоящими мужем и женой. По прибытии домой застолье продолжается. По татарским обычаям свадьба сопровождается песнями, тостами. Гости желают жениху и невесте счастья, любви, детей, достатка в семье и т.д.

Воспитатель. Закончилось наше занятие. Что нового вы узнали сегодня? (ответы)

НОД «Татарская культура и традиции»

Воспитатель.

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вправо, влево повернитесь,

И друг- другу улыбнитесь

Руку к солнцу потянули,

Лучики поймали и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-Ребята, как называется село, в котором мы живем? Район? Республика? Страна?

Какая наша страна? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране?(люди)Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, религией, национальностью)

Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? ( русские, татары, марийцы, башкиры, чуваши, узбеки, таджики,  и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Но не нужно забывать, праздники бывают разные: международные; религиозные; народные и семейные.

- Сегодня мы с вами по ближе познакомимся с татарской культурой, традициями. Самое главное у татар есть свой язык. Какие татарские праздники вы знаете?(Сабантуй, Науруз). Сабантуй исправляли на окончание посева урожая. На праздник Науруз  прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились.

Когда вы исправляете семейные праздники, как готовитесь? (накрываем красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои национальные блюда и приглашали своих родственников, друзей, соседей.

 -  Давайте по ближе посмотрим татарскую национальную одежду. (На доске выставка татарской национальной одежды.)Посмотрите на девушку в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак), платье (кулмэк), и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами.  Вот ребята, у женщин этот фартук много значило. В давние времена по этому фартуку определяли сколько лет девушке, замужем ли она, есть ли у нее дети, сколько детей. К сожалению эти обычаи уже утеряны, татары одевают национальные одежды только как костюм на выступление. На ноге ичиги. Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах. А как одет парень? ( на голове тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги).

Подвижная игра «Тюбетейка»

 ( дети встают в круг, звучит музыка, дети надевают по очереди тюбетейку, музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот выполняет задание).

Этими узорами они разрисовывали не только одежду, ну и полотенца, скатерти, но и посуду. Садитесь за стол. С помощью трафарет разрисуем нашу посуду.Помоем руку, с помощью кувшина. Воспитатель объясняет, что в старые времена не было на домах воды, и люди их носили из родника и колодца. Пополняли свои кувшины и умывались.  

Подвижная игра «Самовар».

Выбираем одного самовара с помощью считалки на татарском языке «Элчибэлчи», остальным надеваем маски с национальными татарскими блюдами, и выбираем маленький чайник.  Самовар садится спиной к друзьям, чайник подходит к самовару и узнает с чем он хочет пить чай. Например, с «чак-чаком». «Чак-чак» подходит и стучит по плечу. Самовар должен догадаться кто «чак-чак». Так продолжается 3-4 раз.

Накрывают стол. Также, девочкам надевают фартуки и платки, а мальчикам тюбетейки. Мальчики сидят, а девочки накрывают стол (ставят самовар, салфетки, чашки, ложки и татарские национальные блюда).

Садятся за стол и делают выводы.

Каждый отвечает, какие правила надо соблюдать, чтобы жить дружно ( знать праздники других народов; дружить; учить их язык; с уважение относиться к каждому народу и др.).

Приложение№2

Татарские народные игры

Продаем горшки

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Эй, дружок, продай горшок!
  • Покупай.
  • Сколько дать тебе рублей?
  • Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Хищник в море

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные—рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Русские народные игры.

Змейка.

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила:

1.  Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.

2.  Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

3.  Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).

4.  Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

Приложение№3

Развлечение «Знакомимся с играми»

Дети заходят в зал. В руках ведущего кукла в татарской национальной одежде.

Ведущий.Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) Вот к нам пришла гостья, ее зовут Алсу. Она хочет подружиться с вами. Кто скажет в какой национальной одежде кукла? (ответ – в татарской народной одежде, называют предметы одежды) Да, вы правы. В нашем районе проживают много народностей. А скажите, пожалуйста, каких народов поволжья вы знаете? (удмурты, марийцы, мордовцы, башкиры и чуваши) Молодцы!Сегодня мы отправимся  в путешествие и поиграем в разные народные игры. Вы хотите?(ответы) Ну, ладно! Раз у нас в гостях Алсу, то поиграем в татарскую народную игру «Пустое место»(Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

  1. Круг должен сразу остановиться при слове беги.
  2. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его.
  3. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Ведущий. Понравилась играть? (ответы детей) Пока мы играли, к нам пришла еще одна гостья – кукла Тайгаш, познакомьтесь , пожалуйста. В какой же она национальной одежде? ( мордовской, называют части одежды) Давайте поздороваемся с Тайгаш!(здороваются)Тайгаш, не знаешь ли ты какую – нибудь интересную игру?

Кукла Тайгаш: Я знаю интересную Мордовскую игру «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры:

  1. Задетые веревкой рыбки выходят из игры.
  2. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.
  3. Веревка должна быть постоянно натянута.

Ведущий: Ну, ребята, понравилась игра, будем еще в нее играть в будущем?(ответы)Пока мы играли,Алсу и Тайгаш подружились. И у них появилась третья подружка Эту куклу зовут Настенька. Кто знает в какой национальной одежде эта кукла (в Русской-называются части одежды), не знаешь ли ты какую нибудь игру, мы сегодня знакомимся с народными играми.

Кукла Настенька: Конечно знаю, у нашего народа много игр. Давайте поиграем в игру «Липкие пеньки»

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Правило:

1.  Нельзя ловить игроков за одежду.
2.  «Пеньки» не должны сходить с места.

Ведущий: Какая интересная игра, мы обязательно будем играть в эту игру и дальше. Ребята, давайте вспомним, кто к нам приходил сегодня в гости? (ответы) А в какие мы играли игры(вспоминают названия) Скажите, пожалуйста, в какие игры вы бы хотели играть дома с родителями?(называют) Вот научите их и играйте! Давайте, попрощаемся с Алсу, Тайгаш и Настенька.( куклы уходят)

Развлечение «Каз канаты»

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свою республику.

Ход:

Звучит татарская народная мелодия «Каз канаты». В зал входит воспитатель в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как необычно оформлен наш зал. На центральной стене - узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предметах быта. Слева на нас смотрит улыбчивая девушка, одетая в красивый национальный костюм: зеленое платье с оборками, камзол с растительным орнаментом, на голове - калфак, на ногах - ичиги. Справа стоит джигит в нарядном камзоле. На ширме вы видите выставку рисунков детей нашего детского сада, выполненных по мотивам татарских народных сказок, которые вы любите слушать, Какие сказки здесь изображены? Какие ещё татарские народные сказки вы знаете?

(ответы детей).

Татарстан. Когда произносишь это слово, то сразу представляешь его бескрайние леса, поля с золотой пшеницей, полноводные реки, нефтяные вышки, и, конечно же, красавцы КамАЗы.

Ребенок:

До чего же луга хороши,

Зелены и пригожи леса!

Выйди в круг и со мною спляши

От друзей отставать нам нельзя.

Дети исполняют хоровод «Без биибез».

 В нашей республике живет гостеприимный татарский народ, который любит хорошую музыку, зажигательный танец. А какой мелодичный язык у татарского народа!

Ребенок:

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Ребенок: Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне.

Дети исполняют песню «Туган  тел».

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. А загадки о музыкальных инструментах.

Морщинистый может всю деревню веселить. (гармошка)

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает скачет. (дудочка)

Я знаю что среди вас есть хорошие музыканты, которые хотят исполнить татарскую народную мелодию «Әпипә».

Группа детей исполняет оркестр «Әпипә».

Воспитатель:

У кого там хмурый вид,

Кто насупившись сидит?

Собирайся, детвора,

Ждет веселая пара.

Татарская народная игра «Без - без, без идек».

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый домик с резными наличниками, красивыми занавесками стоит за забором. Подойдем к нему и узнаем, кто в нем живет.

Подходят к домику, стучат в дверь. Из домика выходит дед.

Бабай: Кто там? А это дети - балалар. А я подумал агай пришел.

К нам в татарскую деревню

Из колхоза «Урожай»

Часто ходит русский дядя,

А по имени «агай»

Вместе с ним приходит мальчик,

А по - нашему «малай»

Он два имени имеет,

Как тут хочешь понимай.

У малая имя Коля,

А другое Николай

Хоть он сам не два малая,

А всего один малай.

Воспитатель: Видно, бабай, любишь ты шутить и веселиться.

Бабай: Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. Но самым интересным и любимым был татарский юмор. Присядем на скамейку, и я вам небылицу расскажу, «Сколько было волков» называется. Балагур рассказывал: видел в лесу семь волков, и оба они были серые. Я взял палку, бросил, он выскочил и кинулся наутек. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети:

Без родины милой будешь птицей бескрылой

Добро потеряешь - опять наживешь,

Друга потеряешь - уже не вернешь.

Для лежебок и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Бабай:

А сейчас у нас игра

Веселится нам пора

Кто в мешке под громкий смех

Пробежит быстрей всех.

Проводится игра для мальчиков «Бег в мешках».

А теперь проверим быстроту и ловкость девочек-рукодельниц.

Проводится игра «Смотай клубок».

Ребенок:

Видно музыка сегодня

Никому скучать не даст.

Все кругом поют и пляшут,

Каждый, кто во что горазд.

Исполняется татарский танец.

Бабай: Спасибо, дорогие дети. Повеселились мы с вами, позабавились. Я гостей так просто не отпущу, угостить вас хочу. Вы любите татарские блюда? Какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?

Дети: Бәлеш, өчпочмак, лапшу, губедиючак-чак, баурсак, корт, перемеч.

Бабай: Я хочу угостить вас чак-чаком, его бабушка приготовила.

Воспитатель и дети: Спасибо бабай, зуррэхмэт за гостеприимство и за угощение. Желаем тебе крепкого здоровья. А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Ребята, попрощаемся с бабаем по-татарски: саубул, бабай!

Бабай: Саубулыгыз, балалар.

Бабай  уходит.

Воспитатель: Дорогие ребята. По-моему мы очень хорошо провели время: повеселились, вспомнили татарские народные песни, хороводы, танцы, игры, узнали много нового о татарском народном творчестве.

Ребенок:

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан.

Спортивное развлечениедля детей старшей группы.

Ход праздника:

Ведущий.(в группе)     Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Посмотрите на схему.

 (на схеме    нарисован путь на площадку) Мы с вами отправимся по этой схеме в лес. Встретимся там с животными и познакомимся с народными играми. Вы готовы?(да). Тогда быстро одеваемся и в путь.(одевшись, дети выходят и по схеме идут на площадку. Там их встречает Заяц в русской национальной одежде.

Заяц.    Привет, ребята, я заждался вас, очень замерз, давайте разминаться!  (под     музыку «Барыня» дети делают танцевальные движения)

Ведущий. Заяц, а мы знаем, ты очень ловкий и умеешь быстро бегать. Ты не знаешь какую-нибудь народную игру? Мы пришли сегодня сюда познакомиться с народными играми.

Заяц.    Конечно, я знаю очень много русских народных игр. Давайте поиграем в игру «Лошадки»

Правила игры: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера» - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Ведущий.Спасибо, тебе Заяц, нам с тобой было очень весело, до свидания!(Заяц уходит, дети идут дальше – навстречу к ним выходит Волк в удмуртской одежде.

Волк. Здравствуйте, ребята, давно я вас жду. Как дошли?( нормально)

Ведущий. Здравствуй, Волк! Видим, ты одет в удмуртскую национальную одежду. Мы пришли сюда, знакомиться с народными играми. Не знаешь ли ты какую-нибудь игру?

Волк. Знаю, знаю очень интересную удмуртскую игру  «Догонялки»

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Пять бород, шесть бород,

 Седьмой дед с бородой.

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тыбяк. Пойманный выходит из игры.

Правила игры.Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.(игра повторяется 2-3 раза)

Ведущий. Спасибо тебе, Волк, было очень весело с тобой, до свидания! (Лиса прощается, уходит.На встречу выходит Лиса в татарской одежде.)

Лиса. Здравствуйте! Исәнмесез!

Ведущий.Здравствуйте, Лисонька! Мы пришли сюда, знакомиться с народными играми. Мы видим, ты сегодня в татарской одежде, не знаешь ли ты какую-нибудь игру?

Лиса. Конечно, знаю. Давайте поиграемв игру «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.Подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«Эй, дружок, продай горшок!»
Покупай!

 Сколько дать тебе рублей?
Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

  • бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
  • бегущие не имеют права задевать других игроков;
  • водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Лиса.Ну, понравилась игра? (да) Приходите еще к нам в лес, поиграем.

Ведущий. Ладно, мы придем еще. Ребята вам понравились игры? Вспомните, пожалуйста, в какие игры мы играли?(перечисляют)  Да, мы играли в народные игры. Они вам понравились? Будем в них играть?(ответы детей) Ну тогда возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Предлагаю сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи. Стихи, шуточная сценка, танцы, игры для всей семьи....

Экологическо-спортивный праздник «ВМЕСТЕ ДРУЖНОЮ СЕМЬЕЙ ПРИРОДУ СОХРАНЯЕМ» или «Мама, папа, я — экологическая семья»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогичес...

Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».

Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...

Проект для подготовительной группы детского сада. «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья!»

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменениями социально-экономическими и социально-по...

Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.

Сегодня наша встреча посвящена семье,  семейным традициям,  отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе целая страна- вместе дружная семья»

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие...

Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я".

22 августа в нашем детском саду отмечали праздник - День Российского флага.На следующий день состоялось торжественное построение, на котором каждая группа представила свой групповой флаг с названием г...