занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Халманских Александра Николаевна

знакомство с творчеством В. Бианки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx79.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

 «Знакомство с творчеством В. Бианки»

                       

                                Воспитатель; Халманских А.Н.

                      МБДОУ «Детский сад № 18»

О жизни и творчестве В. Бианки

   Цель: знакомить детей с миром природы через творчество  русского  писателя- природоведа  В. Бианки.

  Задачи :   - закреплять знания детей о жителях леса

 -развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое    воображение, эмпатию .

-продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения

-воспитывать любовь к природе

-воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Оборудование: портрет В. Бианки, иллюстрации животных, пластилин, семечки.

Предварительная работа: чтение произведений В. Бианки.

 

ХОД:

Включается запись – «Звуки природы»

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке. (дети подходят к книжному уголку)

Воспитатель:  Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки, с которым я и хочу вас сегодня познакомить (показываю портрет). В Бианки написал много сказок и рассказов о природе. Многие мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве писателя. В. В. Бианки родился в г. Санкт — Петербург. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец был ученым – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающий птиц), а мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.

Маленький Виталий пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

Перед вами только часть этих книг, которые написал В. Бианки.

Вот например, самая первая напечатанная книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка? (рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)

Но главной книгой для писателя стала его «Лесная газета». Эта книга была настоящей энциклопедией русской природы.

Давайте послушаем некоторые факты из жизни леса, природы:

(Выступление детей с демонстрацией иллюстраций животных)

реб. – Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.

реб. – Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.

реб. – Пчеле, чтобы собрать 100 кг мёда, надо облететь миллион цветков.

Ведущий: Эта книга много раз переиздавалась и постоянно пополнялась новыми материалами. Материал в книге был подобран как в настоящей газете: корреспонденции, статьи, очерки, заметки, телеграммы, письма, рисунки читателей, загадки. Вот некоторые из них. Это не просто загадки, а жалобы жителей леса на нерадивых посетителей.

Я зачитаю, а вы постарайтесь узнать, кто же жалуется.

Игра «Узнайте их!»

– Жалуемся! А что же нам делать? Когтей у нас нет, клыков – нет, вот всяк обидеть норовит. Кто ягод рябины захочет – срывает вместе с ветками с дерева кисти. Жёлуди нужны – сшибают с дуба камнями, палками, только треск идёт! Растопка для костра нужна – кору кольцом с берёзы или ели стешут. Да ещё топор в живой ствол по обух воткнут. Мы болеем, мы чахнем, а им и горя мало: в лесу, говорят вас много. – Кто жалуется? (Деревья)

– Жалуемся! Оскорбили словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварям? Почему на руках бородавки? Разве мы виноваты? А раз так – бей нас! – Кто жалуется? (Жабы)

– Что хотите делайте с нами: режьте, жарьте, варите, даже маринуйте! Только не портите нашу лесную подстилку! – Кто жалуется? (Грибы)

Ведущий: Узнайте, кто пришел на наш праздник:

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши – прячутся, дрожа:

Очень уж суровы

Филины и..  (совы)

Ведущий:  Вот оказывается какая полезная и нужная птица сова. Ну что ж, Совушка, поиграй с нами.

Подвиж. игра «Совушка»

Ведущий:  Ребята, Виталий Бианки очень любил отгадывать лесные загадки, которые оставляли звери. Попробуйте и вы отгадать их.

- Вот иголки и булавки вылезают из- под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.

                                                                                                                                   (ёжик)

- Кто осенью спать ложится, а весной встает?      (медведь)

- Без рук, без топорёнка построена избёнка.          (гнездо)

- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает – о жизни рассуждает.  (сова)

- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.   (лиса)

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Итак, сказка начинается.

(показ настольного театра «Лесной колобок – колючий бок»)

Воспитатель Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Кто написал сказку «Лесной колобок – колючий бок»

Воспитатель: Кто был главным героем сказки?

Воспитатель: Так кто же это «лесной колобок – колючий бок»?

Воспитатель: Конечно же? это лесной ежик. Давайте, сегодня сделаем главного героя сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Для этого нам понадобятся пластилин и природный материал – семечки.

(показ воспитателя)

Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал (форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок.

(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)

(анализ детских работ)

ИТОГ

Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?

Воспитатель: О чем писал В. Бианки?

Воспитатель:  А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии? (Дети отвечаю.)

Воспитатель:  Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Занятие по экологии « Экология –это жизнь».

: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...