Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Колокольчик»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других стра-нах, устройством колокола и особенностями звучания.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие:

Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного ха-рактера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Методические приёмы:

словесные: приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; по-становка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;

наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

наглядно-зрительный: показ «Колокола на Руси»;

художественно-практический: физическая минутка.

Оборудование:

демонстрационное: колокольчики разных размеров и материала;

наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;

раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные каран-даши, восковые мелки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиком.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех с хорошим настроени-ем! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если от-гадаете мою загадку:

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять.

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

«Дили-дон, Дили-дон».

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – звон!

Дети: колокольчик.

Воспитатель: правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий.

Будто слышится мне звон.

2. Основная часть

Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.

Воспитатель: Слышите, как он звенит? Рассмотрите внимательно их, давайте по-звоним колокольчиками!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете?

Дети: из металла.

Воспитатель: Правильно из металла. А как вы думаете, можно ли сделать коло-кольчики из дерева и стекла?

Дети: да, можно.

Воспитатель: такие колокольчики делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.

(Позвонить стеклянным колокольчиком).

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?

Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона.

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?

Дети: звон колоколов.

Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Дети: чтобы созывать народ.

Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: На музыкальном занятии, в храмах.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Обычно ко-локола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,

язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собствен-ным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, мас-сивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола малень-кие, изящные звенели нежно да звонко.

Дидактическая игра "Колокол и колокольчик"

Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультурная минутка

Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)

Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)

Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)

Колокольчик в игре (из руки в руку перекладывают дети колокольчик)

А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)

Нацепил на дудочку (игра на дудочке)

Колокольчик – бубенец

Наступил игре конец (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких баш-нях?

Дети: чтобы слышно было далеко.

Воспитатель: Правильно, колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что они были самыми высокими строениями, что позволяло слы-шать колокольный звон на большое расстояние.

Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?

Дети: звонарь.

На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:

Благовест, Трезвон, Перезвон, Красный звон.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?

Дети: Царь-колокол.

Воспитатель: он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.

Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью националь-ной культуры, их вешали под дугу лошадям.

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои кол-паки и своим звоном веселили народ.

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?

Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уро-ки, используют в оркестрах, а также в разных играх.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного.

Расскажи, Костя, о чем ты узнал, а Индира, расскажет нам, что ей запомнилось больше всего.

Какие новые слова вы узнали?

Какие колокольчики вам больше понравились?

Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите различные колокольчики. Сегодня вы – художники, и можете использовать эле-менты этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!

(Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»).

Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд. Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям, какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.

Мы с вами познакомились с историей колоколов.

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, про-изведение искусства.

Воспитатель читает стихотворение Сергея Есенина – «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Вы сегодня замечательно потрудились. Какие колокольчики вам больше понрави-лись?

Большое спасибо. Давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память колокольчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakoml_s_okruzh_mir_kolokolchik.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие:

Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Методические приёмы:

словесные: приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;

наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

наглядно-зрительный: показ «Колокола на Руси»;

художественно-практический: физическая минутка.  

Оборудование:

демонстрационное: колокольчики разных размеров и материала;

наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;

раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиком.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех  с хорошим настроением! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять.
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!

Дети: колокольчик.

Воспитатель: правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий.
Будто слышится мне звон.

2. Основная часть

Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.

Воспитатель: Слышите, как он звенит? Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете?

Дети: из металла.

Воспитатель: Правильно  из металла. А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?

Дети: да, можно.

Воспитатель: такие колокольчики  делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.

(Позвонить стеклянным колокольчиком).

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда  впервые появились колокольчики?

Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона.

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?

Дети: звон колоколов.

Воспитатель:  - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Дети: чтобы созывать народ.

Воспитатель:  Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: На музыкальном занятии, в храмах.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Обычно колокола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Колокол, как человек - имеет уши, за которые  колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую  раскачивают язык, ударяя о пояс  -  самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко.

Дидактическая игра "Колокол и колокольчик"

Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультурная минутка

Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге 
(смыкают руки над головой)
Колокольчик в море 
(делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в игре  
(из руки в руку перекладывают дети  колокольчик)
А рыбак на удочку 
(будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку 
(игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец 
(хлопают в ладоши).

Воспитатель:  Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях?

Дети: чтобы слышно было далеко.

Воспитатель: Правильно, колокола  вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что  они были самыми высокими строениями, что  позволяло слышать колокольный звон на большое расстояние.

Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?
Дети: звонарь.

На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест, Трезвон, Перезвон, Красный звон.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой  колокол?

Дети: Царь-колокол.

Воспитатель:  он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.
Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?

Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, а также в разных играх.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, я надеюсь, что сегодня вы  узнали много нового и интересного.

Расскажи, Костя, о чем ты узнал, а Индира, расскажет нам, что ей запомнилось больше всего.

Какие новые слова вы узнали?

Какие колокольчики вам больше понравились?

Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите различные колокольчики. Сегодня вы – художники, и можете использовать элементы этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!

(Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»).

Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд. Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям,  какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.

Мы с вами познакомились с историей колоколов.

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.

Воспитатель читает стихотворение Сергея Есенина – «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Вы сегодня замечательно потрудились. Какие колокольчики вам больше понравились?

Большое спасибо. Давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память колокольчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные».

      Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные»....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме: Моя семья

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к семье, членам семьи.Задачи:1)Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят дела...

конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Моя семья"

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к семье, членам семьи.Задачи:1)Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Песня колокольчика»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Песня колокольчика»Цель: Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в друг...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект ООД ознакомление с окружающим миром в старшей группе на тему «Повар и пекарь, чья профессия важнее?».

Данное занятие направлено на расширение представлений детей о профессиях повара и пекаря, значимости их труда....