Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну времени".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Маклакова Елена Васильевна

Знакомство детей со временем -это не только средство формирования системных знаний,но и значимое социально-эмоционльное средство приобщения детейи к миру  взрослых. Задача моего занятия обобщить знания детей о времеи и часах. В игровой форме систематизировать знания это главнаая задача педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 14»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Конспект НОД в старшей группе

по познавательному развитию

«Путешествие в Страну Времени».

https://shareslide.ru/img/thumbs/c53c189f3b5e37b770b3965265e62e98-800x.jpg

                                                                           

                                                                               Разработано:                                                                                                        

                                                                               воспитателем   МКДОУ

                                                                               Детский  сад № 14 «Алиса»  

                                                                               Маклаковой Е.В.

                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                 

с. Урожайное,  2021г

  Тема: «Путешествие в Страну Времени»

Тип НОД: познавательно – речевое развитие.

Образовательная область: познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира).

Виды деятельности:

 коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Программные задачи:

 Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

 Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа: 

Активный словарь: часовой, часовщик, водяные, солнечные

 Пассивный словарь- циферблат, механические, электронные.

Материалы и оборудование:  ТСО - для демонстрации фото, различные виды часов, мяч, картинки с изображениями различных часовых циферблатов для подарка.

             Ход НОД:

Воспитатель: -  Ребята, а вы хотите побольше узнать о времени?

Для этого я вам предлагаю отправиться со мной  в волшебную страну- Страну «Времени» 

Как вы думаете, на каком транспортном средстве можно туда добраться?

Дети: называют варианты, в том числе и машину времени.

Воспитатель: Да, ребята  мы сегодня будем путешествовать на машине времени  в сказочную страну времени. Закрывайте глаза, летим …

(звучит волшебная музыка, дети совершают движения как в полете)

- Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Принцесса  страны времени (появляется взрослый, одетый в костюм принцессы времени).

Принцесса времени: - Здравствуйте ребята, рада приветствовать  вас, наверное вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну тогда ответьте на вопрос: что такое время? Как вы понимаете?

Дети: Это часы, минуты ….

Принцесса времени Правильно, но это не только часы. 

Например говорят «Время года». Что это значит?

Дети. Это зима, весна, лето, осень,

Принцесса времени: Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?

Дети: 12

Принцесса времени: Давайте поиграем с мячом, и передавая его друг другу, будем отвечать на вопросы, а сейчас продолжим называть месяца,)

( дети передают мяч и называют месяца)

Принцесса времени ,беря в руки мяч :

-Каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?

Дети: 7

Принцесса времени: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.

Дети: Стоя в кругу, передавая мяч, друг другу, называют дни недели.

Принцесса времени: Молодцы , ребята, как вы много знаете!

Послушайте загадку:

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

Дети: Календарь

Принцесса времени: Кто думает по-другому?

Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка.

А зачем нужен  людям календарь?

Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.

Принцесса времени: Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку

     Мы день не спим и ночь не спим

И день и ночь стучим, стучим

Ног нет, а ходим,

Рта нет ,а скажем: когда спать,

Когда вставать, когда работу начинать.

Дети: Часы

Принцесса времени: Все так думают? Верно - это часы. 

Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Дети: (ответы детей)

Принцесса времени предлагает детям занять места перед ТСО. В  награду за ваши знания я расскажу вам историю- историю создания часов.

Очень давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: он вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?( показ слайдов)Но пользоваться ими человек не всегда мог, а как вы думаете, почему?

Дети рассуждают (если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).

Принцесса времени: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, воду нужно было постоянно доливать

Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» 

Затем изобрели часы -свечу, или огненные часы (показ фото).

На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени.

 Но в чём же опасность таких часов?

Дети: Свеча может упасть и случится пожар.

Принцесса времени: Верно

     С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь и господин.

 А позже придумали песочные часы. (Показ слайдов.)

Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок.

 Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается.

Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? Вы  их видели? Скажите, удобны ли они в использовании? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. 

Да, верно, потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать.( показываю)

Скучен был процесс с песком

Призадумался народ,

Поумнел на целый год и сказал он

Что часы без механики слабы.

Воспитатель: И вот, наконец ,  появились механические часы.

(Показ картинок с настенными, напольными, наручными часами)

 Какие вы здесь видите часы? Что общего у всех этих часов?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это механические часы. У них у всех есть циферблат и стрелки. Внутри часов колесики приводят в движение стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Эти часы работают от батареек Механические часы нужно заводить каждый день. Сначала были большие механические часы и висели они на высокой башне. Но у них есть недостаток. Их было видно не из всех домов, чтобы посмотреть на них нужно Но есть часы электронные, их заводить не надо, потому что они работают от батареек. Бывают часы большие – напольные.

Воспитатель: А какие часы не надо заводить? (электронные) – показ.

Эти часы работают от батареек. Вот какой длинный путь прошли часы к нам

Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы).

Этот круг называется – циферблат, стрелки указывают на цифры – так мы узнаём сколько времени в данный момент.

Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче.

Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.

Минута - небольшой промежуток времени, а час –большой.

Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая , на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов.

 Давайте поиграем.( дети определяют сколько времени по часам).

Физминутка.

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).

Игра повторяется 2-3 раза.

 

А теперь скажите как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе – (настольные)

На руке – (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

   Вот и время прошло незаметно, как много мы сегодня узнали! Ребята, какие бывают часы? Какую функцию они выполняют? Мы научились определять время по часам. И знаем для чего это нужно.

   Да, слово часы прочно вошло в нашу жизнь. Есть даже профессии связанные с часами, например, тот ,кто ремонтирует часы называется часовой мастер, а место ремонта часов называется - часовая  мастерская.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с принцессой Времени.

Занимаем места в «машине времени» (музыка), «возвращаемся» в группу.

Итог:

 Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?

Дети: рассуждают.

Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени- поднимите руки, а кому было трудно- присядьте. Часы – это наши помощники. Когда вы подрастете и будете ходить в школу, они вам помогут беречь время и учиться на четверки и пятерки. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени?

Принцесса Времени  подарила вам подарок - задание для каждого ребенка  его вы сможете выполнить после сна, в свободной деятельности «Который час?» (определить какие часы показывают одинаковое время и раскрасить их попарно в одинаковые цвета).

Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки Принцессы Времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по РЭМП «Путешествие в страну Времени»

Конспект НОД по РЭМП ОО «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы с ЗПР на тему:  «Путешествие в страну Времени»...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"

Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе....

Конспект ННОД по познавательному развитию " Сказочная страна мальчиков и девочек"

Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников 4-5 лет...

Конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная страна Снеговиков"

Формирование элементарных математических предсталений с использованем мультимедийной презентации для детей первой младшей группы....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Страна математика"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Страна математика"...