Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Хрущева Светлана Евгеньевна

    Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию

    в подготовительной группе ДОУ

    «Путешествие во времени»

    Задачи:

    1. Познакомить воспитанников с историей создания родного города.
    2. Закрепить и конкретизировать знания детей о городе.
    3. Способствовать развитию речи воспитанников, обогащению словаря.
    4. Развивать познавательный интерес к истории родного города, к его настоящему.
    5. Воспитывать уважение и гордость за свой город.

    Оборудование:

    - мультимедийное оборудование,

    - презентация «Откуда пошла земля Кузнецкая…»,

    - макеты объектов города («Цирк», «Бульвар героев», «Драмтеатр», «Администрация города», «Спасо-Преображенский собор»),

    - презентация «Письмо от домовенка Кузи» (вопросы викторины),

    - цветные фишки,

    - значки для каждого ребенка в виде герба города,

    - медали «Знаток родного города»,

     - аудиозаписи: «Космическая музыка», сигнал электронной почты

    Предварительная работа:

    - Рассматривание фотографий «Мой город – Новокузнецк»

    - Чтение статей из книги «Детям о Новокузнецке» об объектах родного города (книга написана педагогами ДОУ)

    - Составление детьми рассказов из личного опыта «Как мы с родителями ходили в…»

    - Мастер-класс для родителей и детей «Как сделать макет дома»

    - Совместная работа для родителей и детей «Делаем макет здания города»

    - Проведение цикла бесед, познавательных занятий, занятий по ИЗО деятельности и конструированию в рамках реализуемой в ДОУ программе по краеведению («Коренные жители родного края», «Богатства родного края», «Красная книга Кузбасса», «Национальный костюм», «Новокузнецк – город шахтеров», «Новокузнецк – город металлургов», «Новокузнецк – город строителей», «Новокузнецк – культурная столица края», «Достопримечательности родного города», «Все профессии нужны, все профессии важны!», «О чем расскажет герб города?», «Флаг, герб и гимн – символы города», «Памятники города», «Где эта улица, где этот дом…», «Фонтаны города», «Праздничный салют», «Здания города», «Парк аттракционов»…)

    - Организация и проведение традиционных «Встреч с интересными людьми» - родители воспитанников группы знакомят детей со своими профессиями.

    Ход занятия:

    (воспитатель и воспитанники собираются в приемной, организуя круг)

    1. Организационный момент. Двигательно-ритмическая часть занятия.

    Воспитатель: Я рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга нашей игрой «Круг дружбы» (воспитанники хором произносят текст стихотворения и выполняют соответствующие движения)

    Ты мой друг и я твой друг,

    Встанем все в огромный круг

    Шаг назад и два вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Покружимся, повернёмся,

    Снова за руки возьмёмся.

    Лучше нету в мире круга.

    Поприветствуем друг друга.

    Указательные движения двумя руками

    Взяться за руки

    Выполнять движения по тексту стихотворения

    Поднять сцепленные руки вверх

    Неглубокий поклон вперёд, руки опустить

    Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, вдруг налетел ветер, подхватил и закружил меня, я как будто бы отправилась в путешествие. А вы любите путешествовать? На чем можно совершать путешествия? (ответы детей)

    Я вас приглашаю в необычное путешествие – путешествие во времени. Мы отправимся в прошлое нашего города. А помогут нам ваше воображение, смекалка, фантазия и ваши знания.

    Надеваем спецодежду: курточку, штаны, ботинки, наушники, пристегнуть ремни безопасности (дети выполняют имитационные движения)

    - К путешествию готовы? (хоровой ответ детей) Тогда – в путь!

    (звучит «Космическая музыка», воспитанники вместе с воспитателем перемещаются в групповую комнату и рассаживаются полукругом перед экраном)

    1. Показ презентации. Рассказ воспитателя с элементами беседы.

    Давным – давно, по царскому указу на кораблях по реке Томи прибыл в Кузнецкие земли сын боярский Астафий Харламов. Приплыл не один, со служилыми (военными) людьми – стрельцами и казаками, чтобы построить Кузнецкий острог. (слайд 1)

    - На что похож острог? (слайд 2) (на крепость)

    Острог – это и есть крепость, пограничное укрепление. В остроге расположился небольшой отряд военных людей.

    -Как думаете, для чего был нужен острог – крепость? (для защиты)

    Острог был построен, чтобы защитить местное население (шорцы, телеуты) от постоянных набегов врагов, которые жгли посевы, угоняли скот. (слайд 3)

    - Подумайте, почему враги нападали на наших предков? Чем приглянулся наш край? (богатые земли: много леса, плодородной земли, птиц и зверей в лесах, природные богатства)

    Кузнецк – это путь к богатству земли Сибирской. Плодородная земля, бескрайние леса, пушнина, полезные ископаемые. «Хочешь – землю паши, хочешь – белкуй, соболюй, собирай грибы, ягоды, орехи…А реки здешние рыбы полны…»

    (слайд 4) Стены крепости были сделаны из толстых бревен, которые плотно соединялись между собой. Верхняя часть бревен была заострена. Такая стена называется «частокол». На три стороны башни стоят. В центре острога – церковь, а рядом дом воеводы – командира острога. Отсюда из острога воевода всем краем правил: суды судил, гостей – послов принимал, дань (налог) собирал. Жизнь людей была не легкой в остроге. Им приходилось и воевать, и строить, и дань собирать, и пищу себе добывать охотой и рыбалкой. (слайд 5) Изначально стены острога и постройки внутри него строили из бревен, позже появились каменные сооружения. (слайд 6)

    Шло время, служилые (военные) люди создавали семьи, селились за стенами острога. И очень скоро Кузнецкий острог стал городом. По указу царя ему был присвоен герб.

    - Что такое герб? (отличительный знак, символ любого города нашей страны)

    (слайд 7) Вначале герб был похож на печать с изображением волка – символ дикого сурового края. Затем на гербе стали изображать кузнечную наковальню с молотом и щипцами.

    - Как думаете, почему? (название края говорит само за себя – Кузнецкий, т.е славился мастерами кузнечного дела)

    Потом на гербе стали изображать кузницу на нижней части и бегущую лошадь на верхней части. Этот герб и по сей день является символом нашего города.

    - Что сейчас находится на месте кузнецкого острога? (музей Кузнецкая крепость) (слайд 8)

    - Кто был в этом музее? Какие экспонаты представлены в нем? (предметы быта, оружие, одежда, документы, рисунки, знакомящие нас с историей возникновения и развития родного города) (слайд 9)

    - В нашем городе есть замечательная традиция: каждый год  день рождения города начинают праздновать в Кузнецкой крепости. (слайд 10, 11) Глава города поздравляет горожан с праздником, творческие коллективы города участвуют в праздничном концерте. Есть еще одна традиция, связанная с Кузнецкой крепостью: молодожены во время катания по городу обязательно приезжают в Крепость, ведь это начальная точка истории нашего города. Если бы не построили почти 400 лет назад Кузнецкий острог – не было бы и нас с вами. (слайд 12)

    Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом нашего города. Понравилось путешествие? Пора возвращаться в настоящее.

    (Звучит «Космическая музыка», воспитатель вместе с детьми перемещаются «змейкой» по групповой комнате и останавливаются в центре группы.)

    1. Беседа с детьми

    Воспитатель: Снимаем спец костюмы (дети выполняют имитационные движения). Ребята, оглянитесь вокруг. Мы вернулись в настоящее и перед нами здания нашего города. Давайте немного прогуляемся и поговорим о них. (Воспитанники вместе с воспитателем по очереди подходят к макетам городских сооружений. По каждому объекту - короткая беседа: что за объект, для чего построен, кто может туда приходить, кто там работает, посещал ли кто-либо из детей это сооружение)

    1. Физминутка – пальчиковая игра «Мой город»

    Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру

    Люблю по городу гулять,

    Люблю смотреть,

    Люблю считать.

    Площадь – раз,

    Театр – два,

    Три – речка Томь-красавица,

    Четыре – цирк,

    А пять – фонтан.

    Наш город всем нам нравится!               

    Шагать на месте

    Показать «очки»

    2 хлопка в ладоши

    Загибать пальцы, начиная с больших, на каждое название объекта города

    Ритмичные хлопки в ладоши

    1. Викторина «Знатоки родного города»

    (звучит сигнал электронной почты)

    Воспитатель: Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого. (дети занимают места на стульях перед экраном)

    Письмо прислал наш друг Домовенок Кузя. Послушаем, что он пишет.

    (На экране – анимационный Домовенок Кузя приглашает всех поучаствовать в викторине «Знатоки  родного города». За правильный ответ ребята получают цветные фишки. Кто больше фишек наберет, получают медали «Знаток родного города». Вопросы викторины читает воспитатель.)

    Вопросы викторины:

    • Как раньше назывался наш город?
    • Что было изображено на древнем гербе города? Что это означало?
    • С чего начинался наш город?
    • Для чего был построен Кузнецкий острог?
    • Что изображено на современном гербе города? Что это означало?
    • Как называется главная река нашего города?
    • Людьми каких профессий знаменит наш город?
    • Назовите крупные промышленные предприятия нашего города.
    • Какие достопримечательности вы покажете гостям нашего города?
    • За что вы любите свой город?

    Воспитатель: Посчитайте свои фишки. У кого больше всех? Как и обещал Кузя – эти ребята получают медали «Знатоки родного города» (вручает 3-4 медали)

    1. Итоги занятия

    Воспитатель: вот и закончилась наше путешествие в прошлое и настоящее нашего города. Понравилось ли вам оно? Что запомнилось? Что понравилось? Мы обязательно ещё раз воспользуемся машиной времени для наших путешествий. На память о сегодняшнем путешествии всем дарю значки с гербом нашего города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

    Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...

    Конспект занятия по познавательному развитию: "Путешествие по родному городу".

    Конспект предназначен для детей старшей группы с целью закрепления знаний о родном городе Мичуринске....

    Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в прошлое Воронежа»

    Конспект занятия по познавательному развитию«Путешествие в прошлое Воронежа»/подготовительная группа/...