Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в прошлое Воронежа»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сенцова Марина Васильевна

 

 Конспект занятия по познавательному развитию

«Путешествие в прошлое Воронежа»

/подготовительная группа/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voronezh.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Конспект занятия по познавательному развитию

«Путешествие в прошлое Воронежа»

/подготовительная группа/

        Тема: «Путешествие в прошлое Воронежа»

•        Цель: Продолжить формировать понятие «Родина». Познакомить с

историей создания, названия, гербом Воронежа. Вызвать желание узнать больше об истории Воронежа. Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей малой Родине. Развивать познавательный интерес, любознательность. Активизировать связную речь, мышление, память.

•        Предварительная    работа:         рассматривание     иллюстраций

современного и старого города, карт г. Воронежа и области, картин о Петре 1, парусниках той эпохи. Заучивание стихов и пословиц о Родине. Чтение книг «Родной Воронеж», «Воронеж. Визитная карточка»

•        Материалы: средства ТСО, д/и «Найди свое место», «Доплыви до моря», коллекция природных материалов, герб Воронежа, картины о Петре 1, старый город, парусники.

Ход занятия:

-        Ребята, мы с вами живем в удивительно красивой, богатой и большой

стране.

-        Как называется наша страна?

-        Кто президент России?

-        Как называется столица России?

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается каждому человеку от рождения.

- Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?

«Всякому мила своя сторона»

«Везде хорошо, а дома лучше»

«Своя земля и в горе мила»

  • Родина моя - бескрайняя Россия...

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые,

 Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля-

Все напомнит нам о самом важном -

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном -

Эта неоглядная Россия -

Есть единственный наш отчий дом!

Воронеж - наша Родина, мы здесь родились и живем, нашему городу уже больше 400 лет. А всегда ли наш город был таким красивым, кирпичным и большим? И сегодня, я вам предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое, в историю нашего города. А попасть мы туда сможем на волшебном поезде, но прежде нужно правильно найти место в вагоне.

Д/и «Найди свое место». (Дети по карточкам находят свои места и садятся в поезд. Слышится гудок поезда, стук колес.

-        Ребята, вот поезд и вернул нас в прошлое, давайте выйдем и

прогуляемся по древнему Воронежу.

-        Что представлял наш город первоначально?

-        Кто считается основателем Воронежа?

-        Какую роль выполняла крепость Воронеж?

(В 1585 г. На берегу реки Воронеж воевода Сабуров построил деревянную крепость. Воронежская земля приняла на себя первые удары войска хана Батыя в 1237г. Воронеж - стал городом воином, защитником.)

История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Петр 1 начал строить первые военные корабли.

России флот необходим -

Так Петр подумал и решил:

А где вода, и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже - реке!

И царь садиться налегке

И мчит смотреть Воронеж - град,

И сосны перед ним стоят

И катят волны реки - полны

Здесь мы построим русский флот

И царь уж сам топор берет

И тешит бревна, парус ставит.

И вот под сводами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

-        Для чего нужен был флот?

-        Сколько лет велось строительство?

(Строительство велось 15 лет. Флот нужен был России, чтобы охранять границы и получит выход к Черному морю.)

-        За два года в Воронеже был построен целый флот: 300 лодок, галеры,

парусники. Но построить - мало, надо, чтобы корабли вышли к морю.

В Воронеже много рек. Какие реки вы знаете? (Воронеж, Дон,

Усманка, Хопер, Битюг, Ведуга)

- А как же с реки Воронеж можно доплыть до черного моря?

Д/и «Доплыви до моря»

-Ребята, а как благодаря Петру 1 стали называть Воронеж?

- Как вы понимаете это выражение? (Воронеж - колыбель русского

флота. Колыбель - это детская подвесная кроватка, где качали

младенцев. Колыбель - это место возникновения зарождения чего-то.

Воронеж - это место, где возник русский флот.)

- А как в современном Воронеже называется то место, где Петр 1

когда-то  строил  корабли?  (Адмиралтейская  площадь.  Имя  этой

площади дола Успенская Адмиралтейская церковь - единственная сохранившаяся свидетельница кораблестроения на реке Воронеж. Именно в этом храме освящались, а затем спускались на воду первые русские военные суда.)

Физкультминутка.

-        Ребята, у каждого города, страны есть свой отличительный знак. Как

он называется? (Герб.) Герб - это щит, защита города. Герб всегда

отражает историю каждого города. Слово «герб» в переводе с

немецкого   языка   означает   «наследство».   Разработкой   гербов

занимаются особые должностные лица - герольды. У Воронежа было

много гербов.

-        Ребята, давайте рассмотрим герб Воронежа и расскажем, что означает

каждый элемент герба. (Каждая часть рисунка имеет свой смысл :

зубцы в верхней части означают крепость, так как Воронеж изначально

строили, как крепость для защиты от врагов. В центре герба на

каменной крутой горе лежит перевернутый кувшин из которого

вытекает ручей (река), что означает неиссякаемые богатства. Хлебные

колосья   вокруг   герба   говорят   о   плодородной   и   урожайной

Воронежской земле)

-        Ребята, а как еще называют Воронеж, если говорят о плодородной

земле? (Воронеж - столица Черноземья.)

-        В Воронеже очень богатая, плодородная, черноземная почва. Даже в

Париже находится образец земли из Панинского района, как эталон

почвы.

Но наш край богат не только плодородной черноземной почвой.

-        Какие еще минералы встречаются в Воронежском крае? (Мел, глина,

песок, гранит.) (Дети рассматривают образцы минералов.)

-        Последние исследования показали, что на Воронежской земле есть и

золото, но оно находится на большой глубине. Но золото запретили

добывать, чтобы сохранить верхний плодородный слой земли. На Дону

есть   много   удивительных  мест,   поражающих   своей   красотой,

захватывающих своим очарованием. Одно из них - Дивногорье.

-        Что же это за место? (Это меловые горы, столбы - дивы, в которых

монахи сделали пещеры. Было время, когда хотели уничтожить эти

пещеры, но в 1991 году создали музей - заповедник «Дивногорье».)

-        Ребята, а что вы знаете о граните? (Гранит - это могучий

строительный камень. Если внимательно приглядеться, то можно

увидеть, что он состоит из каменных зерен. Зерна разные по цвету и

виду)

-        Глина - удивительный минерал. На воде хорошо замешивается, становится мягкой и податливой. Но стоит положить изделие из глины

в огонь - оно не сгорит, не рассыплется, а наоборот крепче станет. Со

дна моря ученые поднимают глиняные вазы, которые пролежали

несколько тысячелетий.

-        Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Но нам пора возвращаться, занимать свои места в нашем поезде. А чтобы нам не скучно было ехать домой, давайте споем песню «Моя Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"

Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе....

Конспект ННОД по познавательному развитию « Путешествие в прошлое часов»

Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое пылесоса" в подготовительной группе

Цель: Развитие умения ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1.       СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ·...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...