Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие с муравьишкой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Путешествие с муравьишкой
Цель: Обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); учить различать и называть часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомых. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать муравейники.
Предварительная работа: Чтение рассказов о насекомых, рассматривание иллюстраций, игрушек-насекомых.
Материал. Модель муравья, картинки из серии “Насекомые”. Игрушки (бабочка, пчела, жук, муравей), набор веточек для изготовления муравейника.
Ход занятия
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Светит солнышко с утра,
В путь дорогу нам пора.
Ребята, вы заметили, что солнышко стало ярче светить, стало теплее. А почему? Правильно, потому что наступила весна. А какие еще признаки весны вы знаете? /Ответы детей/ В сарафанчик какого цвета можно нарядить весну, осень, лето, зиму? Вы любите путешествовать? /Ответы детей/ Тогда отправляемся в путь. /Подошли к указателю со стрелками 4 цветов/ Что напоминают вам эти цвета? /Времена года/ Куда мы с вами можем пойти, какое время года сейчас?
Ой, смотрите, муравьишка, а я его знаю.
Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием? Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке).
А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег? /Детям предлагается лист бумаги, палки, кирпичики/. Из листа бумаги можно сделать кораблик и переплыть: из палочек плот; кирпичики могут служить большими камнями – по ним можно перейти.
А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его.
Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет игрушки.)
Загадки
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки. (Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз. (Муравей.)
Разбойник садовый,
Поясок медовый. (Шмель.)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.
Выставляется мнемотаблица.
У насекомых три части тела, шесть ног, цикл развития включает: яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое.
Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.
Вот посмотрите жучок. Игра “Песенка жука» (жжжж…)
Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья.
Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; жук и трактор.
Жук. А домик-муравейник только что кто-то сломал!
Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Давайте, скорее, построим новый домик для муравьишки и его друзей.
Дети складывают палочки и строят домик.
Воспитатель. Ребята, а кого поставим для охраны домика?
Давайте придумаем фантастическое насекомое.
Дидактическая игра “Лимпопо”
Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”. “Назойлива, как муха”.
В конце занятия дети читают стихотворение о муравье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД в подготовительной группе "Муравьишки в муравейнике"
Познакомить детей с новой техникой создания образов – папье-маше (лепкой из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавать характерные особенности строения и окраски. Пока...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"
Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие муравьишки"
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....
Конспект занятия по речевому развитию "Поможем Муравьишке".
Цель: развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, внимания, воображения у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: Воспитатель...
Конспект занятия для старшей группы "Как муравьишка домой спешил"
Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию "Как муравьишка домой спешил"....
Конспект занятия по развитию речи "Как муравьишка домой спешил"
Цель: понимание детьми 5-6 лет основной идеи сказки «Как муравьишка домой спешил» в ходе чтения и дидактической игры: нужно ценить помощь и быть благодарным.Обучающая задача: Уметь описыва...