Проект "Тайна белого продукта"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Орлова Татьяна Юрьевна

Проект "Тайна белого продукта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx62.89 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Тайна белого продукта»

Возрастная группа: старшая группа.

Участники проектной деятельности: воспитатель, дети и родители старшей группы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Руководитель проекта: воспитатель Карпова Т.Ю.

Методы и приемы:

• Наблюдения

• Познавательные беседы

• Чтение художественной литературы

• Продуктивная деятельность

Актуальность реализации проекта: Как-то раз при прочтении сказки, ребята услышали фразу «Гостей хлебом солью встречают». И возник вопрос: что это означает.

Также ребята вспомнили, что у них дома есть разноцветная соль, и что они делали поделки из соленого теста. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, такая известная и знакомая, и в тот же момент непознанная и таинственная! Поэтому мы организовали работу по проекту «Волшебные свойства соли».

         Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

Гипотеза: Предположим, что соль – это не только важный пищевой продукт и незаменимый помощник человека в других сферах жизни, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.


Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

Образовательные:

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;

 − стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие:

− развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

− развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

− воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

− воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Ожидаемый результат: Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

Подготовительный этап:

Постановка проблемы.

Вопросы: 1) Что такое соль? 2) Какая бывает соль? 3) Как добывают соль? 4) Где используют?

- Определение цели и задач проекта.

- Создание условий для организации работы.

- Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки.

- Подбор познавательной, научной литературы

- Планирование работы с семьями воспитанников.

- Изготовление мешочков с солью для игр

Основной этап:

Мифы о соли

- Мифов о соли множество. 

Миф 1 «Соль – белый яд»    

Комментарий врача-педиатра школы-интерната: 

Гостевской Ларисы Владимировны

 Для организма человека польза соли неоценима, при её хронической нехватке возможен даже летальный исход. В теле человека содержится около 300г соли, запас которой расходуется  и нуждается в ежедневном пополнении. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека 10-15грамм. Соль служит материалом для образования в желудке соляной кислоты, благодаря чему пища переваривается, а вредные микробы погибают. Поэтому рассуждения о том, что соль – «белый яд» и её полностью нужно исключить из рациона питания, не совсем верны  (см. приложение 2. Фото 3).

Комментарий  ветеринарного врача-продавца 

Ветеринарной станции  г. Свободного: Щеголевой Ольги Васильевны

 Наукой доказано, что соль животным нужна так же, как и человеку. Натрий – основной макроэлемент в соли жизненно важен, так как при недо-статке в организме натрия животные теряют аппетит, худеют; резко снижают удои; понижается репродуктивная функция, ослабевает иммунитет. Использование соли необходимо, так как она способствует улучшению пищеварения и усвоению питательных веществ из корма, стабилизирует обмен веществ, увеличивает стойкость к заболеваниям у молодых животных, повышает удои. Поэтому рассуждения о том, что соль – «белый яд» и её полностью нужно исключить из рациона питания, не совсем верны (см. приложение 2 Фото.4,5).

Миф 2.  «Отложение солей» 

Комментарий врача-педиатра школы-интерната: Гостевской Л.В.

 Соли – это группа химических соединений. В организме, как правило, откладываются соли кальция, фосфаты, соли желчной кислоты, а поваренная соль не имеет к этому никакого отношения. То есть когда речь идет об отложении солей, то имеются в виду соли, которые содержатся в тканях, а не о поваренной соли. 

Миф 3.  «Соль разрушает зубы»                              

Комментарий  врача-педиатра  школы-интерната: Гостевской Л.В.

  Действительно, если жевать каменную соль, то можно повредить эмаль. Поэтому лучше употреблять её в растворенном виде. Ей укрепляют зубы, полоская рот тёплой водой. Так что польза соли проверена многими поколениями. Утверждение, что соль разрушает зубы – не более чем миф. 

Миф 4.  «Соль повышает давление»                   

Комментарий врача-педиатра школы-интерната: Гостевской Л.В.

 Да, избыток соли увеличивает нагрузку на сосуды и сердце, страдают почки, нарушается обмен веществ. При этом возникает отечность конечностей, появляются мешки под глазами. Избыточное потребление соли задерживает жидкость в организме, что способствует повышению давления. 

Миф 5.  «Пересолённое блюдо бывает только у влюблённого повара»         

Интервью  повара школы-интерната: Куликовой Евгении Ивановны

 Пересолить блюдо, значит сильно его испортить. Многие повара это прекрасно понимают, поэтому внимательно следят за тем, чтобы не пересолить. 

 «Сегодня у нас на обед рыбный суп. Заранее диет сестра составляет ме-ню. Для того чтобы не испортить суп, существует сборник рецептур, в котором указана норма продуктов закладки данного блюда. Пересаливать пищу не просто вредно, а даже опасно. Суточное потребление соли не должно превышать 10 граммов» - рассказала Евгения Ивановна.

 Например:  для приготовления супа на 150 человек потребуется 400 граммов соли. Пересолить тут невозможно, а если повар пересолил, то у не-го проблемы  с концентрацией внимания (см приложение 2, 3. Фото. 6-8).

Миф 6.  «Соль друг дорог»                                      

Комментарий  дорожного мастера МКП «Дорожник» г. Свободного: 

Марченко Сергея Павловича

 В своём рассказе дорожный мастер пояснил, что  при борьбе с обледенением на  трассах и дорогах города используют смеси песка и соли, которые резко сокращают автомобильные аварии и травмы пешеходов при падении на скользкой дороге. Следовательно, соль-друг.

 В  нашем городе раньше использовали смесь песка с солью в разных пропорциях, а сейчас используется только песчаная смесь из-за нехватки де-нежных средств. Смесью посыпают проезжую часть по мере необходимости и во время снегопада, гололёда. Определять опасные места дороги  помогают  сотрудники ГИБДД, которые патрулируют город, а также  автобусный парк  (см приложение 3. Фото. 9-12).

Сергей Павлович сказал: «Я считаю, что соль является и врагом потому, что она портит  обувь,  покрышки автомобилей, приводит к коррозии кузовных частей городского  и личного автотранспорта, приводит к износу металлических    конструкций   города, повреждает  нижние конечности животных».

- Экспериментальная деятельность (опыты):

1) «Свойства и качества соли»

   Мы взяли 3 вида соли (соль крупного помола, мелкого помола и морскую) в разных посудах. Взяли небольшое количество соли каждого вида, насыпали на лист черного картона и рассмотрели при помощи лупы. Попробовали соль на вкус, понюхали.

Вывод: мы узнали, что соль бывает мелкая, крупная и морская. Она белого цвета, не зависимо от вида не имеет запаха. На ощупь – сухая и сыпучая. На вкус – солёная. При рассматривании соли через лупу мы увидели, что соль представляет из себя мелкие кристаллики.

2) «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, попробовали ее, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется и делает воду соленой.

3) «Эффект мертвого моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое - в соленую воду — яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

4) «Снежная ветка сосны».

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда соль, ветку сосны.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.

Вывод: ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

5) «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу». Дети окрашивали соль разными способами: пищевым красителем, цветными мелками и гуашью.

Вывод: лучше всего соль окрашивать пищевым красителем.

6) «Влияние соли на рост растений».  Взяли два одинаковых ростка фасоли и две пророщенные луковицы. Одно (из пары) растение оставили в обычной землю, а второе – в земле с большим количеством соли. Полили и оставили растения на подоконнике. Через несколько дней проверили наши растения. Первый росток фасоли продолжал расти, а второй – погиб. Луковица в обычной земле продолжала расти, а вторая - нет.

Вывод: большое количество соли вредно для живых организмов.

7) «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли на нитке снежинку, сделанную из шпагата так, чтобы она не касалась стенок емкости. Мы завели дневник наблюдений за кристаллом соли и регулярно его заполняли. Через месяц «снежинка» хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.

«Опыты с солью»

В домашних условиях можно провести следующие опыты: 

Опыт № 1. «Выращивание кристаллов»                                          

Цель: проверить испарится ли соль вместе с водой.

Оборудование: соль,  ложка, вода, стакан, хлопчатобумажная нить, шишка.

Описание  опыта: налить тёплую воду в  стакан и насыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, опустить в воду нить с шишкой, оставить на несколько дней.

Вывод:  через несколько дней на шишке  образовались кристаллы соли. Солёный раствор воды, испаряясь, образует кристаллы соли (см. приложение 4. Фото 13 – 16).

Опыт № 2. «Плавающее яйцо»                                                                                                               Цель: проверить плотность  воды, понаблюдать за яйцом в солёном раство-ре.

Оборудование:  банка, соль, вода, сырое  яйцо, ложка.

Описание: опустить сырое яйцо в баночку с пресной водой. Добавить соль и навести крепкий солёный раствор, опустить туда яйцо. 

Вывод: в пресной воде яйцо опустилось на дно, в солёной плавало на поверхности. Соль растворяясь в воде, повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть (см. приложение 4,5. Фото. 17 – 20).

Опыт №3 «Соль - чистящее средство»                                               

Цель: почистить солью загрязнения на кружке.

Оборудование: кружка, соль, губка, вода.

Описание опыта: насыпать соль на губку и почистить кружку, смыть всё водой, 

Вывод: кружка  стала чистой. С помощью соли можно почистить посу-ду(см. приложение 5.Фото 21,22)

Опыт №4 «Баночка соли»                                                                     

Цель: покрасить соль.

Оборудование: банка, бутылка,  для покраски соли (цветной мел, гуашь, пищевой краситель), ложка, соль.

Описание опыта: 1вариант. Растолочь мел, смешать с солью. 

2вариант. В кружку насыпать соль добавить гуашь, смешать, поставить соль сохнуть.  На следующий день соль хорошо размять, чтобы не было комочков. 

Вывод: соль окрашивается, можно использовать в творчестве (см. приложение 5, 6. Фото.  23-29).

Опыт №5  «Куда деть пуд соли?»                                                     

Цель:  изготовить из солёного теста поделку.

Оборудование: 1 стакан соли, 2 стакана муки, примерно 125 мл воды, крас-ки. 

Описание опыта: смешать все ингредиенты, оставить полежать тесто в холод-ном месте (1 час), вылепить поделки. Большие поделки  сушить в духовке  (1-й час -500,  2-й час-750, 3 час-1250), сверху на поделку положить тяжёлый пресс, чтобы она не вздулась. Далее даём остыть, не вынимая поделку из ду-ховки.

Вывод: соль можно использовать в творчестве.

Работа с родителями:

Анкетирование «Что вы знаете о соли?»

Цель:  проверить уровень сформированности знаний учащихся  о полезных и вредных свойствах соли.

Оборудование: анкеты.

Описание анкетирования: В анкетировании участвовали ученики 2,3,4  классов, которым необходимо было  ответить на пять вопросов (см. приложение 7.Фото.33).

Результаты:                                                                                                     

70 % ребят считают, что человек употреблял соль всегда, и ничего не знают о появлении соли.

10 % детей считают, что человек спокойно может прожить без соли.

60 % отметили, что не знают о влиянии соли на здоровье человека.

75 % детей не знают о причинении вреда человеку солью.

60% отметили, что соль употребляется только в пищу.

 Никто из опрошенных учеников не отметил использование соли в меди-цине, быту и косметологии.

Взаимодействие с родителями

-Консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития».

-Оформление буклета для родителей «Опыты с детьми в домашних условиях», «…»

-Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

-Предложить родителям выполнить с ребенком дома поделку из соленого теста

-Мастер-класс «Морская ароматизированная соль для ванн»

Взаимодействие с детьми:

1.Беседы - рассуждения: «Какие виды  профессий бывают?», «Что будет, если люди не будут работать?», «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Кем  я буду, когда вырасту», «Профессии наших родителей».

2. Чтение румынской народной сказки: “Соль в кушанье”, русская народная сказки «Соль», чешской сказки «Соль», сказки «Как Иван – купеческий сын за солью ходил», французская народная сказка «Я люблю тебя, как соль».

3. Здоровьесберегающие технологии:

«Тропинка здоровья» (ходьба по мешочкам с солью),

Ходьба по солевой дорожке после пробуждения

Упражнение «Пронеси мешок с солью на спине»

 

     6. Творческая деятельность:

1. рисование «Картины солью» (акварель + соль) «Цветы для мамы»

2. декорирование баночек цветной солью – «Насыпушки - Радуга в банке»

3. рисование на соли 

    7. Игровая деятельность:

1) Сюжетно-ролевые игры «Засолка овощей», «Повар», «Семья».

2) Подвижные игры с мешочками соли

3) Д/и «Угадай на ощупь» (с мешочками соли)

10. Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»

12. Разучивание пословиц, стихов  и поговорок о соли, отгадывание загадок. 

Заключительный этап:

- Cоздание фотоальбома «Мы — экспериментаторы»

- Создание картотеки опытов с солью.

 -Выставка детских рисунков, поделок.

- Создание мини музея «Удивительная соль».

- Итоговое мероприятие «Защита проекта на районном семинаре»

В начале нашей исследовательской работы мы предположили, что соль – это не только важный пищевой продукт  и незаменимый помощник человека в разных сферах жизни,  но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  Подводя итоги проделанной работы,  мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.

 Изучив литературные источники и поговорив с дорожным  мастером, выяснили, что область применения соли очень широка. Способы её применения  разнообразны. Соль используют  не только для приготовления пищи, но и в медицине,  промышленности, при чистке, в домашнем хозяйстве и т.д.

 Взяв интервью у врача, ветеринара, повара, мы узнали, что соль – необходимый пищевой продукт и необходимо грамотно использовать  этот минерал, чтобы она приносила пользу, а не являлась опасностью для человека и окружающей среды.

 Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования, наглядно увидеть то, о чём мы прочитали в книгах.

 Результаты анкетирования показали, что большая часть сверстников не знают многих полезных и вредных свойствах соли.

 В ходе исследовательской работы мы училась задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет и с книгами, узнавать из них то, что до нас  уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

      Практическая значимость данной работы заключается в том, что со-бранные  и изготовленные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий, как в урочной, так и внеурочной деятельности. 

 Данная работа заинтересовала нас, и мы продолжим изучение этой темы, полученными сведениями поделимся со сверстниками.

      Таким образом, мы раскрыли тайну соли, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.

Правило древнегреческого врача Гиппократа:

« В больших количествах 

даже лекарство превращается в яд»

Выводы:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Также узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская.

В начале нашей исследовательской работы мы предположили, что соль – это не только важный пищевой продукт и незаменимый помощник человека в разных сферах жизни,  но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  Подводя итоги проделанной работы, мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.

 Изучив литературные источники и поговорив с дворником, выяснили, что область применения соли очень широка. Способы её применения разнообразны. Соль используют не только для приготовления пищи, но и в медицине, промышленности, при чистке, в домашнем хозяйстве и т.д.

 Взяв интервью повара, мы узнали, что соль – необходимый пищевой продукт и необходимо грамотно использовать этот минерал, чтобы она приносила пользу, а не являлась опасностью для человека и окружающей среды.

 Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования, наглядно увидеть то, о чём мы прочитали в книгах.

В ходе исследовательской работы мы учились задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет и с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

      Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные и изготовленные материалы могут быть использованы воспитанниками и воспитателями для занятий. 

 Данная работа заинтересовала нас, и мы продолжим изучение этой темы, полученными сведениями поделимся со сверстниками.

      Таким образом, мы раскрыли тайну соли, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.

Достигнутый результат:

1. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.

2. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.

3. Большинство детей научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, презентовать их перед своими товарищами.

4. Ежедневные обсуждения и рассказы детей о профессиях родителей, обогатили словарь детей, что способствовало повышению их речевой активности.

5. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.

6. Родители рассказали детям о своей профессии, помогли детям составить и записать составленный ими рассказ, оформили страничку с фотографией с места работы.

7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

   Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей позволило расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющую радость и приносящее пользу людям.

        В рамках проекта «Профессии наших родителей», который проводился в нашей группе с октября по ноябрь, дети расширяли своё представление о том, какие бывают профессии, какие профессии у наших родителей, какие знания нужны для той или иной профессии.

        Ребята знакомились с трудом людей, работающих в нашем детском саду, вместе с воспитателями читали художественные произведения про разные профессии, беседовали на заданные темы. Беседы о профессиях расширяют кругозор детей, воспитывают уважение к чужому труду. И самое первое с чего нужно начать ознакомление детей с миром профессий, это, конечно же, с рассказов о профессиях своих родителей. Родители нашей группы очень активные, поэтому на просьбу принести фото с места работы, откликнулись многие. В результате у нас получилась вот такая стенгазета, которую с интересом рассматривали и дети, и взрослые!

Приложение 1

Беседа на тему: «Белое золото земли».

Ребята я хочу сегодня поговорить с вами о белом золоте земли!!!

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте о каком золоте пойдет речь

- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)

- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?

Загадка: Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна (соль).

А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли. Ребята как вы думаете, а почему я назвала соль белым золотом??

Немного истории.

Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей.

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование», «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут... соль. Ученые 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфо-ния».

На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Поваренная соль – это, наверное, самая распространенная приправа в мире, которая есть практически в каждом доме. вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет.

В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

Беседа о применении соли

Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых

Так что же такое соль?

Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.

Соль - самая древняя из специй.

Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»

В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.

Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает (соль)

«Соль всему голова, без соли и жито - трава»

«Без соли стол кривой».

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

Применение соли.

Соль применяют в пищевой промышленности.

Соль — это не просто приправа.

Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.

Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).

Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.

Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.

Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Высказывание детей с показом иллюстраций

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без солимногие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Посещение соляных пещер (показ картинки)

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Беседа о соли (с показом презентации «Эта волшебная соль»)

Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)

- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи и в медицине, в промышленности) слайд 2

- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют для приготовления пищи в качестве приправы к разным блюдам (показать слайд 3).

Соль в медицине (слайд 4)

Соль в промышленности (слайд 5)

Техническая соль (слайд 6)

- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных) слайд 7

Соль просто необходима человеку. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.

-Ребята, я вам предлагаю рассмотреть 3 вида соли.

-Поваренная, экстра, морская. Слайд 8

-Вы знаете как добывают соль?

-Наша планета очень богата солёными место рождениями. Люди научились добывать соль разными способами. Садочная соль добывается из морской воды в специальных бассейнах. Слайд 9

-Выварочная соль (экстра) - ее добывают из скважин на глубине 1300тыс. метров, вымыванием в виде рассола. Затем из него выпаривают воду на открытых сковородах. Слайд 10

 -Самосадочная соль добывается из солёных озёр, в результате испарения соль выпадает в осадок. Слайд 11

-Каменная соль добывается в пещерах или шахтах из минерала галита. Пещеры находятся высоко в горах, раньше на месте этих год был океан. Слайд 12

-Ветреная мельница слайд 13

-Современная мельница слайд 14

Беседа о соли

Воспитатель- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да) - Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке? Загадка: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. иВы, конечно, догадались. (это соль) Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?(дома, на кухне) (В случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие вопросы) А для чего она нужна вам дома? (для приготовления пищи) Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда! Воспитатель: Теперь я вам расскажу немного о соли! Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. (Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе)

        Приложение 2

Сказки о соли

Русская народная сказка «Соль»

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

— Говори, в чем дело — какая нужда?

— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

— А каким товаром торги ведешь?

— Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

— А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

— Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

— А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилося.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

— А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.

Словацкая сказка «Сказка про соль».

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Самое дорогое - это соль

У одного царя было три дочери-красавицы. Царь очень любил своих детей, заботился о них, заботился, чтобы стали они хорошими и умными, хотел выдать их замуж в другие царства и иметь больше друзей и родни. Однажды он играл с ними и спросил старшую:

- Скажи мне, дочка, как ты меня любишь?

- Люблю тебя, как золото, папа! - ответила девушка.

- Когда так меня любишь, выдам тебя замуж за самого богатого царевича, в золоте и шелках будешь ходить. А ты, дочка, - спрашивает он у средней, - ты как меня любишь?

- Люблю тебя, как мед, отец, как драгоценные камни, - ответила та.

- Когда так меня любишь, выдам тебя замуж в богатое царство, где получишь все: и еду всякую, и наряды роскошные. А ты, дитя, как меня любишь? - спросил наименьшую.

- Я, папа, люблю тебя, как соль! - ответила младшая.

- Как соль! - закричал царь, и голос его дрогнул. - Ты совсем не любишь меня, а я так заботился о тебе, любил тебя больше твоих сестер. Отныне ты не дочь мне, иди вон отсюда, чтобы я не слышал о тебе, не видел тебя. Вон, ты мне больше не нужна.

Царица, услышав это, испугалась, подбежала к ним, стала расспрашивать, что случилось, хотела уладить все, как и каждая мать, любящая своих детей, но царь и слова не дал ей сказать, выгнал дитя.

Прошло несколько лет. Царь повыдавал замуж двух своих старших дочерей в богатые царства, как и хотел того, породнился с известными властителями. А о наименьшей дочери совсем забыл, даже имени ее не вспоминал. Для него она давно умерла.

А девушка была жива и здорова. Когда отец выгнал ее, она вышла из города, бродила везде, пока не встретила старого оборванного калеку, водившего за собой ослика. Девушка была очень добра и решила стать помощницей старику. Тот спросил, чья она и откуда. Девушка сказала, что нет у нее ни матери, ни отца, что она одна во всем мире и некуда ей деться. Старый обрадовался, что будет в старости помощница в доме, и взял ее к себе. А жил он на границе с другим царством. Хижина старика стояла в лесу, куда заходили охотники с обоих царств. Из чужого царства чаще приходил царский сын. Он был добрый юноша, и когда шел на охоту, всегда заходил к старику отдохнуть, поговорить. Так он встретил девушку и очень полюбил ее. Однажды он сказал отцу, что хочет взять замуж ту девушку. Но какой это был бы царь, если бы позволил сыну взять дочь какого-то старого калеки. Он считал это страшным позором, а потому и слушать не хотел о таком браке! Но сын уперся, сказал, что пострижется в монахи, если его не женят на той девушке. Царь думал, думал и решил прогнать девушку из леса. Но сначала захотел увидеть ее, чтобы знать, за что так полюбил крестьянскую девушку его сын.

Однажды утром проснулся старый царь сел на коня и отправился на охоту. К полудню путешествовал по лесу, пока добрался до хижины старика. На пороге стояла красивая девушка, такая красивая, что и пером не описать, в одежде чистой, хоть и старой. Царь понял, что это и есть та девушка, которая так понравилась его сыну, и, подъехав ближе, спросил, дома ли отец.

- Дедушки нет, он пошел по дрова, - ответила девушка. - Я сама.

- А где же твой отец?

- Нет теперь у меня отца, он давно выгнал меня из дворца.

- Из какого дворца? - удивился царь.

Тогда рассказала ему девушка все, как было. Царь разбирался в людях и понял, что наименьшая дочь любила отца сильнее всех, но тот, глупый и жадный до богатства, выгнал свое доброе и искреннее дитя. Обрадовался царь, что девушка из царской семьи, и, вернувшись домой, сразу послал за ней сына со сватами.

Пышную свадьбу сыграли. Созвали царей со всех царств, позвали и отца невесты. Все гости хотели увидеть ту девушку, которую, дочь какого-то калеки, берет в жены царский сын. Когда собрались все цари и все сваты, наставили на столах яств и питья, сколько душа желала, - ведь это был царский пир, весь народ работал на него!

Царь, который был свекром, приказал подавать отцу невесты блюда без соли. Начался пир. Царь, отец невесты, не узнал своей дочери. Попробовал он одно блюдо, поморщился; отведал другое - снова поморщился; посмотрел на стол - миски и ложки из чистого золота, украшенные самоцветами, блюда на вид друг друга лучше, все медом политые, но такие невкусные все. Посмотрел царь удивился, но очень был голоден и не стерпел, спросил свекра:

- Но, сосед, не вздумал ли ты уморить гостей голодом?

- Да что ты, сосед! - удивился свекор. - Посмотри только, столы ломятся от замечательных блюд, все насыпаны в самые дорогие миски, перед каждым самые дорогие ложки и вилки! Угощайся, ешь, сосед, для того и наставили всего на столе, чтобы есть!

- Зря ты притворяешься, будто ничего не понимаешь! - сказал царь, отец невесты. - Где такое видано, чтобы ели золото, серебро и драгоценные камни, чтобы жареную курицу заливали медом? Это же все равно, что будто ничего и нет на столе. Без соли никакая пища не вкусна. Дай соли, надо посолить блюдо!

- А если не можешь обойтись без соли, зачем выгнал дочь, чтобы скиталась в нужде и горе? - воскликнул свекор. - При себе же ты оставил дочерей, которые любили тебя, как золото и серебро, как мед и самоцветы и всякие прочие вещи, без которых можно прожить на свете.

- Откуда ты знаешь это, сосед? - не сдавался царь.

- Знаю об этом от своей невестки, от невесты, она твоя меньшая дочь. Она любила тебя сильнее, а ты, падкий к богатству, выгнал ее. А теперь пусть те две дочери твои, богатые-пребогатые, сладко тебя кормят.

Понял царь, что нельзя жить без соли на свете. Если нет соли, нет и жизни; простой народ бедствует, живет без золота, без серебра, без самоцветов, у некоторых за всю свою жизнь и капельки меда во рту не было, а все живы-здоровы. Понял царь, что старшие дочери любили не его, а именно богатство, отрекся от них и завещал свое царство наименьшей, потому что не имел сына, которому мог бы оставить престол.

Приложение 3

        Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.
  • Хлеб-соль не бранится.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб соль кушал, а не послушал.

Загадки о соли

  • Меня не едят — и без меня мало едят. (соль)
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. (соль)
  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
  • В воде родится, а воды боится. (соль)
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
  • Что в избе за белая Марья? (соль).
  • Белый камень из горы, всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкус не знает. (соль).
  • Внешне, белая она.

На вкус – не так вкусна

Но в пище каждому нужна.

Ну, конечно, это…(соль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима, ты белым-бела"

Материал представляет собой интегрированное занятие по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с интересными методическими приемами....

Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"

Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям  о строении своего организма.Дать понятие о пользе  витам...

Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.

Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...

Сказка. «Как случилось, что Белый Медведь всегда в белой шубке ходит».

Авторская сказка для детей младшего дошкольного возраста в рамках экологической акции в защиту Белого медведя....

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «КТО ПОЛЯНЫ БЕЛИТ БЕЛЫМ»

"Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления" В. Г. БелинскийУ каждого народа свои ку...

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему: "Продукты всякие нужны, продукты всякие важны".

Конспект познавательного развития детей. Знакомит детей с многообразием продуктов питания....

Поделка "Губка Боб" из бросового материала.Для работы использовали:пустую коробку,водоэмульсионка белая,колер желтый,гуашь красная и белая,остатки утеплителя,оракл черный,кусок пласмассовой трубы(рук),пенопласт,клей титан,картон красный,синий,белый. для

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть на нашу поделку Губка Боба из бросового материала.А делали мы  Губка Боба с моими  сыновьми дома .Нам захотелось  в детски...