Конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство детей с русским крестьянским жилищем - избой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_russkaya_izba.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Русская изба»
Подготовила:
А.З. Жаппарова
воспитатель высшей категории
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
- учить рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- развить интерес к русскому фольклору, народным традициям;
- воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»:
- обогащать активный словарь: изба, печка, экспонат, телосогревательница, кочерга, ухват, чугунок;
- познакомить с новыми словами: кухонная утварь, кудель, веретено.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки).
Используемые методы и приемы:
- наглядные: показ фотографий и иллюстраций;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа, использование фольклора;
- игровые: обыгрывание предметов домашнего обихода, хороводная игра;
- практические: изготовление из пластилина кухонной утвари.
Материалы и оборудование:
- предметы домашнего обихода;
- пластилин, дощечки для лепки, стека.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
- разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев;
- работа в мини-музее «Русская изба».
Ход:
Вступительная часть.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Мы находимся в мини-музее «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
Беседа о печи.
- Почему печь занимала так много места?
- А для чего она нужна?
- Каким цветом была печь?
- О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?
Пословицы и поговорки.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
- « Без печи хата – не хата».
- « Когда в печи жарко – тогда и варко».
- « Что есть в печи – все на стол мечи».
- «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Правильно. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять | Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют |
Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать. | Дети останавливаются |
Поклонись, поклонись. | Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает |
Да за ленточку держись. |
Продолжение осмотра музея.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мини-музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному и мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
Особенности одежды.
Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.
Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у
которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.
Говорили так:
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем.
Практическая работа с пластилином.
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
конспект "Русская изба"
конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...
Конспект "Поморская изба"
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...