Конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Знакомство детей с русским крестьянским жилищем - избой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkaya_izba.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»









Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Русская изба»





Подготовила:
А.З. Жаппарова
воспитатель высшей категории

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Русская изба»

Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи:

  • учить рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развить интерес к русскому фольклору, народным традициям;
  • воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать        общение        и        взаимодействие        ребёнка        со        взрослыми        и сверстниками.

«Речевое развитие»:

  • обогащать активный словарь: изба, печка, экспонат, телосогревательница, кочерга, ухват, чугунок;
  • познакомить с новыми словами: кухонная утварь, кудель, веретено.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки).

Используемые методы и приемы:

  • наглядные: показ фотографий и иллюстраций;
  • словесные: рассказ воспитателя, беседа, использование фольклора;
  • игровые: обыгрывание предметов домашнего обихода, хороводная игра;
  • практические: изготовление из пластилина кухонной утвари.

Материалы и оборудование:

  • предметы домашнего обихода;
  • пластилин, дощечки для лепки, стека.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
  • разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев;
  • работа в мини-музее «Русская изба».

Ход:

Вступительная часть.


Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в мини-музее «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

Беседа о печи.

  • Почему печь занимала так много места?
  • А для чего она нужна?
  • Каким цветом была печь?
  • О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?  Давайте их проговорим:

  • « Без печи хата – не хата».
  • « Когда в печи жарко – тогда и варко».
  • « Что есть в печи – все на стол мечи».
  • «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Правильно. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.

— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

Ваня        идёт        внутри        круга        с        лентой        в        руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и

поют

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать.

Дети останавливаются

Поклонись, поклонись.

Ваня        кланяется        выбранной        девочке,        девочка

отвечает

Да за ленточку держись.

Продолжение осмотра музея.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мини-музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному и мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

 Загадка

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь. (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.

Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу –  это юбка, у

которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

Говорили так:

Сверху пар, снизу пар —

Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...