Календарно – тематическое планирование работы по метеостанции «Наблюдаем, играем, познаем»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Бутылина Наталья Николаевна

Данное планирование оставлено для детей старшей разновозрастной группы ( 4- 6 лет) для работы по метеостанции, расположенной на участке детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_meteoploshchadke.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Бурмакинская СОШ №2

        Календарно – тематическое   планирование работы по метеостанции

                           «Наблюдаем, играем,  познаем»              

                                                                                    Подготовили: воспитатели

                                                                                                           Бутылина Н.Н.

                                                                                                          Молькова Н.В.                  

                                     

                                                  2021                            

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.

 За дачи:

  1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
  2. Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
  3. Формировать представления о четырех частях света.
  4. Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
  5. Познакомить с профессией гидрометеоролога.

Основные требования к организации  метеостанции ( метеоплощадке).

  1. Метеостанция является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
  2. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.
  3. Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно утром во время выхода детей на участок на прогулку.
  4. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера и снегомера. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса. 

Описание

Метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

- участок местности на территории детского сада;

- модернизированная детская метеостанция.  

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции: 

Специальное оборудование детской метеостанции изготовлено из доступных современных промышленных и природных материалов и позволяет детям самостоятельно или под руководством воспитателя в наглядной форме ориентироваться по сторонам света, наблюдать изменение атмосферного давления,  которое предвещает перемену погоды, измерять и наблюдать изменение температуры воздуха, определять силу ветра, измерять количество осадков выпавших в виде дождя и снега, как на суточном интервале, так и на более длительном периоде наблюдений.

В состав входят:

Термометр( 2) –

 1. прибор для изменения температуры воздуха.

 2.после того как дети посмотрели температуру воздуха на термометре, они отмечают данную температуру на втором большом термометре.

Флюгер  - прибор для определения направления и силы ветра.

Солнечные часы - циферблат таких часов представляет собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона

Календарь осадков - это специальный стенд, на котором фиксируются все виды осадков .

Календарь времен года - это специальный стенд, на котором отмечается время года.

Кормушка для птиц - служит для кормления птиц во все времена года. Дети насыпают корм птицам и определяют частоту и регулярность посещения кормушки птицами. Дети наблюдают и делают выводы зависимости природных условий от частоты посещений кормушек птицами.

Метеорологическая будка служит для хранения и  защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

                                         

                                         

                                        Перспективный план

Лето

Июнь, июль, август

Подготовительный этап

( общее знакомство с метеоплощадкой, разработка дневника и обозначений, изготовление оборудования для метеоплощадки  и ее дополнение.)

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая среда, продукты детской деятельности

 Июнь

Наблюдения. Совместная деятельность с детьми: беседы на темы: «Что такое погода?», «Метеостанция – что это такое?», Дид. игра: «Что нам нужно одеть?».

Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. Объяснить детям, что такое «погода», как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

Изготовление и приобретение дополнительного оборудования: ветряные рукава, султанчики, вертушки, дождемеры, снегомеры и др.

Разработка дневника наблюдений и условных обозначений для обозначения осадков.

Июль

Наблюдения. Совместная деятельность с детьми на тему: «Как заполнять календарь погоды?». Дидактическая игра «Какая погода сейчас?».

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.

Август

Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись».

 Дид. игры: «Когда это бывает?», «Отгадай-ка» Организованная итоговая деятельность на тему:

 « Лето»

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Рисование, лепка, ручной труд на темы в летний период (примерные темы):

- « Какая погода в июне?»

-« Какая погода в июле?»

- «Какая погода в августе?

- « Дождик лей, лей!»

- «Солнышко лучистое»

- «Радуга- дуга»

- «Деревья летом»

- « Я люблю лето!» и др.

Мультимедийные презентации на тему: «Погода, как ее наблюдать», «Лето».

                                                                Осень

                                            Сентябрь, октябрь, ноябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Сентябрь

Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Как измерить температуру воздуха?»; опыт с термометром. Правила пользования термометром.

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

Изготовление моделей термометров.

Персонаж: знайка. Термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

Отмечаем календарь наблюдений.

Октябрь

Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу».

Дать знания о дожде как о природном явлении. Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Познакомить с дождемером, его устройством и применением. Научить пользоваться дождемером и записывать данные в дневнике наблюдений.

Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка .

Отмечаем календарь наблюдений.

Ноябрь

Наблюдения. Совместная деятельность с детьми на тему: «Что такое ветер?» Опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?».

Организованная итоговая деятельность на тему: «Осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

 Продолжать знакомить детей с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра). Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Познакомить детей с народными названиями осенних  месяцев, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Продолжать формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

Изготовление игрушек для игры с ветром.

Отмечаем календарь наблюдений.

Рисование, лепка, ручной труд на темы в осенний период (примерные темы):

- « Какая погода в сентябре?»

-« Какая погода в октябре?»

- «Какая погода в ноябре?

- « Дождик лей, лей!»

- «Царица осень»

- «Листопад»

- «Деревья осенью»

- «Ветер, ветер ты могуч»

- « Я люблю осень!» и др.

Мультимедийная презентация на тему: «Осенние изменения в природе»

Зима

Декабрь, январь, февраль

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Декабрь

Наблюдения.

Организованная образовательная деятельность на темы: «Здравствуй зимушка – зима», «Пернатые синоптики»,

 «Декабрь – студень».

Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

Познакомить с снегомером, его устройством и применением. Научить пользоваться снегомером и записывать данные в дневнике наблюдений.

Продуктивная деятельность: вырезание снежинок.

Отмечаем календарь наблюдений.

Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

Рисование на темы примет.

Январь

Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Снег и лед», «Январь – просинец».

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

Отмечаем календарь наблюдений.

Мультимедийные презентации на тему: «Признаки зимы», «Что такое снег?»

Февраль

Наблюдения.

Организованная образовательная деятельность на темы: «Февраль -бокогрей»,  «Веселые снежинки»,

 «Прошла зима холодная».

Беседа на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»

 Домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность..

Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

Снежинки из разных материалов.

Отмечаем календарь наблюдений.

Рисование, лепка, ручной труд на темы в зимний период (примерные темы):

- « Какая погода в декабре?»

-« Какая погода в январе?»

- «Какая погода в феврале?

- «Снег-снежок»

- «Зимушка - зима»

- «Деревья зимой»

- «Снежинки - пушинки»

- « Я люблю зиму!»

- «Народные приметы»

 -  «Дым столбом – мороз за окном» и др.

Выставка детских работ на тему «Зима».

Весна

Март, апрель, май

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Март

Наблюдения.

Организованная образовательная деятельность на темы: «Весна – красна», «Облака», «Март - протальник».Дид. игры «Что нам нужно одеть?», «На что похоже облако?».Дид. упр-е «Хорошо – плохо»

Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Познакомить детей с народным названием месяца, приметами  («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

Отмечаем календарь наблюдений.

 Рисование: «Такие разные облака».

Апрель

Наблюдения.

Организованная образовательная деятельность на темы: «Апрель - снегогон», «Праздник ветерка», «Насекомые – предсказатели погоды».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: («Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».)

 Создать веселое, бодрое настроение и в увлекательной форме закрепить представление о природном явлении – ветре.

Отмечаем календарь наблюдений.

 Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

Май

Организованная образовательная деятельность на темы:

«Май – травень»,

«Весна – красна»

Совместная деятельность с детьми: развлечение (итоговое) «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

.

Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами( «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».)

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках

.

Рисование, лепка, ручной труд на темы в весенний период (примерные темы):

- « Какая погода в марте?»

-« Какая погода в апреле?»

- «Какая погода в мае?

- «Весенний дождь»

- «Весна - красна»

- «Деревья весной»

- « Я люблю весну!»

- «Народные приметы»

 -  «Черемуха цветет» и др.

Мультимедийные презентации на тему: «Животные и растения- синоптики», «Весна шагает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"

№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная) в летний оздоровительный период.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная)...

Календарно-тематическое планирование работы по ПАВ во второй младшей группе «Клубничка» по программе «Детство»

В календарном планировании представлена профилактическая работа с детьми,начиная с младшего дошкольного возраста,пропагандирующая здоровый образ жизни(ПАВ) на учебный год....

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5летнего возраста в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития с детьми 4-5 летнего возраста в летний оздоровительный период...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми второй младшей группы на тему "За окном зима".

В планировании внесены мероприятия с детьми по различным видам деятельности,раскрывающие содержания темы недели "за окном зима"....

Календарно-тематическое планирование работы учителя - логопеда ДОУ индивидуальной и подгрупповой работы по ФН и ФФНР 2022-2023

Календарно-тематическое планирование работы учителя - логопеда ДОУ индивидуальной и подгруповой работы по ФН и ФФНР 2022-2023...