Дикие животные
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

— формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

— уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

— способствовать развитию связной речи;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию         «Дикие животные»

 Познавательное занятие в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

— формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

— уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

— способствовать развитию связной речи;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

Ход занятия:

Воспитатель: Улыбнусь я себе,                                                                                                          Улыбнусь я тебе,                                                                                                                                                                    Улыбаюсь целый день,                                                                                                                                        Улыбаться мне не лень!

Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.                                                              «Срочно приходите,                                                                                                                                           Срочно помогите!                                                                                                                             Происходят чудеса,                                                                                                                                                   Не поделим мы леса.                                                                                                                                                             Нас волшебник напугал,                                                                                                                                              Нас он всех заколдовал.                                                                                                                                             Мы забыли, кто мы есть,                                                                                                                                              Что нам пить и что нам есть.                                                                                                                           Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »

                                                            Жители леса.

Воспитатель: Ну что, отправимся на помощь к животным? Давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?                                                                                             Дети: Дикие животные.                                                                                                                          Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?                                                                                  Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.                                                                                                         Воспитатель: Закрывайте все глаза, я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся с вами в лесу.

Волшебство сейчас начнется                                                                                                   Стоит палочкой взмахнуть                                                                                                                      Детям ярко улыбнется                                                                                                           Позовет в далекий путь.

Воспитатель: Ребята что бы расколдовать наших животных, нам надо разгадать загадки.

1. Он в берлоге спит зимой                                                                                                               Под большущею сосной,                                                                                                             А когда придёт весна,                                                                                                                                               Просыпается от сна.         (иллюстрация медведя)

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?                                                                                                                                        Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.                                                                                                                                            Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?                                   Дети: Берлога                                                                                                                       Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется. Да… Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. У него густая шерсть, огромное туловище, большая голова, сильные лапы. Все это ему нужно для того, чтобы выжить в лесу. Он любит покушать. Ест медведь все подряд: и вкусную ягоду - малину, срывает ее прямо веточками и сует себя в пасть, грибы, мед, может ловить рыбу, собирать вкусные коренья. А к приходу осени он отъедается, чтобы накопить побольше  жира. Жир скапливается под шкурой. В конце осени медведь роет себе берлогу, устилает ее листьями и ложится спать. За счет подкожного жира он не замерзает зимой и не хочет есть. По весне у него в берлоге рождается маленький медвежонок. Медведь считается неуклюжим, но это не так. Медведь ловко лазает по деревьям, умеет плавать.                                                                                                  Воспитатель:  Хорошо. Следующая загадка:                                                                                    

2. Кто с высоких тёмных сосен                                                                                                       В  ребятишек шишку бросил?                                                                                                И в кусты через пенёк                                                                                                     Промелькнул, как огонёк.   (иллюстрация белки)

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?                                        Дети: Дупло.                                                                                                                           Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?                                           Дети: Чтобы другие звери не достали.                                                                             Воспитатель: Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель: Следующая загадка.

3. Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса!

    А зовут её …

Дети: Лиса                       (иллюстрация лисы).

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису.                                                       Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?                                                                                Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.                                                            Воспитатель: Это лисица, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост, который  служит ей рулем, а также  теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.                   Воспитатель: Как называется дом лисы?                                                                                          Дети: Нора.                                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                             4. Прыгун – трусишка:

    Хвост — коротышка,

    Глазки с косинкой,

    Ушки вдоль спинки,

    Одёжка в два цвета-

    На зиму, на лето.

Дети: Заяц. (иллюстрация зайца).                                                                                        Воспитатель: Давайте рассмотрим зайца. Расскажите, какой он? Какие у него уши?                                                                                                                               Дети: — Заяц маленький, беленький, пушистый. У него длинные уши.

Воспитатель:  Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

Воспитатель: А это кто? Отгадайте.

5. Серый, страшный и зубастый

    Произвёл переполох.

    Все зверята разбежались

    Напугал зверят тех…          (иллюстрация волка)

Дети: Волк                                                                                                                         Воспитатель: Расскажите, какой он?                                                                            Дети: Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.                                                                                                 Воспитатель: Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.У волка тоже есть дом, называется логовом.

Воспитатель: Следующая загадка.

6. Дикий зверь тропой бежит,

    То как хрюкнет, завизжит,

   С ним детишек караван,

   Это зверь – лесной…

Дети: Кабан         (иллюстрация кабана)

Воспитатель: Где живёт кабан? Чем питается?                                                                                                     Дети: Кабаны всеядные животные, они питаются корневищами и клубнями, семенами и плодами деревьев, грибами, мхом. Тело покрыто жёсткой щетиной, которая не позволяет цепляться за кусты.

 Воспитатель: 

7. Вместо шубки лишь иголки,

    Не страшны ему и волки.

    Колкий шар, не видно ножек

    Звать его конечно…

Дети: Ёж (иллюстрация ёжика)                                                                                   Воспитатель: Чем покрыто тело ежа? А чем питается ёж? Что делает ёж зимой?                                                                                                                                                                Дети: Тело покрыто иголками, кроме брюшка. Еж тоже делает на зиму запасы Питается ёж насекомыми, жабами, лягушками, ящерицами, улитками, земляникой, мышами, змеями. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.                       Воспитатель: Ну, и наконец, ещё одна загадка.

8. Тяжелы рога по весу,

    Ходит важно он по лесу:

    Он хозяин, а не гость –

    Хмурый и сердитый…

Дети: Лось (иллюстрация лося).                                                                                       Воспитатель: Что вы можете сказать про лося? Чем лось питается?                                      Дети: Лось питается ветками деревьев и кустарников. У лося большие рога.               Воспитатель: Иногда рога надоедают лосю, он их сбрасывает в ноябре – декабре и ходит до мая без них. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. У лося крупные мощные ноги и верхняя губа очень большая. Шея короткая, а уши длинные. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.                                                                              

Физкультминутка “Дикие животные”

Игра «Собери  пазл» (разрезные картинки  животных (белка, заяц, волк, медведь, еж, лось) надо собрать в одно целое). Чей стол быстрее соберет, та пара поднимают руки. Работа парами.

Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Летним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…( зайчонок)

За мамой волчицей топал…( волчонок)

За мамой лисицей крался…( лисенок)

За мамой медведицей шёл….( медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой ежихой плелся…( ежонок)

За мамой лосихой шел … (лосенок)

Офтальмологическая пауза.

Игра с мячом  «Назови признаки животного»

Воспитатель: - А сейчас мы встанем и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру, питанию) и вернуть мяч мне.

• волк (какой) – серый, зубастый, страшный, хищный…

• медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный …

• лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, хищная…

• ёж (какой) – колючий, маленький, всеядный…

• заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый, травоядный…

• белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая, травоядная…

Воспитатель: А сейчас ребята покажут спектакль. Вы посмотрите внимательно, а потом мы побеседуем об увиденном. Итак, готовы, артисты? «Как звери к зиме готовятся»

Ведущий:  Жил-был ма-а-аленький зайчонок. Все лето он гулял, играл с друзьями и веселился. Незаметно наступила осень.

Зайка:  Я весёлый зайка,

Зайка озорной.

Любят все зверята

Поиграть со мной!

Где же все мои друзья?

Заскучал немножко я. (Появляется Белка)

Зайка: Белка! Как хорошо, что я тебя встретил! Мне скучно одному. Пойдём с тобой играть. Я такую игру придумал!..

Белка:   Э-э-э, Зайчишка, ты постой,                                                                                                       Не могу играть с тобой.                                                                                                                              Лето красное прошло,                                                                                                               Осень наступает.                                                                                                                Скоро уж зима придет,                                                                                                                        Так похолодает!                                                                                                                  Голода зверям зимой                                                                                                            Нужно опасаться.                                                                                                                 Надо на зиму едой                                                                                                                                                   Срочно запасаться!

Зайка:  Да что ты, Белка! До зимы ещё так долго! Пойдём, поиграем, пока тепло и солнышко светит!

Белка:     Извини, Зайчонок,                                                                                               Некогда играть.                                                                                                                  Нужно мне грибочков                                                                                                                                                    На зиму набрать.                                                                                                                               Ты смотри, дружище,                                                                                                             Тоже не зевай.                                                                                                                                          Беги домой                                                                                                                                                                           И маме помогай. (Белка уходит)

Зайка: Пойду ещё кого-нибудь поищу.                                                                                         Я весёлый зайка,                                                                                                                                   Зайка озорной.                                                                                                                        Любят все зверята                                                                                                                         Поиграть со мной!  (Появляется Медведь)

Медведь:   Косолапый и большой,                                                                                    Сплю в берлоге я зимой.                                                                                                    Люблю шишки, люблю мёд,                                                                                                                                И малинку я люблю… Ля. Ля.

Зайка: Дядя Медведь, здравствуй!                                                                                  

Медведь: Здравствуй Заяц, коли не шутишь.

Зайка: Дядя Медведь, давай вместе играть? Я такую интересную игру придумал…

Медведь: Не-е-ет, Заяц, я тебе не компания. Зима на носу, мне нужно успеть жирком запастись, зима впереди долгая, от мороза в берлоге нос прятать буду. Так что недосуг мне с тобой играть.  (Медведь уходит)

Зайка:  Ничего не понимаю.                                                                                                                         И куда все так спешат?                                                                                                             Запасают, запасают                                                                                                                       На зимовку всё подряд.                                                                                                             До зимы ещё так долго.                                                                                                                                                                   Можно всё ещё успеть.                                                                                                                              Лучше буду веселиться,                                                                                                             Танцевать, играть и петь! (Зайка пляшет, появляется ёжик)

Ёжик:   Я маленький ёжик,                                                                                                                    Я совсем малыш.                                                                                                                        Песенки пою всегда.                                                                                                                                                           Песенки пою всегда.

Зайка:  Ёжик! Я так рад тебя видеть! Пойдем на полянку, поиграем. Я такую интересную игру придумал…

Ёжик:    Зайка, Зайка, ай-ай-ай!                                                                                               Ну какой же ты лентяй!                                                                                                         Звери отдыха не знают                                                                                                                   И к зиме всё запасают.                                                                                                                               Ну а ты поёшь и пляшешь,                                                                                         Хвостиком пушистым машешь.                                                                                                              К маме ты скорей беги,                                                                                                                         Лучше маме помоги!

Зайка: А знаешь, ёжик? Наверное, ты прав! И Белка права, и Медведь! Я должен пойти и помочь своей маме!

Ёжик:  Правильно, Зайка. Беги скорей!

Зайка: До свиданья, Ёжик. Мама-а-а, я бегу тебе помогать!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо. Что вы узнали о лесных жителях? Сегодня сказка нас познакомила с жизнью животных в лесу. Звери готовятся к зиме.  Зайка понял, что нельзя лениться, нужно помогать маме. Ведь не зря сложилась пословица: «Делу – время, потехе – час».                                                               Воспитатель: - Как нужно вести себя в лесу? В лесу нельзя ломать ветки, вытаптывать и рвать цветы. Брать домой диких животных. Природу надо беречь.                                                                                                                                                                                                     Воспитатель: Молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»                                             Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?  Где мы сегодня побывали?                                                                                                                              Дети: В лесу.                                                                                                                 Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?                                                                            Покажите, у кого хорошее настроение. Всем спасибо. Занятие окончено. Давайте похлопаем себе и своим друзьям. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...