2023 год. Проект «Природная аптека на участке» в старшей группе
материал по окружающему миру (старшая группа)

Шашурина Анна Вячеславовна

Технология индивидуализации  обучения и развития «План-дело-анализ»

Проект «Природная аптека на участке» в старшей группе

Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prirodnaya_apteka_na_uchastke_v_starshey_gruppe.docx125.11 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕD:\Загрузки\IMG_1797.PNG

«КАМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОСТОК»

 

Проект «Природная аптека на участке»

в старшей группе

Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник».

                                                 

        

 Разработчик:  Шашурина Анна Вячеславовна

D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Технология индивидуализации

 обучения и развития «План-дело-анализ»

Проект «Природная аптека на участке»

в старшей группе

Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник». 

Вид проекта:  информационный, познавательно - исследовательский.

Участники: дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Сроки реализации: краткосрочный

                                           

Актуальность.

 Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает большое количество разных  растений, беседуя с детьми на тему растения нашего участка и наблюдая ,за не совсем бережным отношением к травянистым растениям таким , как подорожник, одуванчик, ромашка мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения» их назначении и пользе для человека. Проанализировав ситуацию, мы выявили , что уровень знаний детей по данным вопросам следующий – у 55% детей имеют средний уровень знаний; 35% детей –высокий, а у 10% детей низкий уровень знаний.

 В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому, для повышения уровня знаний детей по данной теме и было принято решение разработать проект «Природная аптека на участке»

  Таким образом, была определена проблема: недостаточный уровень знаний детей по теме «Лекарственные растения на нашем участке» их назначении и пользе для человека.

Данная проблема позволила сформулировать цель проекта: D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

 создание условий для ознакомления детей с лекарственными растениями, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Задачи для воспитанников:

Обучающие: 

- способствовать расширению и углублению знаний о многообразии растений, их значении для человека;

- сформировать представления о жизни растений, как живых существ (они растут, развиваются, могут быть здоровыми и больными);

- закреплять знания о строении, функциях и назначении частей растения;  

-познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

-учить различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;

- познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

-познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;

- активировать природоведческий словарь детей; 

Развивающие : 

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- развивать умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

 - развивать конструктивные, изобразительные способности детей , при изготовлении  гербария , фитомешочков, применяя разные материалы и технические средства.

- развивать умение формировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. 

Воспитательные : 

- воспитывать  бережное отношение к растениям,  желание ухаживать за ними;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность и наблюдательность ко всему живому.

- воспитывать чувства взаимопомощи, желание работать сообща. 
Задачи, направленные на организацию взаимодействия с семьей: 

- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;

- расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию;

- продолжать формировать экологические нормы поведения человека вD:\Загрузки\IMG_1797.PNG

окружающей среде; 

- привлечь родителей к сотрудничеству по формированию экологической

культуры дошкольников;

- привлечь родителей к работе с детьми и педагогами при

реализации проекта.

Организационные задачи:  
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

- содействие сотрудничеству детей и взрослых;

- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры детей и родителей.


Оборудование  и  материалы:   иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик , крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения:  алоэ,  крассула,  сенсевиерия, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Планируемые результаты:

- у детей сформированы представления о растительном мире ;

- дошкольники имеют представления о строении, разнообразии, классификации растений;

-у детей осознанное ,правильное отношение  к растениям, помогающим здоровью человека.

- сформированы знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

 - дети умеют правильно собирать и засушивать лекарственные растения.  

- у дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- у детей развита потребность и желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями. 

Планируемые результаты во взаимодействии с семьей:D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

- родители четко усвоили необходимость воспитания у детей экологической культуры; 

- расширили свои знания и представления  о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию;

- родители тесно сотрудничают с ДОУ по формированию экологической

культуры дошкольников;

Стратегия и механизм реализации проекта ( план проекта)

Шаги

Компоненты технологии

1 шаг

Групповой сбор.

Вхождение в тему.

Мотивация выбора

темы.

работа с Моделью трех вопросов, краткий подводящий диалог:

-Что мы знаем о растениях? (растения  бывают разные, они растут в лесу ,во дворе, в поле , дома . Растения  могут быть кормом для животных и.т.д ). А что вы знаете о лекарственных растениях? (что ими можно лечить болезни)

Что мы хотим узнать о лекарственных растениях ?  ( какие растения называются лекарственными, что они лечат, где растут ,как их собирать и применять ?и т.д.)

Как нам найти ответы на наши вопросы? (мы можем поискать информацию в книгах, спросить у взрослых, узнать в Интернете и т.п.)

Возможно использование загадки, сюрпризного момента.

2 шаг

Планирование детской деятельности

На листе ватмана делаем совместный план, где с помощью условных обозначений отмечаем пункты плана (возможно по модели трех вопросов). Записываем идеи детей и взрослых.

3 шаг

Утренний сбор.(9.00-9.15)

1.Приветствие.(1-2 мин.)

Реализуемая детьми компетенция:

-Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

2.Игра

Реализуемая детьми компетенция:

-Право на участие (неучастие) в общем деле;

-Право предложить и организовать свою игру.

3.Обмен новостями

Реализуемая детьми компетенция:

-Право быть услышанным;

-Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

4.Планирование. Выбор темы.

Работа по Модели 3-х вопросов

Что знаем о лекарственных растениях? (Например: что как и все растения они растут, дышат, питаются и т.д.)

Что хотим узнать? Почему они так называются, какие болезни лечат? Как их собирать и применять ?

Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

-Как вы думаете, можно ли узнать ответ на ваши вопросы уже сегодня?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

 Прочитать книгу с родителями, спросить у фармацевта в аптеке и т.д.

То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, посмотрев фильм; поиграв в дид. игру «Собери растение», приняв участие в экскурсии по экологической тропе: «Зелёная аптека на нашем участке» , в Исследовательско - поисковой деятельности «Ищем лекарственные растения на своём участке».

Вопросы к детям:

Все ли нашли для себя местечко?

Все ли удобно устроились?

Какое у вас сегодня настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания). 

Игра «Цветок»D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Вырос красивый цветок на поляне,   (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки.      (Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье   (Прижать ладони тыльными сторонами

Дружно дают под землей корешки.   (Развести пальцы в стороны и покачать)

Вопросы к детям:

Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?  

Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». ( Воспитатель внимательно выслушивала всех желающих поделиться новостями детей . )

Речь воспитателя:

Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. Когда я утром подошла к детскому саду, то увидела, как одна пожилая женщина на полянке рвала растения. Как вы думаете, зачем она это делала и что за растения она могла собирать?

Краткий рассказ воспитателя о лекарственных растениях:

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У  нас тоже  есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».

 Выявление знаний и опыта детей по теме «Лекарственные растения»

Теперь вы можете ответить на вопрос ,зачем она это делала и что за растения она могла собирать? А вы согласны поработать над этой темой, чтобы ответить на все наши вопросы? ( Дети участвуют в диалоге по модели «3-х вопросов».)

Какие у вас есть идеи, что можно сделать в центрах, чтобы больше узнать о лекарственных растениях? В каких центрах это удобнее сделать? Что можноD:\Загрузки\IMG_1797.PNG

сделать в центре науки? И т.д.

Подумайте и решите, в какой центр пойдёт каждый из вас.

(Задать вопросы детям, например: Чем сегодня ты, Стёпа, займёшься?

какие материалы тебе нужны?)

Раз ,два ,три ,обернись ,в юных исследователей превратись …(расходятся

по центрам)

4 шаг

Выбор деятельности ребенком по теме проекта

Презентация деятельности в Центрах активности в

зависимости от:

-модели 3-х вопросов;

-интересов и потребностей детей

Таблица №1

5 шаг

Деятельность в Центрах активности (9.20-10.00)

решение образовательных задач

-Средства,

-Операции,

-Действия

6 шаг

Взрослый – ассистент

Педагог:

помощник,

ПАРТНЕР,

Наблюдатель.

Участие родителей и старших детей и значимых

взрослых в качестве Ассистентов

1.Научить играть в подвижную игру «Садовник» (инструктор по физической культуре).

2. Показать способы рисования и изготовления ромашки, одуванчика в разных

техниках (воспитатель).

3. Помочь в организации исследовательно-поисковой  деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?» (воспитатель)

4 Поиграть в д/игры  «Определи по запаху», «Узнай растение» (воспитатель)

5 Разучивание песен, танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах (музыкальный

руководитель)

7 шаг

Итоговый сбор

Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего

не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?

Оценка действий детей (детьми) что хотел

сделать – что получилось…

корректировка планов,

демонстрация достижений.

Ты выполнил все, что задумал?D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Кто тебе помог, что тебе помогло?

Какой результат у тебя получился?

Ты доволен своей работой?

Что тебя больше всего порадовало в своей работе?

Чему ты сегодня научился?

Что новое тебе удалось узнать?

В чем тебе помогла (,,,,,,)?

Как ты использовал (справочник, энциклопедию)?

Ты планируешь продолжить свою работу?

Что ты посоветуешь тем , кто будет работать в этом центре завтра (кто

решит сделать такой  же цветок, кто заинтересовался этой книгой)?

Спасибо всем за общение и работу.

Объявление для родителей

Дорогие мамы и папы,

Помогите, пожалуйста, нам найти информацию о лекарственных растениях, где растут. Как используются в народной медицине.

Не забудьте расспросить нас о том, что мы узнали.

Ваши дети.

D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Выбор детьми деятельности в центрах активности по теме проекта

Центры

Презентация

деятельности

Содержание деятельности

Материалы

Конечный результат

Продукт деятельности

Центр познания и

науки

«В центр науки я

принесла гербарий лекарственных растений.

В центре познания у

нас появились

интересные интерактивные «игры триггеры»и различные дидактические игры.

-Рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают об этом растении, загадывание загадок.

-Д/и «Что лечит это растение?»

Д\и «Узнай по описанию»,

Игра триггер «Зеленая аптека»

Гербарий, лупы, ноутбук, интерактивная игра триггер.

Приобретение

знания о лекарственных растениях, их строении, размножении, пользе для человека.

Расширение

знаний о растениях (знания получены в игре).

Центр литературы

Я нашла для вас интересную картинку, а дала мне её Божья коровка в нарядном платьице, но картинка рассыпалась. Догадались ,что нужно сделать?

1.Д/и «Собери картинку».

2. Составление рассказа по

сюжетной картинке о лекарственных растениях.

3.Составление рассказов от имени растений: «Я одуванчик..» подорожник…», «Я ромашка»

Разрезные картинки, сюжетные картинки, иллюстрации лекарственных растений, запись сказки о лекарственных растениях.

Собранные детьми разрезные картинки.D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Устный рассказ детей по

сюжетной картинке.

Центр математики

«В центре математики я разместила для вас много интересных заданий связанных с растениями. Кому из вас интересно попробовать свои силы?»

- Сосчитать, сколько лекарственных растений  растёт на клумбе и  сколько в лесу?

-« Соедини точки по порядку»

-« Сравни растения по величине»

-«Найди дорогу к одуванчику , к ромашке и подорожнику»

Фломастеры,

бланки заданий, цветные

карандаши, цифры, предметные картинки « лекарственные растения».

Выполненные задания

разной сложности.

Центр искусства

«В нашем центре

искусства разместились

различные материалы, а

ещё туда прилетела

сорока, но только ей

пообщаться не с кем, а у

неё много новостей».

- Рисование, лепка,

аппликация «Сорока», «Птица

счастья»,

Фломастеры, игровизор,

бланки заданий, цветные

карандаши, цифры.

Выполненные задания

разной сложности.

Центр игры

«Я принесла новую

весеннюю игру «

- Разучивание правил игры и

непосредственно игра

Шапочки птиц, маска

кошки.

Знание правил игры.

Центр музыки и театра

«Я подслушала и

записала на флешку « Вальс цветов», как вы думаете как они танцуют?

- Слушание музыки:

 В. Моцарт «Цветы»

 П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

Пение песен о цветах.

Разучивание танца «Вальс цветов»

Музыкальные и

шумовые инструменты,

атрибуты

Исполнение песен.

Дети узнают знакомые произведения по первым звукам.D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Центр исследования

Я предлагаю вам превратиться в «Юных натуралистов» и узнать много интересного.

-Изучение строения растения. -Определим, одинаков ли стебель у разных растений.

-Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

-Есть ли запах у растений?

Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»

Дети умеют находить лекарственные растения. Знают их строение.

Центр физического развития

Открытая площадка ( прогулка на свежем воздухе)

В группе некоторые

ребята научились играть

в новую игру, они могут

вам показать.

Вы были

архитекторами в группе,

а на улице можно

увидеть домики птиц.

Игра. «Воробышки и кот»,

наблюдение за прилетающими на

участок птицами.

Дети умеют применить

полученные знания на

практике.

D:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Беседа «Зелёная аптека»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Виртуальная экскурсия на луг

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; рассказать о том, какую пользу приносят эти растение человеку.

Экскурсия по экологической тропе «Путешествие в мир лекарственных растений»

Цели: Познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав, произрастающих у нас, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут на территории детского сада (ромашка, одуванчик, календула, крапива, мята), развивать мыслительную деятельность, память, внимание, воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

Наблюдение «Где растут лекарственные растения»

Лепка « Чудо - растение»

Аппликация «Ромашка»

Чтение художественной литературы:

А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению).

Опыты и исследовательско-поисковая деятельность:

Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.

Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растений?

Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»

Экспериментирование – сбор мяты и заваривание чая.

Слушание музыки:

Ю. Антонов «Не рвите цветы», Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики»

                                                      Этапы проектаD:\Загрузки\IMG_1797.PNG

Подготовительный

- составление перспективного плана мероприятий проекта;

- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

- подборка иллюстраций лекарственных растений;

- подготовка материала и оборудования.

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

  • Растения бывают полезные и не полезные.
  • Есть лекарственные растения.
  • Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.
  • Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

  • Какие болезни могут лечить лекарственные растения?
  • Какие бывают лекарственные растения?
  • Как их правильно хранить и собирать?
  • Прочитать книгу.
  • Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.
  • Спросить у родителей.
  • Узнать в интернете.
  • Сходить с родителями в лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Природная аптека"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в...

Малозатратный дизайнерский проект "Природная аптека"

Малозатратный дизайнерский проект "Природная аптека"...

Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.

Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.Алия АманжаловаДолгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в...

Проект "Сказки из чемодана" для детей старшей группы (5-6 лет), 2023 г.

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творч...

Проект «Природная аптека». 2023 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Солнышко».Проект «Природная аптека». (Подготовительная к школе группа)АКТУАЛЬНОСТЬ.1.Экологич...

Проект долгосрочный по развитию речи для старшей группе «Учим стихи играя» . 2022 - 2023 уч.год

Цель проекта: -развитие связной выразительной речи, развитие памяти, воображения, образное мышление, восприятия; -обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. -формирование навы...