Проект "Природная аптека"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому был разработан экологический проект «Природная аптека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект111 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Вишенка»

Педагогический проект

«Природная аптека»

                                                                                           Автор проекта: Васильева И.Ю.

с. Алтайское 2016 г.

Актуальность.

 Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому был разработан экологический проект «Природная аптека».

Паспорт  проекта.

Тип проекта: информационно- творческий.

Вид: групповой, долгосрочный.

По составу участников: дети старшей группы « Почемучки», родители, воспитатель.

Цель проекта – создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

- создать условия для развития познавательного интереса детей;

- закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;

- учить различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;

- познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

-познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;

- развивать речь у детей, как средство общения, активизировать слова ( отвар, настой, перечная мята, тысячелистник, ромашка, подорожник);

- развивать творчество, мышление, фантазию;
- воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Сроки реализации: сентябрь- июль 2016-2017г

Механизм и календарный   план реализации проекта

 Работа рад проектом проводится в несколько этапов.

1этап. Подготовительный.

Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.

Проводим беседу, с детьми о лекарственных растениях выясняем, представление детей о лекарственных растениях.

Сбор и анализ методической литературы, подбор художественной литературы, фотоматериалов.

Подготовить дидактические игры, пособия для работы с детьми, гербарии.

2 этап. Реализация мероприятий по воспитательно-образовательной деятельности.

3 этап. Заключительный.

- Представить результаты и итоги проекта общественности.

-  Обобщить и распространить опыт работы по проекту.

 

Предполагаемый результат:

- Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

- Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

 - Правила сбора и засушивание лекарственных растений.  

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями. 

План реализации проекта. Работа с детьми.

месяц

виды  деятельности

цель

сентябрь

Рассматривание иллюстраций и картин лекарственных растений.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.

Беседа: «Значимость лекарственных растений в жизни человека»

 Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Разучивание стихотворений и загадок о растениях

Развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать логическое мышление.

октябрь

Лепка «Чудо – растения»

 Учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; развивать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Воспитывать самостоятельность, стимулировать воображение и фантазию ребенка.

Дидактическая игра «Узнай описанию».

Закрепить знания о растениях. Развивать внимание, познавательный интерес.

Воспитывать любознательность.

Чтение стихотворения «Цветы» А. А. Сенькова

Формировать интерес к растениям. Развивать кругозор детей. Воспитывать любовь к художественной литературе

 беседа «Наш друг – подорожник»

Познакомить с подорожником. Развивать знания детей о его целебных свойствах. Воспитывать бережное отношение к природе.

ноябрь

Дидактическая игра «Что лечит это растение?»

Учить различать и называть растения. Формировать знания об их пользе для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рисование « Подорожник»

 Учить рисовать подорожник. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать творческие способности.

Чтение стихотворения «Малина» Н.Астахова

Учить, внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любознательность.

Рассматривание картины И.И.Левитана «Одуванчики»

Прививать детям интерес к художественному творчеству. Учить замечать красоту окружающего мира. Воспитывать любовь к природе.

декабрь

Ознакомление с окружающим «Растения – фитотерапевты».

Формировать представление детей о лечебных свойствах трав (об одуванчике, лопухе, ромашке, подорожнике). Воспитывать бережное отношение.

Дидактическая игра «Чей листок?»

Учить различать лекарственные растения по листьям. Развивать внимание, логическое мышление.

 Чтение рассказа М.М. Пришвин «Золотой луг»

Учить, внимательно слушать, отвечать на вопросы. Развивать умение делать выводы. Развивать интерес к книгам. Воспитывать бережное отношение к книгам.  

январь

Беседа «Скромный одуванчик»

Формировать знания детей  об одуванчике о его лечебных свойствах. Развивать память, внимание. Воспитывать любовь к растениям.  

Рисование «Солнышко на ножке»

Учить, рисовать цветок, соблюдая отличительные особенности. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывать самостоятельность.  

Аппликации из контуров детских ладошек: «Одуванчик»

Учить, правильно пользоваться ножницами. Располагать изображение на листе бумаги. Развивать творчество. Воспитывать самостоятельность.

февраль

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Учить собирать растение из частей. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать усидчивость.

Беседа «Ромашка – белая рубашка»

Формировать знания детей о полезных свойствах ромашки. Рассказать о пользе чая из ромашки.

Аппликация «Ромашка»

Учить детей создавать изображения из бумаги. Развивать умение вырезывать мелкие детали. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать самостоятельность.

Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор»

Учить детей в процессе игровой деятельности получать знания о лечебных свойствах растений.

        март

Просмотр презентации «Зеленые помощники»

Познакомить с многообразием лекарственных растений. Развивать любознательность. Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Полезная крапива»

Познакомить детей с целебными свойствами крапивы. Развивать знания детей о использовании растения в косметической промышленности. Воспитывать экологическую культуру.

Занятие "Лекарственные растения - средства оздоровления человека"

Формировать познавательную активность детей. Развивать представления  о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра "Определи по запаху"

Учить детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

апрель

Беседа «Календула - ноготки»

Познакомить с растением календулой, развивать представление о его пользе для человека. Воспитывать бережное отношение.

Чтение стихотворения И.Козленко «Календула»

Учить  внимательно, слушать стихотворение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Труд «Посев семян календулы».

 Наблюдение и уход за рассадой

Учить сеять рассаду, развивать желание ухаживать за растением. Воспитывать трудолюбие.

май

Беседа "Друг или враг".

Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать ядовитые растения от неядовитых, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Чтение стихотворения «Чистотел» Н. Конева

Формировать умение слушать, отвечать на вопросы. Развивать умение делать выводы. Развивать интерес к книгам. Воспитывать бережное отношение к книгам.  

Наблюдение за чистотелом

Рассмотреть растение, рассказать о полезных свойствах. Объяснить, что сок растения ядовит и обращаться с ним нужно осторожно.

Рисование «Чистотел- желтый цветок»

Учить передавать в рисунке внешний вид растения. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать самостоятельность.

июнь

 Труд «Высадка рассады календулы на клумбу»

Учить высаживать рассаду. Прививать желание ухаживать за рассадой. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Экскурсия по дендрарию

Дидактическая игра "Найди растение"

Познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав произрастающих в дендрарии, познакомить с тем какие лекарственные растения  здесь растут  (крапива, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Учить различать растения по внешнему виду. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать интерес.

Труд «Сбор  лекарственных растений для гербария»

Формировать умения правильно собирать растения. Учить беречь природу. Воспитывать бережное отношение.

июль

Презентация «Аптека под ногами»

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Коллаж «Растения наши помощники»

Закрепить знания о лекарственных растениях. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать интерес.

КВН «Знатоки лекарственных растений»

Учить отвечать на вопросы. Развивать память, смекалку, воображение детей. Систематизировать   знания по теме «Лекарственные растения».

Воспитывать культуру поведения в природе.

Развлечение «Приглашаем в фитобар»

Формировать экологическое мышление. Развивать творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.

Воспитывать любовь к природе.

Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Беседа с родителями. Принимаем активное участие в проекте «Природная аптека».  

Октябрь

Папка-передвижка для родителей: «Лекарственные растения у нас под ногами».

Ноябрь

Консультация « Зеленый доктор»

Март

Подготовка ящиков и семян для посадки лекарственных растений.

Апрель

Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми

Май

Буклет «Наши помощники»

Июнь

Выезд с детьми на природу «Наблюдаем за лекарственными растениями»

Июль

 Итоговое мероприятие «Приглашаем в фитобар»                                  

                                                                                                                       

                                                                                                                   

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....