Педагогический проект для старших дошкольников «Эти знакомые незнакомцы – насекомые»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Проект направлен на изучение вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знания о жизни насекомых, их привычках и повадках. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать  таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_znakomye_neznakomtsy_-_nasekomye.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Педагогический проект для старших дошкольников

 «Эти знакомые незнакомцы – насекомые»

Составила: Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2023

Педагогический проект для старших дошкольников

 «Эти знакомые незнакомцы – насекомые»

Кто был глух к природе с детства, кто в детские

годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и просто человечность.

В. А. Сухомлинский

        Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются  первоосновы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни,  начинает видеть в насекомых живые существа.

        Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный

        Участники проекта: дети старшей/ подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты ДОУ.

        Актуальность проекта:  в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает всё, что происходит вокруг. Они всё время задают вопросы. Про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

        Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоёмы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием  видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.

        Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

        Проблема проекта: нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые  живут рядом с нами? Как они зимуют? Приносят ли они пользу или вред?

        Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

        Задачи проекта:

Образовательные:

- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;

- совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомыми

Развивающие:

- развивать речь детей, активизировать словарный запас;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям

Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

        Ожидаемый результат:

- дети владеют обобщённым понятием «насекомые», знают и называют их;

- имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения насекомых;

- развитие речи у детей, активизация словаря по теме;

- знают о пользе и вреде насекомых для людей и растений, о безопасном поведении с насекомыми;

- сформированы навыки исследовательской работы

Этапы реализации проекта

        1 этап – подготовительный

- пополнение словарного запаса;

- организация наблюдения в природе за насекомыми;

- подбор материалов по теме проекта: методических, художественных, иллюстративных, наглядных;

- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, для изготовления творческих работ по теме;

- создание картотеки дидактических игр, подборка настольно0печатных, подвижных игр;

- подбор видеороликов и презентаций.

        2 этап – основной

Виды деятельности

Формы организации

Познавательно-исследовательская

- рассматривание иллюстраций и мультимедийных презентаций о видовом разнообразии насекомых (строение, место обитания, вред и польза, жизнедеятельность и пр.)

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и в природе с родителями

- ООД «Удивительный мир пауков и насекомых», «Эти знакомые незнакомцы – насекомые», «Божья коровка», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Как насекомые зимуют?»

- Рассматривание насекомых через лупу

- Экспериментальная деятельность «Сравни жука и паука»

- Беседы «Насекомые – кто они? Чем отличаются от других существ?», «Насекомые в природе нашего края», «От чего зависит окраска насекомых?», «Роль насекомых в жизни людей и растений», «Что делать при укусе пчелы, осы, шмеля?»

Игровая

- Д/и «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Подбери признак», «Сложи картинку», «Выложи насекомых из счетных палочек», «Узнай, чьё крылышко», «Посчитай точки у божьей коровки», «Часть – целое», «Если я приду в лесок», «Кто где живет?»

- С/р/и «Прогулка на луг»

- И/м/п «Мяч бросай – насекомое называй»

Двигательная

- П/и «Мёд и пчёлы», «Паук и мухи», «Запасливый муравей», «Найди свой дом», «Гусеницы наперегонки», «Поймай комара», «1,2,3 – мотылька лови»

- Пальчиковая гимнастика «Пчёлки», «Улитка», «Бабочки», «На полянке я сижу», «Жук»

- Физминутки «Сороконожка», «Муравьишки», «Стрекоза проснулась», «Поднимайте плечики»

Речевая

 Чтение художественной литературы

- Составление описательных рассказов про насекомых

- Интервьюирование  на тему «Насекомые нашего участка»

- Чтение и заучивание стихов

- Отгадывание загадок

- чтение художественной литературы: Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», К. Чуковский «Муха – Цокотуха», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Д. Мамин-Сибиряк  «Про Комара Комаровича», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», К. Ушинский «Капустница»

Коммуникативная

- Беседы-обсуждения «В чем польза насекомых?», «Пауки и дождевые черви – это насекомые или нет?»

- Ситуации общения «Интересные факты из жизни насекомых», «Правила поведения на природе», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых»

- Инсценировка «Бабочка и жучок»

- Объяснение крылатых выражений «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчёлка», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит»

- Настольный театр «Стрекоза и муравей»

Продуктивная и музыкальная

- Работа с раскрасками «Мир насекомых»

- Обводка по трафаретам и штриховка

- Рисование «Дорисуй насекомого по образцу», «Бабочка», «Оса»

- Аппликация «Божья коровка», «Бабочка» (из детских ладошек), «Мир насекомых» (коллективная), «Бабочки на полянке» (коллаж)

- Лепка «Стрекоза», «Насекомые на лугу», «Божья коровка», «Три улитки», «Червячок на листочке», «Оса»

- Рассматривание иллюстраций к книгам

- Слушание: Н. Римский – Корсаков «Полёт шмеля», П.  Чайковский «Вальс цветов», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки»

- Оригами «Божья коровка», «Бабочки»

- Конструирование: из бумаги «Гусеница», из природного материала «Пчела»

Взаимодействие с родителями

- Консультации «Наблюдение в природе летом», Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе»

- Буклеты «Первая помощь при укусах насекомых», «Что читать детям о насекомых»

- Совместный просмотр м/ф «Муха-Цокотуха»

- Изготовление костюмов к инсценировке «Муха-Цокотуха»

        3 этап – заключительный

Инсценировка «Муха-Цокотуха»

        Выводы по проекту. в результате проведенного проекта дети приобрели опыт познавательно-исследовательской и творческой деятельности. Они рассматривали насекомых,  изучали их строение, особенности, находили свойства и различия. По результатам проекта дети сделали следующие выводы: насекомые и пауки очень маленькие, но обойтись без них в природе нельзя, их нельзя обижать; надо любить природу, бережно к ней относиться, охранять её.

        Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они активно включались в наблюдения с детьми на семейных прогулках, изготавливали костюмы для детей, читали с ними произведения о насекомых. Работа над проектом еще больше сблизила детей и родителей.

Литература

  1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  3. Данкевич Е., Жакова О. Пластилиновый мир.- СПб.: «Кристалл» - 1998
  4. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки.- М.: Айрис-пресс, 2013
  5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"

Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...

Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...

Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...

Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»

Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...