открытое занятие в старшей группе "Волшебница соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

 

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение  анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Учить детей исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.  Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности,  способность испытывать радость от экспериментирования, любовь к Русским обычаями.

Предварительная работа: Рассматривание картинок и фотографий, беседа о полезных ископаемых.

Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, 2 сырых яйца, белые халаты, лупа, использование ИКТ, синий картон А3, клей - карандаш, предметные картинки, одноразовые шапочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение  анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Учить детей исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.  Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности,  способность испытывать радость от экспериментирования, любовь к Русским обычаями.

Предварительная работа: Рассматривание картинок и фотографий, беседа о полезных ископаемых.

Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, 2 сырых яйца, белые халаты, лупа, использование ИКТ, синий картон А3, клей - карандаш, предметные картинки, одноразовые шапочки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ ВСЕМ УТРО!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.

Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на середину нашей группы.

Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла, посылка к нам сюда пришла.  Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь письмо и какое-то белое вещество. Что же это такое? (читаем письмо) 

« Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам подземные жители  земных богатств - хранители. Глубоко под землей мы обнаружили незнакомое нам вещество, просим вас помочь  его исследовать и сообщить о результатах в обратном письме».

Воспитатель: Ну, что ребята поможем подземным жителям? (да) А пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй? Как они называются?: ( Полезные ископаемые).

 А какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.).  Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).

Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать с вами это белое вещество,  вы хорошо с ним знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! ) (воспитатель достает солонку с солью)

Воспитатель: Правильно, это – соль!  И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов: каменная, морская, йодированная и поваренная.  Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили  «несолно - хлебавши».  К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли и хлеба, худа беседа
  • Без воли силы нет, без соли вкуса нет
  • Без соли, без хлеба, половина обеда
  • Без денег торговать, как без соли хлебать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как добывается соль? (нет). Как вы думаете, где можно узнать об этом? (книги, телевизор, интернет). Я предлагаю посмотреть небольшое видео о том, как добываю соль. Хотите? (да). Тогда приглашаю вас на стульчики и  внимание на экран.   (воспитатель показывает ролик про соль)  

Воспитатель: Кто мне скажет ребята, откуда  же добывается соль?  Кто из вас был самый внимательный?  (из под земли, из соленых озер).

 Воспитатель: Ребята, а где же ученые проводят свои эксперименты? (в лабораториях).  Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые, лаборанты).

Воспитатель: Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете, какими свойствами она обладает.

Воспитатель: Но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку

Физкультминутка: Чударики «Самолёт» (воспитатель включает музыку).

Воспитатель: Ребята, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

 3. Не мешать соседу,

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.

- Готовы? (да). Осталось подготовить наши пальчики.

Девочка Марина порядок наводила. (Показывают большой палец).

Девочка Марина кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного).

(воспитатель клеит на магнитную доску картинку солонки).

- Ребята, как вы думаете, соль имеет запах? (да, нет). Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).  

Вывод: соль не имеет запаха.

(Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит какой мы сделаем вывод,  соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде, на что похожа соль? (соль похожа на порошок). Действительно, с виду соль похожа на порошок.

 - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки).

- Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов. (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

-Ребята, как вам кажется, способна ли соль растворяться в воде? (да, нет).  Предлагаю проверить. Перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

Вывод: соль растворяется в воде, не имеет цвета. (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Значит, что имеет соль (вкус).  (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде, не имеет цвета).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, используют в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть, готовят тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).

Воспитатель: Ребята, говорят, что соль растапливает лед и является незаменимым помощником зимой в гололёд. Как вы думаете, правда ли это? (да, нет). А хотите это проверить? Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Вывод: соль способна растопить лед.  (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).

Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Воспитатель:

А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и два  сырых яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в пресную (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут

Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды). Кто был на море, тот испытал это на себе.

Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А3 )

Воспитатель: Что  мы с вами будем  конструировать, вы узнаете из загадки.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).  (дети рисуют снежинки).

Воспитатель: Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой насыпаем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!

Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:

Чем вы сегодня занимались? Про что вы сегодня говорили? Что узнали нового? Что именно вам запомнилось? Что вы им расскажете?

Дети: Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.). Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.

Воспитатель: А все свойства соли, о которых вы сегодня узнали, я предлагаю положить в конверт и отправит подземным жителям, чтобы они узнали, какое полезное ископаемое они обнаружили.

Воспитатель:  Ребята я прошу вас оценить сегодняшнее занятие, кому было интересно, прошу поставить - лайк, а кто сегодня скучал - дизлайк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Зимняя сказка" Нетрадиционная техника рисования солью.

Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.Задачи:1. Учить детей рисовать зимний пейзаж солью.3. Развивать познавате...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная соль".

Конспект открытого занятия "Волшебная соль"....

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Презентация к занятию для старшей группы "Соль: польза или вред?"

Презентация к занятию для старшей группы "Соль: польза или вред?"...