Экологический проект "Юные Югорские туристы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Волошина Марина Николаевна

Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Югры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «ФИЛИППОК» Г, НИЖНЕВАРТОВСК

Миасские дошколята вернулись с зонального слета «Туристята 2016» с победой  - Новости Миасса - u24.ru

Авторы:

Лискина Э.Ю.

Волошина М.Н.

Талипова Е.Н.

г. Нижневартовск

2021 г.

Экологический проект

«Юные Югорские туристы»

Обоснование необходимости разработки проекта

«Юные Югорские туристы»

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Проект «Юные Югорские туристы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Принимая участие в мероприятиях проекта, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель проекта

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Югры.

Задачи проекта

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Югры.

 

Методы, используемые для реализации проектной деятельности:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показ (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов.

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Применение ИКТ:

  • Просмотр и изготовление презентаций;
  • Просмотр фильмов и мультфильмов;
  • Изготовление роликов;
  • Применение оборудования детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Основные направления работы экологического проекта:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

В экологическом проекте используются все виды познавательного информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта:

один год 

Участники, партнеры проекта:

сотрудники ДОУ, дети от 6 до 8 лет и их родители.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап - аналитический (июль)

Анализ, определение основных целей проекта: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

  • 2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (август)

Экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

  • 3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

  • 4 этап – итоговый, диагностический (май)

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности детей и педагогов

Ожидаемые результаты проекта:

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;  
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  • изменения процентного соотношения в таблице параметров о   представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека.
  • Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
  • Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • поход по территории детского сада;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу после проведенного мероприятия;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты,
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которые проводятся один раз в месяц.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности в подготовительной группе «Пчёлки»

Месяц

Название

1

Сентябрь

Поход по территории детского сада «Юные Югорские туристы»

2

Октябрь

Акция «Помогите птицам»

3

Ноябрь

Акция «Теплый город» и экспериментирование «Температура»

4

Декабрь

Батл «Живая и искусственная ель»

5

Январь

Викторина «Стань природе другом!»

6

Февраль

Поход на лыжах с элементами спортивного ориентирования «По зимним тропинкам»

7

Март

Лыжные гонки «Фестиваль лыжных гонок»

8

Апрель

 Квест «Чистая планета-здоровая Земля!»

9

Май

Терренкур по территории детского сада с элементами спортивного ориентирования «Природа просыпается»

Оценка результатов проектной деятельности:

Дети:

- осваивают новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

- сформировывается сознание важности природоохранных мероприятий;

-  повышается ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

-  у детей развиваются инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;

– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация.

- приобретение дополнительного опыта совместной деятельности с родителями и детьми.

Заключение

         Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствует формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. Появляются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект вызывает интерес у детей и взрослых, сплачивает педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический поход « Мы – туристы»

Соблюдать правила поведения....

Программа эстетико-культурно-экологического образования "Югорские самоцветы"

     Программа "Югорские самоцветы" направлена на развитие у дошкольников представлений о многообразии растительного мира нашего края и рассчитана на работу с детьми младшего, ср...

НОД " Экологическое сафари по Югорскому краю»

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой  ХМАО – Югры....

Физкультурно- экологическое занятие «Юные туристы».

Цель: популяризация физической культуры, массового спорта и активного отдыха детей через физкультурно- экологическое занятие. Задачи: Оздоровительная: — способствовать формировани...

Вечер поэзии "Люблю тебя, мой край Югорский", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".

Вечер поэзии «Люблю тебя, мой край Югорский». прошел  в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета». ...