Проект "Наш чудо-огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чернявская Элина Хамитовна

Проект реализован в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_chudo-ogorod_na_okne.docx907.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа «Прогимназия»

Экологический проект в средней группе

«Наш чудо – огород на окне»

                                                                                     Чернявская Э.Х.,

                                                                                              воспитатель 2 группы

г. Сургут, 2023

Тема проекта: «Наш чудо – огород на окне»

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.                

Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Огород на окне в группе — это еще и яркий, творчески оформленный уголок, притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.

Все вышеизложенное стало основой для разработки и реализации данного проекта.

Цель проекта: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Задачи проекта:

- расширить знания детей о культурных растениях, их строении;

- дать детям первичное представление об определенных условиях для роста растений (почва, влага, температура, солнце, свет);

- познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, тыква, фасоль, томаты, огурцы; комнатных цветов;

- формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

- развивать связную речь, активизировать словарный запас детей;

- развивать познавательно-исследовательские и творческие способности детей;

- привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

Формы работы

- наблюдение на огороде;

- трудовая деятельность;

- занятия в игровой форме;

- продуктивная деятельность;

- дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры;

- рассматривание иллюстраций, картин;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание загадок, пословиц и поговорок, чистоговорок;

- опыты и эксперименты.

Ожидаемые результаты:
- дети познакомятся с культурными растениями, их строении;

- будут иметь представление об определенных условиях для роста растений;

- знать особенности выращивания культурных и комнатных растений;

- у детей будет формироваться бережное и заботливое отношение к растительному миру;

- дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы;

- формирование у детей уважительного отношения к труду;

- развивается связная речь, обогащается словарный запас детей;

- создание в группе огорода на окне;

- активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (организационный):

- определение темы;

- выявить цели и определить задачи;

- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры; муляжи овощей, семена для посадки);

- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике» и др.;

- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом; помощь в приобретении необходимого оборудования (контейнеры, грунт, семена овощей др.);

- создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

II этап – основной:  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие:

- Занятие по познавательному развитию «Что необходимо для роста и развития растений».

- Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике».

- Познавательный рассказ «Урожай».

- Просмотр образовательного видео «Как нужно ухаживать за овощными культурами».

- Дидактические игры «Чудесный мешочек» (отгадай овощ на ощупь), «Что за овощ?», «Что растет на огороде», «Один – много», «Подскажи словечко», «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Угадай, что съел», «Волшебная корзина», «Скажи ласково», «Собери из частей целое», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», «Мой любимый овощ», «Четвертый лишний», «Какой сок из...», «Большой – маленький», «На какую форму похож овощ»; Лото «Овощи», «Что где растёт?».

Практическая деятельность. 

Наблюдение за ростом и развитием, уход: лука в земле, в воде; посев семян фасоли, тыквы, огурцов, помидор; посев и выращивание цветочных семян. Высадка пророщенных семян. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 

Опытно-экспериментальная деятельность:

1. «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);

2. «Вода и растения». Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений. Строение растений. Рост рассады в тени и на солнце.

3. «Роль света в жизни растений». Цель: выявить насколько свет необходим для роста и развития растений.

4. «Роль тепла в жизни растений». Цель: выявить насколько тепло необходимо для роста и развития растений.

5. «Человек и растение». Цель: выяснить насколько растение нуждается в уходе.

 

 

 

Трудовые поручения:

Задание №1. «Полив растений». Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2. «Опрыскивание растений водой из пульверизатора». Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №3. «3еленый десант на огороде» (прополка). Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, прополка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №4. «Рыхление почвы». Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность.

Задание №5. «Пересадка рассады».  Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №6. «Посадка лука». Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание№7. Посев семян цветов и овощей». Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №8. «Высаживание рассады, уход за ней». Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Речевое развитие:

- «Расскажем кукле, как мы сеяли семена».

- Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

- Беседа «Польза овощных соков для детского организма».

- Беседа «Какие блюда состоят из овощей».

- Пересказ русской народной сказки «Репка».

- Рассказывание по набору игрушек «Жили – были овощи».

- Составление рассказа «Мои любимые овощи».

- Дидактические игры «Что сажают в огороде», «Во саду ли в огороде», «Что где растет».

- Рассматривание репродукции картины И.Михайлова «Овощи и фрукты».

Художественная литература и фольклёр;

- А. Барто «Морковный сок»; Дж. Родари «Приключения Чиполлино»; Н. Носов «Огородники», «Огурцы», «Про репку»; В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»;             Е. Благинина «Приходите в огород»; В. Волина «Наша грядка»; Е. Надёжкина «Огуречное семечко»; Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»; В. Коркин «Что растет на нашей грядке»; Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»; В. Сутеев «Бабушкин огород»;         Т. Казырина «А у нас в саду порядок»; Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»; стихотворение С.В. Михалкова «Овощи»; заучивание: А. Прокофьева «Огород», стихотворения-песенки «Купите лук, зеленый лук, петрушку и морковку» (И. Токмакова); загадки, пословицы и поговорки; разучивание чистоговорок «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы»; потешки об овощах.

 

Социально-коммуникативное развитие:

- Беседа, рассказ «Витамины на грядке».

- Ситуативный разговор «Чудо-овощи, что можно приготовить из овощей».

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»: сюжет «Овощной отдел»; «На даче», «Сварим борщ для кукол», «Садовник», «Дары природы», «Кафе «Витаминка».

- Инсценировка русской народной сказки «Репка».

- Дидактическая игра «Что мы готовим на обед».

- Игра-драматизация «Чудесное лукошко».

- Игровая ситуация «Вот веселый огород, что здесь только не растет!».

 

- Экскурсия в библиотеку МБОУ НШ «Прогимназия». Тематический обзор книг, иллюстраций, плакатов по теме «В гости к растениям».

 E:\самообразование\IMG-53213fdfe0d89bd240e0bd7caa0cf84c-V.jpg

Художественно-эстетическое развитие:

- Лепка «Что растет у нас на грядке».

- Занятия по художественно-эстетическому развитию: рисование «Лук от семи недуг», «Овощи на тарелке».

- Занятие по художественно-эстетическому развитию: аппликация «Ромашка».

 

 

Физическое развитие:

П/и хороводная игра: «Огородная хороводная», «Кабачок».

Подвижные игры: «Огуречик», «Овощи — фрукты», «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки», «Урожай», «Овощи в корзину».

Пальчиковая гимнастика: «Овощи», «Росточки», «Мы капусту солим», «На подоконнике цветок», «Был у заиньки огород», «Чищу овощи для щей», «Овощи», «Урожай».

Взаимодействие с родителями:

- Создание «огорода на подоконнике» в домашних условиях; наблюдения и уход с детьми.

 

- Уход за комнатными растениями дома.  

 

  

- Беседа с родителями «Наш огород».

- Рекомендации по организации совместной работы на огороде в домашних условиях.

- Консультация «Как полезны овощи!».

Заключительный этап (итоговый)

- Коллективное творчество: «Цвети наша планета!».

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Презентация проекта педагогам МБОУ НШ «Прогимназия».

- Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения.

В ходе реализации проекта «Наш чудо – огород на окне» предполагаемые результаты были достигнуты:

- дети познакомились с культурными растениями, их строении;

- имеют представление об определенных условиях для роста растений;

- знают особенности выращивания культурных и комнатных растений;

- дети стали бережнее относится к растительному миру;

- у детей сформировалось стремление к познанию, научились вести наблюдения, делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

- пополнился словарный запас детей;

- дети стали более уважительно относиться к труду;

- в группе создан огород на окне;

- родители приняли активное участие в проекте.

Перспектива:

- Проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе реализации проекта у детей расширились представления о растениях, как о живых организмах; выявлен интерес к данной теме, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

- Планируется привлечь родителей воспитанников к созданию мини - огорода на территории детского сада.

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Метод. пособие. – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.

2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2015г.

3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в средней группе д/с.    Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012г

4. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет.: Метод. пособие. – Мозайка – Синтез, 2012г.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой . Система работы в средней группе      д/с: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012г.

  1. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  3. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
  4. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"

В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...

Проект на тему «Чудо – огород на окне»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»

Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...

Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"

Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"Тип проекта: информационно- творческий; групповойПродолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)Участники проекта: дети группы ...

Проект "Чудо-огород на окне"

В зимнее время выращиваем настоящий огород на подоконнике в группе. Дети принимают участие в процессе  посадки: насыпание земли, полив, высаживание семян), ухода (полив, рыхление), сбор урожая (с...

"Чудо огород на окне"

Оформление уголка природы в соответствии с возрастом детей....

"Чудо огород на окне"

Фотоотчет " Чудо огород на окне", средняя группа....