Познавательное развитие дошкольников посредством коллекционирования
методическая разработка по окружающему миру

Кутинская Екатерина Сергеевна

Познавательное развитие дошкольников посредством коллекционирования.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает.

Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Значение коллекционирования:

Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно- активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Цель коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Использование коллекции в работе с детьми:

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • Позновательная

а) развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

б) развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;

в) ознакомление с окружающим миром  –  расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

  • Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
  • Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
  • Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
  • Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольников посредством коллекционирования.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает.

Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Значение коллекционирования:

Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно- активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Цель коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Использование коллекции в работе с детьми:

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • Позновательная

а) развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

б) развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;

в) ознакомление с окружающим миром  –  расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

  • Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
  • Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
  • Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
  • Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия ...

«Эбру - рисование на воде как средство познавательного развития дошкольников посредством художественно-эстетического творчества». 

   В  творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетичес...

Педагогический опыт работы по теме "Познавательное развитие дошкольников посредством экспериментирования"

Опыт работы воспитателя по экспериментированию с детьми второй младшей группы в течение учебного года....

«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»

Воспитание у дошкольников региональной культуры   соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к ро...

Проект «Познавательное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича»

Включение в образовательный процесс развивающих игр  В.В.Воскобовича предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный п...