"Весна пришла"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Печкова Наталья Александровна

План занятия по развитию связной речи.

Цель: закрепление знаний детей о характерных признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_prishla.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

План непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной речи

Тема «Весна пришла»

Старшая группа

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Образовательные задачи: закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе; закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь; закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов; закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.

Развивающие задачи: развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи; развивать логическое мышление, воображение, память; развивать слуховое восприятие, зрительное внимание; развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей); воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

 наблюдения на прогулке за весенними признаками;

 чтение произведений и рассматривание картин о весне;

 чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

 беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

 работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

 наблюдение за грачами, явлениями в живой и неживой природе, чтение рассказов Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисование на весеннюю тематику.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек Кюизенера, мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.

Словарная работа: скворечник, весна, проталина.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте». Поднимают руки к солнышку.

Слова произносит воспитатель. Дети выполняют движения за воспитателем: качают над головой руками. Руками делают круговые движения.Трут кулачками глаза. Руки разводят в разные стороны.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Воспитатель: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? (На окне лежит письмо, воспитатель его берёт и читает)

«Снег растаял! Снег растаял!

Эта новость непростая!

Это значит, наступает

Настоящая ……весна.

Приглашаю в гости я.

Ваша долгожданная Весна!»

Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?  (Ответ детей)

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например, Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).

Ответы детей.

Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.

Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Смотрите ребята, что это?  (Дети видят, висит солнышко)

Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? (Ответ детей. Например, яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)

Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете? (Предположения детей)

Воспитатель: А давайте поможем солнышку, подарим её лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики)

Воспитатель: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!

А хотите попробовать какое оно солнышко теплое, ласковое, повторяйте за мной (Воспитатель, и дети делают массаж лица).

Самомассаж лица

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от   носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянемся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться).

Звучит звукозапись «Голоса леса».

Воспитатель: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.  Ребята, а как льется водичка? Давайте покажем? (с-с-с).

Смотрите, кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з).

А, слышите, квакают лягушки?

Воспитатель: Ребята, давайте поупражняемся вместе с лягушками.

Видео ролик

Артикуляционное упражнение «Лягушки»

Воспитатель: Пойдемте дальше.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам.  А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.

Загадки

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – … (Грач).

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его… (Скворец)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

(Дети вешают птиц на дерево)

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)

Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)

Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)

Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)

Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ детей)

А какие птицы прилетают последними? (Ответ детей)

(Аудиозапись пение птиц весной)

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Воспитатель: А каких весенних певцов вы знаете? (Ответ детей)

Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…. (Скворец)

Воспитатель: А кто-нибудь, знает, как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

(Дети садятся за столы)

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе (Воспитатель должен объяснять, что нужно сделать)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»).

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды (Правой рукой показывают).

И немножечко воды. (Левой рукой показывают)

Червячков мы поедим, (бью щепотью по левой ладони «клюют»)

С вами в небо полетим! (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).

Воспитатель: А весной чем питаются скворцы, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела и в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост. (Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает. (Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору. (Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных. (Ёж)

Кто, позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге? (Медведь)

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)

Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)

Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

(Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.)

Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит

А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Мы с вами вышли на солнечную поляну.  Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.

 Вам понравилось в гостях у Весны, а в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)

Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Хорошо ребята, вы - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...