Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы "Какие бывают мосты?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Россия – водная страна. В ней очень много больших и малых рек, поэтому мосты являются незаменимой частью в жизни современного человека. Они являются частью дорог, делают далекое близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosty.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы

Какие бывают мосты?

Введение

Актуальность.  

Чтоб преграду одолеть

Чтобы вовремя поспеть

 Чтобы речку обмануть

Через нее перешагнуть

Мастер так решил вопрос:

Он через речку сделал мост.

Россия – водная страна. В ней очень много больших и малых рек, поэтому мосты являются незаменимой частью в жизни современного человека. Они являются частью дорог, делают далекое близким. 

Цель моего исследования:

- узнать, какие бывают мосты

Задачи:

  • Познакомиться с историей создания мостов человечеством.
  • Ознакомиться с видами мостов.
  • Изготовить модель своего моста.

Продукт проекта: макет моста

Поисково-исследовательская деятельность

  • беседы с мамой и папой
  • чтение книг
  • просмотр видеосюжетов
  • экспериментирование

Основная часть

Итак, всё с чего-то начинается... Вот и первый мост был простейшим - деревянный, сделанный из цельного ствола дерева. Однажды буря свалила дерево, которое росло над обрывом у реки. Дерево упало верхушкой на другой берег, и получился мост! Посмотрел человек на это, почесал в затылке и вдруг сообразил: «Ага! Да ведь так можно перебираться через любую реку». Правда, по одному бревну ходить не очень-то удобно. Зато если срубить несколько деревьев и уложить их через реку рядком, то получится самый настоящий мост, по которому можно уже и пройти спокойно, и повозку с грузом провезти.

Позже берега, на которые опирался такой мост, стали укреплять камнем, сооружая на них главные опоры моста – устои. Земляной берег – штука ненадёжная: вдруг возьмёт и осыплется или водой его размоет в половодье.

Казалось бы, всем хорош такой мост. Но вот незадача: перекинуть его можно только через небольшую реку. А если река широкая? Талант мостостроителя способен победить любую преграду. И люди придумали кроме основных опор-устоев моста делать ещё и промежуточные. А ставили их прямо посреди реки! Выкладывали широкие столбы из камня, которые поднимались над водой, как утёсы. Если река не очень широкая, такую опору делали одну, а если пошире – две или три. Сколько надо было таких промежуточных опор, столько и выкладывали. Расстояние между ними делали по длине балки, а потом, как обычно, перекрывали балками все пролёты между опорами. И получался мост, по которому можно было перебраться даже через самую широкую реку. Правда, тут есть серьёзная проблема: промежуточным опорам нужно выдерживать мощный натиск водного потока, а весной во время ледохода по ним с силой бьют огромные льдины. Поэтому такие опоры делают очень массивными, крепкими, даже название им дали подходящее – быки́.

Именно так долгое время выглядело большинство мостов. Этот тип мостов называется балочным. Балочные мосты строят и поныне, только уже не деревянные, а стальные и железобетонные. Есть у балочного моста одна особенность: любая балка, лежащая на опорах, прогибается вниз даже под собственным весом. А уж когда по ней везут что-либо тяжёлое – и подавно. Поэтому возможность перевозить грузы по такому мосту ограничена прочностью его балок на прогиб. Чтобы было понятнее, о чём идет речь, можно провести маленький эксперимент.

Эксперимент 1. Я взял полоску бумаги из картона и два деревянных кубика, положил полоску между ними – это модель балочного моста. Было заметно, что бумажная «балка» чуть-чуть провисает. А когда я поставил на неё машинку, то она тут же прогнулась вниз. Балочный мост лучше, чем никакого моста, но вот большие тяжести по нему не перевезёшь - балки начинают прогибаться. Что же можно сделать в таком случае? Конечно же, подставить под длинный пролет опору!

Но даже при наличии промежуточных опор, балки под грузом прогибаются.

Эксперимент 2. Как же быть? Что сделать, чтобы полоска картона не прогибалась? Очень просто: нужно заранее чуть-чуть выгнуть её в обратную сторону, то есть вверх. Ну вот, теперь наша бумажная «балка» стала намного прочнее и даже способна, не прогибаясь, держать на себе тот же груз. У нас получилась модель моста, в основе которого лежит арка. Когда на неё давишь, она уже не прогибается, а лишь чуть-чуть пружинит. В этом смысл арочной конструкции – сделать мост прочным и устойчивым к тяжёлым грузам. Так появились арочные мосты.

Первые арочные мосты делали из камня. Для этого между береговыми опорами-устоями сначала строили деревянную форму в виде арки. Потом на неё укладывали камни так, чтобы они лежали как можно ближе друг к другу. Их скрепляли цементным раствором. Получался такой полукруглый «веер» из камней. Когда раствор застывал и сам становился прочным, как камень, то деревянную форму убирали, а каменный «веер» оставался висеть в воздухе. Теперь по нему можно было спокойно ходить пешком, ездить на коне или возить грузы на тележке.

Арочный мост надежен и красив. А если нужно наладить переправу через глубокое ущелье в горах? Арочный мост здесь невозможен. Опоры не поставишь, слишком высоко от дна ущелья. Для этого существует ещё один вид мостов – висячий/подвесной. Самый простой висячий мост – две веревки, переброшенные на другой край, между которыми уложены надежно привязанные дощечки. Еще в древности люди научились строить такие мосты. Но и в наши дни такие мостики можно найти в некоторых странах. Правда, такой висячий мост – сооружение хлипкое. И ветром его шатает, и от шагов начинает покачиваться, словно батут. Страшновато ходить по таким мостам, но других иногда нет.

Современные висячие мосты – настоящее чудо строительной науки. С их помощью перекрывают не только самые широкие реки, но и целые морские проливы. Висячая конструкция удобна тем, что на этот мост уходит мало строительных материалов и при этом не нужно выводить дополнительные опоры. Оказывается, такой мост прочнее того, что стоит, опираясь на берега. Только, конечно, висит мост уже не на канатах, и даже не на цепях, а на стальных тросах. Сначала по берегам реки строятся высокие столбы − пилоны, затем между ними натягивают толстенные тросы – гибкую нить, на которую с помощью множества тонких тросов подвешивается сам мост.

Отдельная разновидность мостов – вантовый мост. Он назван так, потому что напоминает парусник. Высокие пилоны моста, словно мачты, мост – палуба, а от палубы к мачтам на кораблях натягивают ванты. Отличительная особенность в том, что тросы крепятся по всей высоте пилона и натянуты как струна. Такие мосты самые молодые на нашей планете, их стали строить полвека назад, когда люди научились делать прочные канаты-ванты.

Еще один вид мостов - понтонные. Помните, в сказке царь велел Иванушке выстроить за одну ночь мост, чтобы царь мог по нему проехать в карете. Тогда герою помогло волшебное кольцо. В наше время есть такие мосты, которые можно построить за час, а не за ночь. Это плавучие мосты, пролеты которых опираются не на твердые опоры, а на плавающие в воде объекты - понтоны. Это прямоугольный плот, он сделан из стали, а внутри у него воздух, поэтому понтон не тонет и способен держать на себе груз. Это военный мост. Так работают инженерные войска. Их главная задача – быстро создать переправу. В наши дни понтонные мосты используются не только в армии. Их наводят там, где нет возможности построить более основательный мост.

Мосты – очень полезная вещь. Но бывает и так, что как раз мост мешает доставить людей или груз в нужное место. Ведь река – это тоже дорога. Представьте себе, плывет по реке корабль, а путь ему как шлагбаум перекрыл мост. Неужели придётся поворачивать назад? Конечно, нет. Для таких случаев был придуман еще один тип моста – разводной. В разводных мостах есть специальный механизм, который поднимает части моста вверх. И дорога для корабля свободна.

Заключение

В ходе работы над проектом я сделал вывод, что сооружение моста крайне ответственное дело. Мост должен быть прочным и безопасным. Современные архитекторы предлагают множество проектов, поражающих своей необычностью и разнообразием. Я попробовал сделать свой мост и вот, что у меня получилось (представление макета моста).

Список использованных источников и литературы

  1. Александр Ткаченко. Какие бывают мосты, М: Настя и Никита, 2017
  2. Е. Пермяк «Пичугин мост»
  3. Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Тело человека"

Помочь детям узнать свое тело, учить заботиться о своем теле....

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития во...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....