Проект "Солнце, воздух и вода"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Морозова Любовь Александровна

Познавательно-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solntse_vozduh_i_voda.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

(краткосрочный) в младшей группе

Тема: «Солнце, воздух и вода»

                                                                                                         

          Тип проекта: творчество -  исследовательский.

  Сроки реализации: 6 недель (6 июня – 15 июля)

          Участники проекта: педагоги и дети младшей группы.

 Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать.  Опыт, специально организуемый педагогом,  безопасен для ребёнка, он знакомит его с различными свойствами окружающих предметов. Это развивает мышление, логику, творчество ребенка. В процессе проведения опытов мною были использованы  следующие  виды деятельности: - игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная и коммуникативная. 

Актуальность проекта: Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга, период активного исследования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, солнце, вода, воздух  и многое другое – вызывает у него интерес. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу – вот основная задача педагога. Всем известно, что маленькие дети любознательны, они постоянно спрашивают старших обо всём на свете. Наш долг отвечать детям на их бесконечные вопросы, активно побуждать их пытливость. Ребята любят исследовать новые предметы. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны и удивляют. Реализация проекта способствует умению анализировать и делать простейшие обобщения.

Цель проекта: Развитие исследовательских, познавательных и творческих способностей  детей в процессе реализации проекта. Формирование представлений о солнце, воздухе, воде, как источниках важных для всего живого на земле. 

 Задачи проекта: 

1.Формировать познавательную активность детей при проведении исследований и наблюдений.

2.Дать детям элементарные представления о природных объектах  – солнце, воздухе, воды, их влиянии на окружающий мир.

3.Развивать умение изображать художественном творчестве, природные явления разными способами.

4. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Предполагаемый результат:

 1. К концу проектной деятельности дети должны знать, что солнце, воздух и вода, нужно всему живому на земле; солнце живет на небе; воздух имеет силу; вода течет.

2. Так же дети научатся изображать природные явления с помощью разных материалов.

3. Заметно возрастет интерес к состоянию природы: дети должны сами на прогулке определять и называть природное явление (солнечно, дождливо, ветрено).

   Реализация проекта  проходила в трёх этапах:                       

1. Подготовительный.

- Постановка цели и задач проекта.

- Определение его  актуальности и значимости.

- Подбор методической литературы для реализации проекта Подбор художественной литературы для детей,  и подвижных игр по теме.

2.Основной.(Исследовательский) Создание и проведение  исследований  для успешной реализации проекта.

 3. Заключительный. Развлечение «Солнце, воздух и вода»

Консультации для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду.»

 

Виды деятельности, название, цель.

« Солнышко  ясное»

Виды деятельности

Цель

Утро

Зарядка «Солнышко»

Наизусть 4 строчки

Цель: Повысить настроение детей. Укрепить мышцы верхних и нижних конечностей

«Солнышко, появись, красное, покажись»

«Смотрит солнышко в окошко».

1

Ознакомление с природой.  «Учимся радоваться солнышку и природе».

Наблюдение на прогулке

Беседа  «Солнце -  друг или враг?»

 

 

Цель: Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Цель: Учить наблюдать за солнышком.

Цель: Познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, расширять представления о пользе и вреде солнца, сформулировать правила поведения в жаркий день.

2

Чтение сказки К.И. Чуковского

«Краденое солнце»

 Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко».

 Разучивание потешек, прибауток, закличек.

Цель: Дать понятие о значимости солнца для всего живого.

Цель: Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
Цель: Способствовать развитию моторики рук.

3

 Игры – опыты

 Театр теней

 

 «Солнечные зайчики»

«Краденое солнце»

4

Рисование

«Лучики для солнышка»

(коллективная работа)

 

 Аппликация 

(индивидуальная работа)

«Лето»

Лепка «Солнышко»

 

 

 

Цель: Закреплять знание цветов, отрабатывать приемы работы с кистью.

Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце, трава, цветы)

Цель: Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями в ладонях.

5

Музыкальные произведения для прослушивания

Песня  «Улыбнулось солнышко»

 

Музыкальная игра «Солнышко и дождик»

6

Просматривание мультфильмов

«Рыжий, рыжий, конопатый»

 

Игра-ситуация

«Солнечные зайчики.»

Цель: Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

                     

    

«Воздушные чудеса»

Виды деятельности

Цель

Утро

Зарядка «Ветерок»

Наизусть 4 строчки

Цель: Повысить настроение детей. Укрепить мышцы верхних и нижних конечностей

«Я возьму воздушный шарик»

«Синий шарик надувной»

«Три воздушных шарика я держу в руке»

1

Ознакомление с природой «Свойства воздуха»

Беседы « Воздух нам необходим»

 

Наблюдение на прогулке

«Наблюдение за ветром»

«Наблюдение за воздушным змеем»

 

Цель:  Познакомить детей с воздухом.

 

Цель: Формировать представление о значении воздуха для практических целей  человека.

Цель: Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.

Определять силу ветра (сильной – слабый)

2

Чтение художественной литературы. Отрывок из сказки А.С. Пушкина

 

 «Ветер по морю гуляет…»

«Ветер, ветер, ты могуч».

3

Экспериментирование

 «Лодочка»

 Игры – опыты

 «Что в пакете?»

 

Цель: Показать, что воздух обладает силой.


Цель:  Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве. 

4

Музыкальные произведения для прослушивания

« Послушный ветерок». Развивать умение правильно дышать, ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

Звуки природы: ветер, ураган, шторм…

Песня «Ветерок».

5

Игры.

«Пускание мыльных пузырей»

Стимулировать двигательную активность

Игры с вертушками.

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.

«Водичка, водичка»

Виды деятельности

Название, цель

Утро

Зарядка «Кораблики»

Наизусть 4 строчки

Цель: Повысить настроение детей. Укрепить мышцы верхних и нижних конечностей

«Дождик, дождик, пуще…»

«Как на беленький снежок»

«Водичка, водичка…»

1

Ознакомление с природой «Водичка - водичка»

Беседа «Для чего нужна вода?»

 

 

 

 

Цель: Формирование представлений о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям).

 - (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения).

 

2

Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание потешек, прибауток, закличек

Цель: Закрепить знания детей о личной гигиене. При помощи воды и мыла.

3

Игры – опыты

«Теплая и холодная»

 

Экспериментирование

«Переливание воды». 

 

 

Цель: Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может быть теплой и холодной.

Цель: Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

4

Рисование

«Капает дождик»

 

 

Аппликация

(индивидуальная работа)

«Кораблик плывет по морю» 

 

 

 

Цель: Научить рисовать разные по длине линии и капельки.


Цель:  Развивать умение наклеивать готовые формы (волна, кораблик)

5

Музыкальные произведения для прослушивания

«Звуки природы» ( ручеёк, волны, дождик). 

Музыкальная игра «Солнышко и дождик.»

 

 

 

 Эксперименты, исследования, опыты.

        
1. Что в пакете? Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

2. Лодочка. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги.

3. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, её останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

4. Теплая – холодная. Воспитатель показывает две емкости, объясняет что, в одной вода теплая, а в другой холодная. Предлагает детям опустить в емкости пальчики и определить какая вода.

 


  Игры.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко! »
« Солнышко, солнышко, золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей,
И сугробы тают, тают, а цветочки подрастают»
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Воспитатель берёт зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разных направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
6. Подвижная игра «С вертушками» На прогулке воспитатель показывает, как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится.  По сигналу «ветер» - все бегут, по сигналу «ветра нет»- все стоят.


Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика- Синтез, Москва, 2015-366с.

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» в младшей группе детского сада, Дыбина О.В. Мозаика- Синтез, 2015-72 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

Солнце,воздух и вода- наши верные друзья

Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Лето для дошкольников таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года.В виду того, что в летнее время в группу приходят дети – новички (из других групп и детских садо...

"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"

краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...