Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
статья по окружающему миру (старшая группа)

Сильвендойн Галина Николаевна

В статье описаны основные направления внедрения экологического проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сильвендойн Г.Н., воспитатель СПб ГКУЗ СПНДР №13

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников

(из опыта работы)

Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта – реализация образовательной программы.

 Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.

В доме ребенка №13 проводятся следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая инициатива, экологическая почта.

Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию.

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди общественности. Дети видят отношение окружающих к природе, организацию мероприятия и сами в нем участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Цель проведения экологических акций - формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети +социальные партнеры);
  • этапы:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Экологический марафон 

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, педагогов).

Задачи:

1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, детей;

2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;

3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;

5. Обеспечение непрерывности экологического образования.

Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ПНДР заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях.

Это сотрудничество с ДОУ, общеобразовательными школами, библиотеками.

Список литературы

1. Аллаярова Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.–С.27–28.– План работы на экологической тропе в старшей группе.

2. Аллаярова Р.Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г.Новый Уренгой]/ Р.Ф.Яллаярова, О.А.Василихина//Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С.23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".

3. Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.

4. Матвеева Т.В. Красная книга Забайкалья: (организация работы в подготовительной к школе группе)//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 6.–С.44–47.

5. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.– № 2.–С.59–67.

6. Мингазова Р.А. Экология и современные технологии//Экология в школе. –2010. – № 4. –С.46–49.–Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...