Центр экспериментирования «Познайка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волошенко Анна Геннадиевна

Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию центр экспериментально-исследовательской деятельности «Познайка».

Целю данного центра является практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Исходя из этого структуру нашего центра можно представить в виде следующей схемы.

Из  которой видно, что он состоит из семи основных зон.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр экспериментирования « Познайка » в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» Подготовили: Волошенко Анна Геннадиевна, воспитатель 1 категории Устьянцева Евгения Александровна, воспитатель 1 категории Коркино, 2021

Слайд 2

Центр экспериментальной деятельности « Познайка » «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » народная мудрость

Слайд 3

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка. Задачи: Обучающие -расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; -обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; Коррекционно-развивающие -развитие речевых способностей; - развитие мыслительных способностей; - развитие мелкой моторики и координации движений; -развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; -развитие внимания и памяти; - формирование навыка коллективной деятельности ; Воспитательные -создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; -создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; -воспитание усидчивости и аккуратности;

Слайд 4

схема

Слайд 5

1 зона м ини-лаборатория «Удивительное рядом»

Слайд 6

Блок «Звук» Блок «Свет и цвет» Блок «Запах»

Слайд 7

Блок «Воздух» Блок «Вода»

Слайд 8

Блок «Песок» Блок «Магнетизм»

Слайд 9

2 зона «Природный уголок»

Слайд 10

Макеты

Слайд 11

3 зона Мини-музей « Белочкина кладовая»

Слайд 12

Коллекция камней, пуговиц, ракушек Коллекция семян и плодов, мини-гербарий

Слайд 13

Коллекция часов Коллекции ткани, картона, бумаги

Слайд 14

Коллекция насекомых Коллекция бабочек

Слайд 15

4 зона – «Огород на окне»

Слайд 16

6 зона «Хочу все знать» 5 зона «Игротека»

Слайд 17

Тематические альбомы Валеология

Слайд 18

7 зона «Методическая литература»

Слайд 19

Центр воды и песка Световой стол для рисования песком

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Паспорт центра экспериментальной деятельности «Познайка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Воспитатели: Волошенко Анна Геннадиевна,

 воспитатель 1 категории

 Устьянцева Евгения Александровна,

 воспитатель 1 категории

г. Коркино

2021 г.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование центра

«Познайка»

ФИО, должность творческой группы

Волошенко Анна Геннадиевна, воспитатель 1 категории

 Устьянцева Евгения Александровна, воспитатель 1 категории

Предназначение

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту, вступившему в силу в 2013 году, одним из основных принципов дошкольного образования является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». То есть ребёнок полностью вовлечён в процесс своего обучения. Он должен сам захотеть познать то или иное явление, для этого лучше всего подходит экспериментирование.

Экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Проживаемое на собственном опыте лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Ребёнок из наблюдателя превращается в участника.

Это особенно важно для детей с нарушениями речи, так как эти нарушения обычно сопровождают и другими особенностями:

- слабая концентрации внимания;

- снижение вербальной памяти;

- уменьшение скорости мыслительных операций;

- отставание в развитии мелкой моторики;

- трудности при выполнении словесных инструкций.

При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего занятия. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте.

Место размещения центра 

Центр экспериментирования располагается в групповой комнате

Место хорошо освещено;

 Центр содержит достаточное количество природного и бросового материал и др. Емкости, коллекции, пробирки, микроскопы и т.д.

Все материалы находятся в доступном месте для детей, систематически проводится ремонт, обработка материала.

Достаточное количество материала для свободного выбора детей; периодическая сменяемость материала.

Возможность переносить материал в любое удобное место группы.

Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их использования.

Одновременно в центре могут работать 6 детей.

Адресная направленность

Центр предназначен для воспитанников старшей группы (5-6 лет) и родителей воспитанников группы, где проводится непрерывная образовательная деятельность по образовательным областям с детьми старшего дошкольного возраста; поисково-исследовательская деятельность детей в режимных моментах с использованием различного материала.

Цель

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Задачи

Обучающие

-расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;

-обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата

Коррекционно-развивающие

-развитие речевых способностей;

- развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

-развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

-развитие внимания и памяти.

-обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);

-формирование навыка коллективной деятельности.

Воспитательные

-создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

-создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

-воспитание усидчивости и аккуратности;

-развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;

-развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Меблированная оснащенность

- стеллаж напольный – 3 шт

- стулья детские – 6 шт

- стол – 1 шт

- световой песочный стол

- стол вода-песок

ЗОНЫ ЦЕНТРА

1 зона – Мини - лаборатория «Удивительное рядом»

(состоит из 7 блоков)

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев);

-Бросовый материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты, скрепки).

I блок «Волшебница-вода» материалы для изучения свойств воды

пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда

II блок «Воздух - невидимка» материалы для изучения свойств воздуха

трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки

III блок «Свет и цвет" материалы для изучения свойств света, цвета

фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок)

IV блок "Звук" материалы для изучения свойств звука

киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники

V блок "Запах" материалы для изучения свойств и различения запахов

мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи ароматизированные, пробники духов

VI блок «Магнетизм» материалы для изучения свойств магнита

VII блок

«Песок»

Материалы для изучения свойств песка

разные магниты, скрепки, металлические предметы

кинетический песок, сыпучий песок, формочки, сита, совочки

2 зона - Уголок природы.

модели:

- календарь природы (времена года),

- дни недели,

-части суток;

- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

- карты мира; атласы;

- уменьшенная модель нашей Земли – глобус;

- алгоритмы опытов и экспериментов;

макеты (выставляются соответственно темам недели) :

- «Животные Севера»

- дерево «Четыре сезона»

- «Весна»

-«Африка. Дикие животные»

- «У бабушки в деревне»

- «Космос»

- «Зимний лес»

- «Лес»

- «Аквариум»

тематические альбомы:

- дикие животные и их детеныши

- домашние животные и их детеныши

- дикие птицы и их детеныши

- домашние птицы и их детеныши

- городские птицы

- луговые цветы,

- садовые цветы,

- злаки

- комнатные растения

-паспорт комнатных растений

- насекомые,

- земноводные

-морские обитатели

-пресноводные обитатели

- заповедники России

-деревья

-овощи

-фрукты

-грибы

-ягоды

-природные явления

-что из чего

-планеты Солнечной системы

-цвета радуги

-крупы

-витамины – наши друзья

-заповеди здоровья

-такая разная вода

инвентарь:

- фартуки для дежурных,

-лейки,

-опрыскиватель,

-кисточки,

-тряпочки,

-лопатка

-рыхлитель.

3 зона – Мини - музей «Белочкина кладовая»

коллекции:

- крупы

- семена

- ткань

-бумага

- ракушки

- камни

- насекомые

- бабочки

- пуговицы

- часы

4 зона – «Огород на окне»

Посадки:

-овес,

-лук,

-салат,

-фасоль,

-петуния,

-бархатцы,

-перец сладкий,

-помидор

 

5 зона – Игротека

-Развивающая игра «Мир животных»

-Лото «Кто где живет?»

-д\и «Кто в домике живет»

-д\и «Живая природа»

-д\и «Гнездо, улей, нора»

-занимательная викторина «Природа»

-н\и «Про животных»

-д\и «Мир животных»

-лото «Угадай животных»

-лото «Фрукты, ягоды и овощи»

-лото «Растения-животные»

-д\и «Дары природы»

-д\и «Мир животных»

-д\и «Времена года»

-д\и «Чей домик?»

-д\и «Чей малыш?»

-игра-мемо «Животные»

-д\и- асоциации «Времена года»

-лото «Кто где живет»

-лото «Бабочки»

-д\и «Круглый год»

-д\и «Ветки и детки»

-лото «Времена года»

-д/и «Чьи следы?»

-лото «Загадочные животные»

-д/и «Что за чем» (развитие птиц, растений, животных, человека)

-д/и «Что из чего»

-д/и «Зимнее лото»

-д/и «Полезные и вредные продукты»

-лото «Будь активным и здоровым»

- «Валеология или здоровый малыш»

- «Как расти здоровым»

- «Если малыш поранился»

- макет «Челюсть человека»

- макет «Внутреннее строение человека»

- макет «Скелет человека»

6 зона -  «Хочу всё знать» (познавательная литература для детей)

- Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.

- Школьник Ю.К. Атлас животных. - М.: Эксмо, 2011. – 96 с.

- Энциклопедия «Секреты природы», 1999

- Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. планета Земля / Науч.-поп.издание для детей. – М.: РОСМЭН, 2019. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН)

-Михайлов С. Моя первая энциклопедия. Животный мир России. – М.: «Детский мир», 2012

-Почемучкам обо всём на свете. Малоизвестные съедобные грибы. № 10, 2012

- Султанова М. Простые опыты с воздухом. Для дошкольников. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

-Султанова М. Простые опыты с водой. Для дошкольников. – М.: «Хатбер - пресс», 2016.

-Султанова М. Простые опыты с бумагой. Для дошкольников. – М.: «Хатбер - пресс», 2016.

-Султанова М. Простые опыты с природными материалами. Для дошкольников. – М.: «Хатбер - пресс», 2016.

- Султанова М. Удивительные превращения. Как производят продукты питания. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Удивительные превращения. Как производят разные материалы. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Маленькому почемучке. О планете Земля. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Маленькому почемучке. О море. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Маленькому почемучке. О птицах. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Маленькому почемучке. О животных. – М.: «Хатбер -пресс», 2016

- Султанова М. Маленькому почемучке. О продуктах питания. – М.: «Хатбер -пресс», 2017

7 зона - Методический центр

- Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -64 с.

- Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.  - 96 с.

- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 128 с. (Библиотека воспитателя).

- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. и испр. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с. (Ребенок в мире поиска).

- Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с. (Ребенок в мире поиска)

- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

-Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 320 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

-Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Осень. Старшая группа (от 5 до 6 лет): комплект из 16 технологических карт / авт.-сост. Батова И.С. – Волгоград.: Учитель, 2017 с.

-Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Зима. Старшая группа (от 5 до 6 лет): комплект из 16 технологических карт/ авт.-сост. Батова И.С. – Волгоград.: Учитель, 2017 с.

-Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Весна. Старшая группа (от 5 до 6 лет): комплект из 16 технологических карт/ авт.-сост. Батова И.С. – Волгоград.: Учитель, 2017 с.

-Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Лето. Старшая группа (от 5 до 6 лет): комплект из 16 технологических карт/ авт.-сост. Батова И.С. – Волгоград.: Учитель, 2017 с.

- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2014. –333 с.

- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 304 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

- Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 1998 г.

- Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников «Неизведанное рядом»

(на основе сборника Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведан-ное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»)

-дневник наблюдений за погодой

-дневник наблюдений за ростом и развитием овощей

-алгоритмы

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Виды деятельности

-эксперименты в виде игр

-моделирование

-опыты

Формы работы

- занятия - путешествия

- беседы познавательно-эвристического характера

- проектная деятельность

- лабораторные работы

- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением

- прослушивание аудиозаписей

- дидактические и развивающие игры, упражнения

- предметные недели

- рассматривание, обследование, наблюдение

- решение занимательных задач, проблемных ситуаций

эксперименты и опыты

- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы

- экскурсии и целевые прогулки

работа в уголке природы

- дидактические и сюжетно-ролевые игры

- практические упражнения

- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами

-коллекционирование 

(классификационная работа)

- рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях

- создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет

- создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, (в уголке природы, в лаборатории и др.)

- совместное творчество детей и родителей (мини выставки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу».  (с 18 по 22  мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Паспорт центра экспериментальной деятельности «Познайка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Паспорт центра экспериментальной деятельности «Познайка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.Согласно новому федеральному государственному образовательному станд...

Конспект по экспериментированию в средней логопедической группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектсредней группе ТНРс использованием технологии экспериментирования«Пейте куклы вкусный сок»Цель: сравнить свойства воды и сока, выявить способность красок растворяться в воде и изме...