«Путешествие по России с остановкой в г. Валуйки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воропаева Ольга Владимировна

Обобщение и систематизация знания детей о России.

Формироваие уважительного отношения к государственным символам.

расширение знания детей об истории родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_voropaeva_o._v.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по России с остановкой в г. Валуйки»

Программные задачи:

Обобщить и систематизировать знание детей о России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

расширить знания детей об истории родного города;

закрепить и уточнить знания детей о достопримечательностях города;

расширить словарный запас по лексической теме: «Город»;

расширять знания детей о  людях, защищавшими наш город – героями – освободителями.

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Оборудование: предметные картинки с изображением достопримечательностей города Валуйки, альбомы и книги,  посвященные городу Валуйки и знаменитым людям города Валуйки и Валуйского района, разрезные картинки достопримечательностей города,  МР3 песня.

Слушают песню о Родине. После встают в круг.

-О чем вы слушали песню?

Вы любите путешествовать? Но в путешествие мы с вами отправимся не одни

-Сегодня к нам в группу утром пришло письмо от инопланетянина.  

-Он тоже хочет путешествовать вместе с нами.  

-Кто это? (Лунтик.)

- В письме написано, что ему очень нравится наша планета. Только он не знает как она называется?  (Земля )

Инопланетянин:  Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.

Воспитатель: Давайте расскажем о своей стране , о Родине, о  маленьком, лбимом городке Валуйки.

- Как называется страна, в которой вы живете?

Дети:  Россия.

Воспитатель: А что такое - Россия?

Дети:  Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т.д.

Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?

Дети:  Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны?

Дети и гость: Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся!

Станция «Историческая».

-Я вам рассказывала ,что Россия очень большое государство , в нем много городов , рек ,лесов. Наша родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад.

- А как называлась наша страна? (Древняя Русь)

-Какие были дома в то время?

-Где селились наши предки?  Как в то время называли наших предков?

Воспитатель: Славяне были очень гостеприимными ,когда к ним заходил какой – нибудь странник ,они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался и до сих пор.

-Кто знает стихи о родине?

Великую землю,

Любимую землю

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица...).

- Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи...).

- Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти).

- Какой сувенир считался символом России? (матрешка).

Станция «Государственная»

- Россия занимает огромную территорию. Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

- А кто из вас знает, как называется столица нашего государства?

 (Москва).

-Кто прочитает стихотворение о столице - Москве.

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

Воспитатель - Дети, бывает большая Родина, а бывает малая. Наша большая Родина это (Россия). А значит мы кто? (Россияне)

Стихотворение читает  

Взгляните на карту Великой России

На ней вы найдёте наш город родной

Душой мы и сердцем его полюбили

И он нам дороже любых городов.

Станция «Валуйская»

Воспитатель: -Вот эта точка наша малая родина, наш любимый город. А вы знаете, как он называется? (Валуйки), значит мы кто?(валуйчане) жители одного из самых красивых городов России. Один из тысяч городов России.

Поиграем в игру «Закончи предложение».

1.Мы живем в городе…. (Валуйки).

2. Почему город  Валуйки  так назван? (Наш город Валуйки был построен на слиянии двух рек (Валуй и Оскол), и река Валуй подарила ему это имя.)

3. Жители города называются… (Валуйчане).

4. Как   называют людей проживающих в городе Валуйки?- (валуйчане)

5. Как   называют мальчика проживающего в городе Валуйки? - (валуйчанин)

6. Как   называют девочку проживающую в городе Валуйки? -  (валуйчанка)

7.  Наша страна.. (Россия) .

6. Столица России… (город Москва) .

Воспитатель: А сейчас давайте прогуляемся по нашему городу, познакомим нашего гостя, Лунтика с нашим любимым городом Валуйки.

Много лет тому назад на крайних южных границах Московского государства для его защиты от набегов крымских татар был основан город- крепость… (Валуйка). В каком году это было? Кто расскажет?

Это было в 1593 году.

Воспитатель: Наша малая Родина-город Валуйки, город,  в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом.

-Чем вам нравится наш город?

И мы с вами расскажем о Белгороде: какой

он?

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Валуек. Каждый ребенок говорит, какой город Валуйки у него на открытке, почему, ставит свой цветок в вазу)

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.

Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему,

и ставит свой цветок в вазу)

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.

Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему,

и ставит свой цветок в вазу)

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали.

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.

Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему,

и ставит свой цветок в вазу).

 (Собраны: наш, мой город, город Валуйки- праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный…)

мой город, город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной,  

древний,  спортивный,  культурный,  духовный,  молодой, белый).

мой город, город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной,  

древний,  спортивный,  культурный,  духовный,  молодой, белый)

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.

Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему,

и ставит свой цветок в вазу)

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.

Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему,

и ставит свой цветок в вазу

Дети: Он красивый,  чистый, в нём есть достопримечательности. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, рядом с селом  лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.

Воспитатель: По берегам рек Валуй и Оскол  раскинулись луга, которые весной и летом превращаются в пёстрый ковёр с множеством стрекоз, пчёл, кузнечиков и других насекомых. В жаркий летний день можно спрятаться в тени от ракит, примостившихся по берегам, которые потихоньку размывает вода. В водах Валуя и Оскола полощут косы, склоняясь до середины заводей, ивы. Цветут кувшинки, в прозрачных водах лениво ходит рыба. Заповедные дубравы, березовые рощи, белые горы…

 

Стихи

Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая, малая Родина моя!

Воспитатель: В нашем городе тоже много исторических  мест. Благодарные валуйчане в память о своих земляках , проявивших чудеса мужества и отваги установили у мемориала «Скорбящей матери» бронзовые бюсты Героев Советского Союза. Так появилась в городе Аллея Героев, памятник-танк, ко дню освобождения Валуек, дом –музей Н. Ф. Ватутина.  С 5 июля 1942 года Валуйский район был оккупирован фашистами, а 19 января 1943 года в ходе Острогожско-Россошанской операции освобожден частями 7-го кавалерийского корпуса и 201-ой отдельной танковой бригады. Более 1600 валуйчан погибли  от рук фашистов за годы оккупации. В лесных массивах района против захватчиков действовало 3 партизанских отряда.

Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое подвиг?

Воспитатель: Кто совершает подвиг?

Просмотр альбома «Жизнь опалённая войной»

Воспитатель: Наш край является родиной прославленного полководца Великой Отечественной войны, генерала армии Н.Ф.Ватутина.

Рассказ о Н.Ф. Ватутине.

Родился Н.Ф.Ватутин  16 декабря  1904 в селе Чепухино в семье крестьянина. Окончил начальную школу, уездное училище. Участник гражданской войны. В 1922 году окончил пехотную школу, потом высшую школу и военную академию. Во время ВОВ Н.Ф.Ватутин командовал войскам  Воронежского, Юго-Западного и 4Украинским фронтом. Принимал участие   в  Сталинградской, Курской битвах  и битве за Днепр. У генерала Ватутина много наград, ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Валуйчане гордятся своими историческими истоками. Свидетельством тому служат мемориальные сооружения, памятники истории и культуры.

Воспитатель:

-Какие памятники вы знаете?
-Это Валуйский историко-художественный музей
, много храмов, монастырь.

Воспитатель: Сегодня Валуйки - районный центр Белгородской области. Он известен как город пищевиков и железнодорожников. А его нынешнее и будущее развитие напрямую связано с предприятиями перерабатывающей промышленности – флагманами валуйской экономики. У нас в городе много заводов:  Валуйки-сахар,  «Лабазь» (мука),  Валуйский комбинат растительных масел, птицефабрика,  молочный комбинат, мясокомбинат, хлебозаводы.

С каждым годом он становится краше и уютнее, благоустраиваются его улицы и дворы, вводятся в строй новые здания ,обретают современный облик школы и храмы.

И все это происходит благодаря Валуйчанам, искренне любящих родной край и своими руками, добросовестным трудом преображающим землю отцов и дедов.

В наших силах продолжать укреплять благополучие малой родины работаться о ее развитии и процветании.

Физкультминутка «Мы по городу идём»

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениям

Люблю по городу гулять, (идут по кругу) .

Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо)

Люблю считать: (хлопают в ладоши)

Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы),

Два – детский сад, куда хожу.

Площадь с фонтаном – это три,

Если хочешь – посмотри.

Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.

Пять – гуляю я опять

Школа искусств – это шесть

И талантов там не счесть.

Музыкальная школа – это семь,

Музыка нужна нам всем.

Восемь – это бассейн,

Девять – это Храм

Магазин куда хожу

Очень город свой люблю!

Воспитатель: В нашем родном городе есть тоже свой герб.

Рассказ о гербе

На гербах отражались главные особенности, присущие тому или иному городу - хозяйство, занятие населения, реальные исторические события. Присвоение гербов небольшим Уездным городам свидетельствовало о важности этой территории. Получил такой герб и наш город.

(обучающиеся рассматривают графическое изображение герба г.Валуйки).

Основная часть герба - щит. В верхней части современного герба нашего города изображён герб города Белгорода, так как Валуйки входят в Белгородскую область. В нижней части изображён герб города Валуйки: на зелёном поле – горка яблок - символ изобилия и садоводства в нашем крае.

Стихи дети

Горка яблок на фоне зеленом

Символ изобилия и плодородия.

Герб города Валуйки и Валуйского района -

Маленькой частицы Белогорья.

Воспитатель: - Дети, почему изображен герб города Белгород?

- Правильно, так как мы входим в состав Белгородской области.

Станция «Белгородская»

Послушайте стихи о нашем Белгороде:

Один из тысяч городов России

На берегах реки седой

Овеян богатырской силой -

Красивый, мудрый, молодой...

Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал  город Белгород?

(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде: какой он?

Воспитатель: И почему же наш областной город называют Белым городом? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).

Дидактическая игра "Что покажем гостям Белгорода?"

Что мы можем показать нашему гостю Лунтику? Вечный огонь на Соборной площади,    Драматический    театр    Щепкина,    памятник    князю Владимиру, Университет, аллея Героев в парке Победы.

Рассказ о гербе Белгородской обл. Синий цвет  - это небеса, зеленый символ – изобилия ,орел – символ храбрости, силы, победы ,величия. Лев – символ смирения, справедливости, милосердия.

Рассказ о флаге Белгородской области.

Синий крест-слава ,честь и верность.

Белый- чистота, мудрость, мир.

Красный – кровь, пролитая защитниками Отечества.

Зеленый – свободу, изобилие.

Черный – скромность, благоразумие.

Пословицы

Береги землю родную, как мать любимую.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины - соловей без песни.

Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина любимая, что мать родимая.

Родина-мать, умей за нее постоять

Нет в мире краше Родины нашей

Воспитатель: 

Вот и заканчивается наше путешествие ,что вы нового узнали? -Я думаю Лунтику понравилось наше путешествие. И на своей далекой планете он всем расскажет об удивительной стране , которая называется  Россия и красивом городке Белгородской области.  

Есть городок по имени Валуйки.

А в нем судьбой позволено мне жить.

Здесь родников живительные струйки

Даруют радость Родину любить.    

Б.Ковтун

А в память я вам подарю сувенир России – матрешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...

«Путешествие по России с остановкой в г. Валуйки»

Обобщение и систематизация знаний детей о России.Формирование уважительного отношения к государственным символам.расширение знаний детей об истории родного города...