"Путешествие по глобусу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ястребова Анастасия Николаевна
Воспитывать у детей любовь к родному городу, к стране, в которой они живут.
 
Активизировать речь детей, расширить запас слов, познакомить с понятиями «глобус», «полюс», «материк».
 
Оборудование: глобус.
 
Ход занятия:
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.
 
Хоромы у меня невелики,
 
А шар земной вместили, как ни странно:
 
Здесь уместились все материки,
 
Четыре необъятных океана.
 
Верчу рукою глобус на столе,
 
Разглядываю страны и границы:
 
У толстяка на голубом челе
 
Палитра многоцветная искрится.
 
Что ни оттенок цвета, то народ;
 
Что ни страна, то новая окраска…
 
С материка на материк ползёт
 
И по морям плывёт моя указка.
 
Мне шар напоминает силача,
 
Чья голова укрыта облаками.
 
Глянь – свесилась Америка с плеча,
 
Сжал Азию он крепкими руками.
 
Льды Арктики на спину взгромоздил,
 
Полярную на лоб надвинул шапку,
 
Стопы на Антарктиде укрепил
 
И всю Европу крепко взял в охапку.
 
Всю Африку – на правое бедро,
 
Австралию – на левое колено;
 
Всё зло земли и всё её добро
 
Вращает неустанно, неизменно.
 
- О чём, ребята, это стихотворение? (Правильно, о глобусе).

- Что изображено на глобусе(Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).

- Посмотрите, ребята, это глобус.

ГЛОБУС – это точная модель (изображение) земного шара, только уменьшенная во много раз.- Почему глобус круглый?

(ответы детей)

- Для чего нужен глобус?

(ответы детей)

- Для того, чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и ее форму.

- Что изображено на глобусе?

(ответы детей)

Большой глобус сделать трудно, и он был бы неудобен в обращении. На обычных школьных глобусах можно передать лишь самые общие очертания материков, горных стран, низменностей, крупных рек, а небольшие государства изобразить пятнышком, столицы кружком.

Наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

- Что же есть на нашей планете Земля? (ответы детей)

Прежде всего, на Земле есть два полюса. Как они называются?

(ответы детей)

Один – Северный, другой – Южный. Северный – сверху земного шара (показывает). Южный – внизу. Они покрыты мощными толщами льда. Арктика и Антарктида. Снег никогда не тает. Очень холодно, солнца не бывает по полгода, длится полярная ночь. Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе нет суши, там океан покрыт льдами. Он так и называется Северный Ледовитый. На Южном полюсе еще холоднее. Там есть суша – материк, который покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.

- Что еще есть на планете? (ответы детей)

- Что обозначено голубым цветом? (вода)

- Чего больше на Земле воды или суши?

- Большая часть Земли покрыта водой – это моря, океаны. Может быть знаете, как называются некоторые из них? (ответы детей) Вода – это моря, океаны, реки, озера, пруды и т. д.

- Что еще есть на планете Земля, кроме морей и океанов?

(ответы детей)

Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша.

- А нам пора немного размяться.

Физминутка

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

-Продолжим дети. Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша. Вот самый большой материк – Евразия. Это вместе Европа и Азия. Этот материк расположен в северной части земного шара.

Вот следующий материк – Африка (показывает) Слышали про нее? (ответы детей)

Африка расположена посередине земного шара. Там тепло, круглый год лето. Теперь я покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей (показывает Америку)Америка состоит из двух частей: Северной и Южной

Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Это суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показывает)

А сейчас мы с вами сделаем из пластилина маленькую модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая) Берём пластилин и скатываем из него гладкий шар.

Все рассматривают и любуются глобусом.

-А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк, где наш город? Как называется наш город?

(ответы детей)

Показывает границу России, рисует красную звездочку в месте, где находится наш город и пишет название города. Главный город, столица России – Москва (тоже рисует звездочку).

-Теперь вы знаете, что такое земной шар, где находится наша страна и наш город.

Итог занятия

-С чем мы сегодня познакомились(С глобусом)

- Что такое глобус(Модель нашей Земли).

-Что изображено на глобусе(Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).

-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много о глобусе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по глобусу»

Конспект НОД в подготовительной английской группе «Путешествие по глобусу»...

«ПОМОЩНИКИ В ПУТЕШЕСТВИИ: ГЛОБУС И КАРТА»

Конспект открытого занятия по курсу «Здравствуй, мир!»для старшей группы...

конспект занятия "Путешествие по глобусу"

конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по глобусу"  с аппликацией....

Путешествие вокруг глобуса: суша

Задачи:- продолжать знакомить детей с глобусом  и картой,- познакомить с названиями материков;- различать на карте и глобусе разнообразие видов суши: пустыня, лес, горы (по цвету, условному изобр...

Конспект занятия "Путешествие по глобусу"

Цель: расширять представления детей о земном шаре, продолжая знакомство с глобусом....

Познавательный проект "ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ГЛОБУСУ" для детей 5-7 лет

Цель проекта: Развитие познавательной активности детей через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Задачи проекта:- Формирование предста...