"Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кудряева Мария Николаевна

Конспект викторины по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.znatoki_prirody.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города Ржева Тверской области

Викторина по экологии

 старшая группа

 «Знатоки природы»

2023год

Подготовила педагог дополнительного образования : Кудряева М.Н.

Цель: углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе; обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания детей по экологии;

формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать способам познания окружающего мира.

Развивающие: развивать познавательную активность, смекалку, воображение, логическое мышление, развивать доброжелательную атмосферу командной игры: чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды.

Воспитывающие: формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственности, эстетические чувства.

Материал: презентация на электронном носителе; карточки - животных и птиц; д/и «С какого дерева листок»; бросовый материал для игры «Экологический десант»; запись «Зверобики»; знаки «Правила поведения в природе»; диплом, приз.

Ведущая:

Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепный растительный и животный мир.

Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту, окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

- А что такое природа, вы знаете? Назовите: деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери, вода, ветер…

Ребята, вы любите играть? (Да.)

 Сегодня я вам предлагаю необычную игру, это игра - викторина. Называется она «Знатоки природы». Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки? (ответы детей)
Ведущая:

Да, знатоки – это умные, знающие люди, сообразительные и смекалистые. Настоящие знатоки. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды, «Солнышко» и «Радуга».

(еети делятся на две команды, и выбирают капитанов)

Каждый должен знать правила нашей игры:

1. Вопросы выслушивать внимательно.

2. Не подсказывать, не выкрикивать.

3. Если готовы ответить, поднимайте руку, за каждый правильный ответ даётся жетон (кружок).

Первое задание – разминка, команды отвечают на вопросы по очереди.

«Разминка»

Вопросы для команды «Солнышко»:

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

• Как назвать детеныша медведя? (медвежонок)

• Какая птица лечит деревья? (дятел)

• У какого дерева белый ствол? (у березы)

Вопросы для команды «Радуга»:

• Каким словом называют птиц, которые остаются с нами зимой? (зимующие)

• Когда ягоды поспевают? (летом)

• Как назвать детеныша лисы? (лисенок)

• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

1 задание. «Кто быстрее»

Команды получают разрезные картинки. Участникам нужно выложить на столах фигуры лесных животных и птиц.  Побеждает та команда, которая быстрее и справиться с заданием.

2 задание. «Лесные загадки»

 (Дети отгадывают загадки, каждая команда по очереди).

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек? Это был колючий (ежик)

3. Хоть я родственник свиней, я выносливей, сильней.

Смелость, ловкость мне дана. Узнаёте. (кабана)

4. Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый (лось)

5. Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло. (сова)

6. Я на ёлке на суку

Счёт веду«Ку-ку, ку-ку»(кукушка)

Ведущая: - Хорошо, загадки вы отгадали, продолжаем нашу игру.

3 задание Игра  «Живая и неживая природа?» 

1 команда называет признаки живой природы, вторая неживой природы.

Ведущая: Молодцы! С этим задание тоже легко и быстро справились. А сейчас поиграем в подвижную игру. Называется она  «Экологический десант»

 (выигрывает команда, которая соберет с помощью прищепок больше мусора)

4задание «Чьи следы?» (на экране слайды  «Чьи следы?»)

Ведущая: - Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем

   угадать,  чьи они и по очереди ответить на вопросы об этих животных, передавая друг другу цветочек. А чтобы легче было угадать, я вам буду

 загадывать загадки.

( команды по очереди отгадывают и отвечают на вопросы)

1. Шубка серая - для лета, для зимы - белого цвета… (заяц)

- Опишите внешний вид зайца (серый, зимой белый, глаза косые, задние ноги длинные, бегает быстро)

- Назовите заячью семью (заяц, зайчиха, зайчата)

- Чем питается заяц? (ест кору деревьев, сочные лесные растения, на огороде   грызет капустные кочерыжки, морковку)

- Как называется дом зайца? (у зайца нет дома, он спит под кустами, корнями) 

-Как заяц готовится к зиме? (к зиме заяц никаких запасов не делает, осенью меняет серую шубу на белую).

2. Черная, летает. Воробьев гонят.

- Опишите внешний вид вороны – ( голова, клюв, шея, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а спинка, бока и грудка – серого)

- Назовите  воронью семью (ворона, ворон, вороненок)

- Как называется дом вороны? (гнездо)

- Чем питается ворона? ( зерна, картофель, орехи, ягоды, груши, яблоки, мусор, оставленный людьми и падаль)

3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

-Опишите внешний вид волка  (серый, злой, голодный)

-Назовите волчью семью (волк, волчица, волчата)

-Как называется дом волка? (логово)

-Чем питается волк?  (волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, в основном на больных зверей)

- Как готовится волк к зиме  (запасов на зиму волк не делает, к зиме шуба становится более пушистой, теплой).

4. Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

Этот зверь лесной (медведь)

-Опишите внешний вид медведя  (большой, бурый, косолапый, рычит)

-Назовите медвежью семью (медведь, медведица, медвежата)

-Как называется дом медведя? (берлога)

-Чем питается медведь?  (он ест ягоды, мёд, ест травы)

-Как медведь готовится к зиме?  (на зиму забирается в берлогу, спит до весны).

 «Зверобика»

(под музыку изобразить движения медведя, зайца, змеи, цапли, лягушки).

Ведущая: - Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все мои вопросы и верно выполняли все задания.

Бывает и такое, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках в лесу. Для того чтобы шумели деревья, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

В этом вам поможет знание природоохранных знаков.

Давайте проверим, знаете ли вы их.

5 задание «Правила поведения в природе»

 (команды подходят к столу, и каждый ребенок берет любой знак , поднимет руку и отвечает, за каждый правильный   ответ  выдается «знайка»)

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц и разорять их.

- В лесу нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ломать ветки и рубить деревья

- Нельзя разжигать костёр и т.д.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

 - Ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам дипломы «Защитники природы», а так же  игру «Живая и неживая природа». Игра закончена.

 А на прощанье я вам прочитаю стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, если все сорвут цветы,

То останутся пусты все деревья и кусты

И не будет красоты!

-Любите родную природу – озёра, леса и поля. Это наша с вами родная земля!

(дети прощаются с ведущей и переходят в свободную деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа

Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...

Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.

Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"

Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...