конспект ООД по ознакомлению с окружающим "Прялка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство с профессией пряхи, приобщение к особенностям жизни и быта наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pooznakomleniyu_s_okruzhayushchim_pryalka.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим

на тему «Прялка» в старшей группе

Подготовила: воспитатель Миронова Л.В.

г. Калининград

2022г.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим

на тему «Прялка» в старшей группе

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры путем ознакомления с русским бытом.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с профессией пряха, с элементом русского народного быта – прялкой; формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве; приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;

Развивающие:

способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями.

Воспитательные:

создать условия для доброго отношения к людям разных профессий; воспитывать интерес к занятию; интерес к русской народной культуре.

Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; разучивание русских народных песен, русских народных игр, танцев.

Ресурсное обеспечение: 
1.Экспозиция «Комната русского быта»

2. Прялка, веретено, кудель
3. Аудиозаписи с  русскими народными песнями: «Пряха», « Веретено»- из сказки « Госпожа Метелица»

4. Проектор, экран, презентация

5. Вязаные вещи


Ход ООД

Дети вместе с воспитателем входят в «Русскую избу»

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами снова посетили нашу русскую избу. Сегодня мы с вами узнаем с помощью какого приспособления в старину из шерсти делали нитки? Этот механизм называется прялкой. Назовите, пожалуйста, профессию человека, который работал с прялкой. (Ответы: Пряха)

А чтобы увидеть прялку, надо перенестись в далекое прошлое, когда прялка была в каждой избе.

- Крутись, вертись, веретенце,

Да из серебряного донца

Крутись, вертись, нам прялка покажись! (Воспитатель достает прялку)

- А вот и прялка!

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась нам от мамы нашего воспитанника Самира. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Показ картинок с изображением разных прялок.

На прялках изображались птицы, животные, цветы; сцены из жизни: охота, катание с гор.

Помните сказку «Финист – ясный сокол», в которой невеста находила своего жениха с помощью нити. Давайте мы с вами помграем.

Игра: «Иголка с ниткой»

(Надо выбрать водящего – он будет “иголкой”, а остальные дети получают роль “нитки”. “Иголка” бегает по команде, “петляет”, а “нитка” – за ней)

Ребята, про прялку есть и музыкальные произведения, например, русская народная песня «Пряха», хотите послушать фрагмент этого произведения?

Слушание фрагмента.

Ребята, раньше в основном был ручной труд, девушки готовили себе приданое своими руками, они пряли, а чтобы работа шла веселей, пели песни:

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

нам работать очень нравится.

Каждая пряха старалась, чтобы нить была ровная, тонкая, тогда и одежда из таких ниток будет красиво смотреться. Поэтому и сложились в народе такие пословицы:

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Не напрядешь зимою, нечего будет носить летом.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. 

Так и пряли:

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

Клубок ниток готов. Он хочет с нами поиграть.

Игра «Волшебный клубок».

Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого клубок в руках, тот отгадывает загадку:

Стригли, щипали,

 А после чесали,

 Чисто, пушисто

 К доске привязали. (Прялка)

Чем больше я кручусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

Ребята, поможете мне продолжить стихотворение?

У кудрявого барашка, у овцы красивой что-то есть.

Буду прясть на прялке я и попрошу у них…(шерсть)

Да, ребята, шерсть превращают в нитки, а потом…

Из волшебной этой нитки,

Вяжут теплые носки.

Варежки, шарфы и шапки

Всем зимой они нужны.

Ребята, а что еще можно сделать из ниток? (ответы детей: одежду, коврики, валенки)

Правильно, из ниток можно сделать много полезных вещей. Вот посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали наши мастерицы.

Ребята, а как вы думаете, что заменяют прялку сегодня? где делают нитки? (ответы

детей)

А сейчас я расскажу сказку про лен. Послушайте, пожалуйста.

Как рубашка в поле выросла

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

– Что ты, тятя, делаешь?

– А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!». Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!». Прошло ещё несколько недель; травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, – подумала Таня, – но рубашечек таких я ни на ком не видала». Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашка будет!» – опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волосики Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки

прясть. «Это нитки! – думает Таня. – А где же рубашечка?» …

– А где же рубашечка, ребята?

(Ответы детей).

– Из ниточек нужно соткать полотно, отбелить его, а потом только сшить рубашку. Но это уже другая история! И о ней мы поговорим с вами на следующем занятии.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...