ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кибукевич М.А.

Как экспериментирование влияет на познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_na_progulke.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация: Автор статьи рассуждает на тему того, как экспериментирование влияет на познавательную активность детей. Обдумывая данный вопрос, автор делает вывод о том, что проведение экспериментов во время прогулки – это эффективное средство развития познавательной активности дошкольников.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, поддержка инициативы, новые знания.

Экспериментирование по праву считается одним из самых эффективных способов познания окружающего мира для детей любого возраста. В процессе экспериментирования ребёнок открывает новые знания, изучает явления, процессы, которые характеризуют окружающий мир. Такие сведения необходимы воспитанникам для составления целостной картины мира, расширения кругозора, возникновения первоначального интереса к точным наукам, где возможно проведение различных экспериментов.

Одной из основных задач современного педагога в ДОУ является развитие у ребёнка познавательного интереса, который в последующем поможет ему обрести новые знания, осваивать умения и навыки. Для этого необходимо создавать благоприятные условия, такие, чтобы у ребёнка была возможность взаимодействовать с предметами, манипулировать ими, проделывать самостоятельные эксперименты и эксперименты по инструкции воспитателя.

Тяга к экспериментированию свойственна всем детям, поэтому привлечь их к этой деятельности довольно легко, если учесть, что их активность итак находится на высоком уровне.

Конечно, хотелось бы отметить, что эксперименты не всегда должны проводиться в процессе образовательной деятельности. Они могут стихийно проходить во время режимных моментов (например, во время умывания можно провести эксперимент с водой, который займёт пару минут), во время самостоятельной деятельности, во время прогулки.

Именно вопрос организации экспериментирования во время прогулки хотелось бы осветить конкретнее. Улица для ребёнка – это целая лаборатория. На улице он открывает для себя огромное количество различных природных материалов: песок, вода, камни, палочки, лёд, снег и т.д. Это и многое другое можно использовать в процессе проведения экспериментов.

Нужно отметить, что инициатива проведения экспериментальной деятельности может исходить не только от педагога, который подготовил эксперимент, необходимый для решения ряда образовательных задач, но и от самого ребёнка. Важно здесь поддержать инициативу, привлечь к эксперименту других детей, помочь ребёнку расширить опыт, сделать его более ёмким, а значит, более информативным. Конечно, необходимо научить ребят делать выводы из опытов, анализировать действия, проделанные в эксперименте.

Итак, чтобы организовать эффективную экспериментальную деятельность на улице, прежде всего, необходимо привлечь внимание детей. Сделать это можно при помощи сюрпризного момента, с появлением какого- либо героя, а можно призвать детей к совместным играм колокольчиком, бубном и т.д. Когда группа в сборе, необходимо ввести воспитанников в курс дела, рассказать, что натолкнуло вас на мысль провести эксперимент на улице. К примеру, перед прогулкой прошёл небольшой дождь. Песок, покрывающий часть площадки, стал мокрым, в таком состоянии ему можно придать какую-либо форму. После чего можно открыть песочницу, песок в которой был защищён от дождя. Там он остался сухим, сыпучим. Он не может принять форму ведёрка, в которое его накладывают дети, просто рассыпается. После того, как дети провели эксперимент, воспитателю необходимо помочь им сделать выводы: сырой и сухой песок имеют совершенно различные свойства.

В заключение стать хотелось бы подвести итог и отметить, что познавательный интерес в разы увеличивается, когда ребёнок участвует в процессе экспериментирования на прогулке. После того, как педагог покажет детям способы взаимодействия с окружающими предметами, дети будут пробовать проводить эксперименты и самостоятельно, узнавая всё новые факты об окружающем мире и его явлениях.

Список использованных источников:

1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей

Материал содержит познавательную информацию об опытах и экспериментах....

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты  в процессе экспериментальной деятельности.                 ...

Игра, как средство активизации познавательной активности.

Активизация позгавательной активности. Ребёнок активно познаёт мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы....

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Программа методического семинара по теме: «Мультстудия как средство активизации познавательной активности детей дошкольного возраста»

Программа методического семинара по теме: «Мультстудия как средство активизации познавательной активности детей дошкольного возраста»...