СТАТЬЯ "МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте преобладает зрительно - образная память. Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. В статье описаны   задачи, принципы,  и приемы и правила, рекомендованные для достяжения следующих результатов

* появляется интерес к заучиванию стихов

* увеличивается запас знаний об окружающем мире

* появлятся желание пересказывать текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

;n=13

статья

УЧИТЬ СТИХИ ПРОСТО

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

для развития памяти дошкольников

Дети учат стихи с раннего возраста. Большинство из них могут запоминать четверостишия непроизвольно. Для запоминания же более длинных стихотворений потребуется произвольная память, которая формируется у детей примерно к 4 годам. Некоторым ребятам не стоит особенных усилий, чтобы, прослушав несколько раз, стих, воспроизвести его по памяти. Однако, у многих это получается с трудом. Но этот навык можно и нужно развивать, чтобы память была хорошая.

Для чего учить стихи

Запоминание стихотворений развивает память ребенка, обогащает его словарный запас, прививает культуру речи. С самого рождения для ребенка рекомендуется повторять ритмичные потешки, скороговорки и стишки. Память в этом случае у него будет развиваться без всяких усилий. Подбирать стихи надо соответственно возрасту. При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для Сашки - кашка» , для Мишки – штанишки» и т.д. Тогда стихи для него станут привычными.

Как учить детские стихи дошкольникам

  1. Перед заучиванием стихотворения родители обязаны выучить его сами, чтобы продемонстрировать его малышу с выражением и пояснением непонятных слов, встречающихся в тексте. Также можно показать иллюстрации к произведению и рассказать о писателе, это поможет сформировать образ стихотворения. В период, пока малыш рассматривает картинки, прочтите произведение еще раз.
  2. Неплохо будет родителям произносить стих несколько раз в день, чтобы у ребенка он постоянно находился на слуху.
  3. Затем нужно с выражением прочитать стихи ребенку и узнать, понял ли он смысл литературного произведения. При этом надо соблюсти ритм, интонации и необходимые паузы. Очень важно, чтобы ребенку было понятно содержание каждого слова. Чтобы это выяснить, лучше задать ребенку наводящие вопросы. Если малютка не понял значение какого-то слова, то ему надо его объяснить.
  4. Затем можно попросить кроху повторять за взрослым поочередно каждую строчку. Одну строчку рекомендуется воспроизводить 2-3 раза. Затем переходить к другой. Родителю необходимо следить за ударениями в словах, четко и медленно воспроизводя каждый звук. Заучивание рифм желательно превратить в веселую игру. Например, посадить малыша на колени и ритмично качать. Или взять за ручки и плавно с ним кружиться по комнате, повторяя стихи.
  5. Также можно превратить разучивание детского стишка в театральное действие. Взять куклу и разыграть выступление на сцене перед другими игрушками, повторяя строчку, затем другую. Или совместить стишки с подвижной игрой. Кидать дитю мячик и при этом повторять строчку. А он, поймав мяч, должен повторить ее. Главное, чтобы ребенку был интересен сам процесс заучивания стиха.
  6. Не стоит разучивать за день более двух строчек, чтобы не перегружать память крохи. Запомнить стих за неделю - это нормально. Гораздо позднее к старшему дошкольному возрасту малыш будет способен выучить стихотворение и за один день. Впоследствии рекомендуется просить детей рассказывать стихи гостям и знакомым, чтобы не забыть их. И конечно надо чаще хвалить свое чадо. Но ни в коем случае не нужно его ругать, если сразу запомнить строчки не получается.
  7. Запоминанию может поспособствовать мнемотехника зарисовка образов со стихотворения. Изобразив их и показывая иллюстрации по очереди, малыш быстрее начнет складывать и запоминать предложения. Это действенный способ для развития памяти и литературных способностей, подсказывающий, как учить стихи с детьми.

Круглый стол

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

Во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:
Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  3. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как мы применяем мнемотехнику в детском саду?

Для начала мы знакомим детей с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняем занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.
  • для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3);
  • для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4);
  • для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как память и связная речь являются важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Тема: «Профессии на стройке»

Аннотация: конспект занятия по познавательному развитию является одним из вариантов рассмотрения темы «Стройка. Строительные профессии» с детьми старшего дошкольного возраста. Материал направлен на обобщение и уточнение знаний детей о стройке, строительных профессиях, трудовых действий, орудий труда, материалов. Продолжить работу по знакомству с архитектурой нашего города, района.

Развитие мыслительных процессов, воспитание самостоятельности, культуры поведения, воспитание начал социально – коммуникативного развития. Образовательная деятельность строится в форме обсуждения.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Цель: Расширять представления детей о профессии строителя.

Задачи:

Продолжать знакомить с разными строительными материалами;

обогащать познавательные знания (материалы);

обобщить знания о строительных профессиях;

развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки;

воспитывать трудолюбие;

показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме: «Профессии на стройке». Расширение представлений о профессии строителя, о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей. Совершенствование умения эмоционально передавать слова четверостишья, чисто произносить слова. Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными, образование форм слов творительного падежа).

Развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, темпо – ритмической стороны речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материал, атрибуты, пособия: Презентация, предметные и сюжетные картинки, раскраски по теме занятия: «Стройка. Строительные профессии»

Перспектива, в течении недели: д/игры: «Лото. Строительные профессии. Инструменты», «Разрезные картинки», «Кто, что делает?», подвижная игра: «Где были мы не скажем, а что делали, покажем», «Танграм».

Книжный уголок: В.В.Маяковский «Кем быть», С.Я.Маршак «Кошкин дом», русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди»; С.В.Михалков «Три поросёнок»; Ручной труд: схемы «Бумажные домики»

Центр конструирования: конструкторы: настольный деревянный, настольная игра – конструктор «Брёвнышки».

Центр художественного творчества: Раскраски по лексической теме: «Стройка. Строительные профессии»

Просмотр музыкального мультфильма «Какой хороший день»

Ход занятия :

1. Приветствие. «Поздороваемся»

В.: К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали

Другу отдали и улыбнулись!

2. Дидактическая игра «Кто, где живет?».

В.: Ребята, давайте с вами вспомним, кто, где живет? (слайд 3)

В.: Где живет лиса?

Предполагаемые ответы детей: (Лиса живет в норе) (белка, медведь, собака, лошадь)

В.: А давайте вспомним сказочные дома. (слайд 4)

Предполагаемые ответы детей: (теремок, домики трёх поросят, избушка на курьих ножках, избушка лубяная и ледяная)

В.: Молодцы! А где живёт человек?

Предполагаемые ответы детей: (В доме)

В.: В каком ещё жилище может жить человек?

Предполагаемые ответы детей: (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме,

в крепости, в палатке)

Общие сведения: (слайд 5,6)

Первые жилища – это обустройство пещеры.

Там, где жили первые люди, защищаясь от диких зверей, непогоды. (слайд 4,5)

В.: Читаю стихотворение – загадку:

«Кто строит дома?»

Точно в срок построит он:

Небоскрёб и стадион

Детский садик и больницу,

Магазинов вереницу.

Даже дом, скажу вам я,

Где живёт моя семья…

И другие жители.

Строили …

Предполагаемый ответ

детей в рифму: строители!

Предполагаемые ответы детей: (строители)

#1055;одвижная игра с речевым сопровождением

«Кто построил дом»

(дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, лицом в центр круга)

Если строить новый дом, (прыжки на месте: ноги вместе – врозь,

Чтобы люди жили в нём, руки на поясе)

Нужно знания иметь (шагают на месте,

И профессией владеть хлопки в ладоши)

Архитектор строит дом (поочерёдное поднимание

За компьютерным столом… рук вверх)

Экскаваторщик упрямо (наклоны вниз –

Под фундамент роет яму. руки при наклоне вниз)

Нужно в срок бульдозеристу (притоптывая, продвигаются к центру

Разровнять площадку чисто круга затем обратно, руки согнуты

в локтях – прижаты к бокам)

Вот и каменщик за делом – (руки на уровне груди – кисти одна

Кирпичи кладёт умело. над другой меняют местоположение

несколько раз)

На работе крановщик (приседания – руки вверх,

К высоте давно привык… при подъёме – руки параллельно полу)

Кроют кровельщики дом (руки над головой «домиком»)

Металлическим листом.

Штукатуры со сноровкой (перекрёстные движения рук над головой)

Штукатурят стены ловко.

Если красить что – то нужно, (попеременно плавное движение рук

Маляры возьмутся дружно. влево – вправо)

Окна – плотников забота, (повороты вправо – влево,

Двери – тоже их работа. руки на поясе)

Новый дом почти готов – (хлопки в ладоши)

С нетерпеньем ждёт жильцов. (разводят руки в стороны, приглашая)

К.Нефёдова

В.: Люди, каких профессий, участвуют в строительстве дома? (слайд 7)

Предполагаемые ответы детей: (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, плотник).

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (показываю картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия) (слайд 8)

В.: Что делает каменщик …(маляр, плотник, сварщик, крановщик, стекольщик, штукатур)?

Предполагаемые ответы детей: (Каменщик строит, возводит стены) и т. д.

В.: Какие еще здания строят строители?

Предполагаемые ответы детей: (библиотеки, школы, детские сады)

В.: А сейчас, вспомним, какие дома нам встречаются в сказках? Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги? (слайд 9)

...Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди. В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов) (слайд 10)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей) Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом? (В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.) (слайд 11)

В.: Понравились Бабе-Яге эти дома, и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает. Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

В.: Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Как вы думаете, какой дом будет прочным? Почему вы так думаете?

5. Дидактическая игра «Назови, какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги – из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

В.: Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела. (слайд 12)

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строят (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросята Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили (солома), (дерево),(кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце. (слайд 13)

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

6. Физкультминутка

В.: Давайте поиграем в стройку.

Получили мы подарки: (дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки, предметы из коробки)

Из коробки мы берём,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, (дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки)

Есть карниз, труба и крыша.

В.: Итог. Молодцы ребята. Вы будущие строители нашей Родины.

Давайте вспомним стихотворение:

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны!

Предлагаю детям раскраски «Строители»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми для развития памяти:    Вид деятельности               Задачи1....

Петербурговедение – как современная педагогическая технология эстетического развития дошкольников.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста....

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент...

Статья. Педагогические технологии речевого развития дошкольника.

Применение инновационных технологий речевого развития дошкольников в работе педагогов детского сада....

Мнемотехника как универсальная технология для развития памяти и речи дошкольников

В статье расказывается о зарождении и становлении мнемотехники как метода. Показаны приемущества применения мнемотеники для развития памяти и речи детей. Осещены основные методы доступные  для ра...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА- ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.(выступление с докладом на педагогическом форуме)

Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»  Согласно новым требованиям ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная...