Петербурговедение – как современная педагогическая технология эстетического развития дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Жирохова Екатерина Николаевна
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_peterburgovedenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Петербурговедение – как современная педагогическая технология  эстетического развития дошкольников.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.

С ранних лет ребенок  созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения  с взрослыми – родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию родного города, для творческого самовыражения и созидательного поведения. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки в дошкольном детстве, когда ребенок начинает открывать для себя город. От того, каким предстанет для дошкольника Санкт-Петербург, насколько он обогатит детскую фантазию и воображение, от того, какие эмоции и чувства он испытывает при знакомстве с ним и зависит тип его поведения в городе, сопричастность к его культуре и традициям, желание сохранить и преумножить его величайшее наследие.

Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства.  Детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает дошкольников в действии и движении, когда происходят какие-либо события. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  • Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
  • Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  • Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  • Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Свою работу я начинала с создания развивающей среды (организации методической библиотеки, подбора и систематизации дидактических и иллюстрированных материалов). В помещении группы специально выделено место для «уголка города». Здесь я разместила иллюстрации с изображением достопримечательностей, наглядные и демонстрационные материалы, игры, литературу о Санкт-Петербурге, картотеку стихов, песен, загадок и считалок о городе.

Я знакомлю с историей города – кратко доступно, выделяя самое главное: основатель горда, в честь кого назван город, когда, герб города, его символы. Для ознакомления с достопримечательностями использую обилие наглядного материала: иллюстрации, фотографии, диски. Погружая детей в прекрасный мир Петербурга, я использую разные формы работы: дети придумывают загадки, учатся проводить мини-экскурсии, в сюжетно ролевых играх обыгрывают различные профессии горожан.

Нельзя разделить слова «ребёнок» и «сказка». Чтобы ввести детей в Петербургскую историю, надо читать и рассказывать им сказки о городе, сочинять с ними эти сказки.

В своей работе я использую путеводитель «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком». Его автор Л. Шиф даёт детям конкретные задания, выполнение которых требует знаний о Петербурге, но всё происходит в сказочной форме, например, волшебная пуговка помогает путешествовать во времени и пространстве. Этот же автор Л.Шиф приглашает нас в сказочное путешествие по Летнему саду, а помогает нам книга «Сказки феи Летнего сада». Сказочные сюжеты присутствуют в книге Л.К.Ермолаевой и И.М.Лебедевой «Чудесный город», в которой город разговаривает с детьми. Использую в своей работе сказки-мифы, которые помогают детям узнать истории мифических героев, прописавшихся на берегах Невы.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В январе я уделяю внимание рассказам о блокадном Ленинграде. Беседуем о том, пришлось вынести горожанам голод, холод, бомбёжки. В этой работе мне помогает книга Дмитриева В.К. «… Была война, была блокада…».

При отборе содержательного материала важно учитывать требования научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации.

Дети легче усваивают знания на фоне положительных эмоций, которые возникают в основном виде деятельности – в игре.

Знакомлю детей с Санкт-Петербургом как культурным, историческим и научным центром.

Формирую у них умение узнавать, называть достопримечательности города и рассказывать о них.

Формирую умение различать новые и старые здания, называя их признаки: колонны, шпили, купола, статуи, арки, барельефы, ограды, решетки и т.д., то есть знакомлю детей с архитектурой города на Неве.

 Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия Рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

На музыкальных занятиях дети разучивают песни о городе, готовят утренники  к знаменательным датам города Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России.  Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

 Воспитываю любовь к своему городу, пробуждаю у них чувства ответственности и гордости за то, что они петербуржцы.

Привлекаю родителей к активному участию в проведении экскурсий, посещению театров, музеев, достопримечательностей города.

Работа с родителями должна проводиться под девизом: свои знания и любовь к городу нужно передать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Современные программы речевого развития дошкольников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГАПоу СО  «ВПК им.ф.и.паНФЁРОВА»    КОРНЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Эффективные современные педагогические технологии развития речи дошкольников»

Эффективные современные педагогические технологии развития речи дошкольников....

Эстафета педагогического мастерства "Квест-игра как современная педагогическая технология для дошкольников"

Это мероприятие. которое направлено на повышение профессионального мастерства педагогов по вопросу организации и качественного проведения такой интересной увлекательной для детей квест-игры. Воспитате...