Экспериментальная деятельность педагога с детьми «Пищевая сода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Столярова Марина Андреевна

Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей

дошкольного возрастаПищевая сода

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей

дошкольного возраста - Пищевая сода

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие целевые ориентиры:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать.

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако, нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:

- научиться видеть проблему и ставить вопросы;

- делать собственные суждения и умозаключения и выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Для организации с детьми 6-7 лет познавательной деятельности поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, через умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

2. Расширять представления детей о свойствах окружающего мира, его красоте;

3. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем, лабораторных приборов и т. д.)

4. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса у детей.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня развития детской любознательности;

- наличие исследовательских умений и навыков у детей в сопоставлении различных фактов, выдвижении гипотезы, отбирании средств и материалов для самостоятельной деятельности, в формулировании умозаключений и выводов);

- самостоятельное проведение опытов с веществами;

- совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, делать определенные умозаключения и выводы);

- формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)

Совместная деятельность с детьми 

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско - взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:

- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;

- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;

- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);

- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.

В практике совместной деятельности связь детского экспериментирования с наблюдениями, трудом, художественным творчеством проявляется двусторонне. Чем сильнее развиты изобразительные, трудовые и творческие способности каждого ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат любого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной и художественной деятельности.

Решение задач осуществляются в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем я проверяются, правильно ли они мыслят.

В ходе совместной деятельности старайтесь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы предлагается делать как в словесной форме, так и избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2021-2022 учебный год

Месяц

Наименование эксперимента

Содержание

Материалы

ноябрь

Знакомство с пищевой содой

Рассказ о пищевой соде: для чего она нужна и где применяется

Пищевая сода, стакан с водой, ложка, стакан, тряпочка

ноябрь

Знакомство с кальцинированной содой

Рассказ о кальцинированной соде: для чего она нужна и где применяется

Кальцинированная сода, стакан с водой, ложка

ноябрь

Надеваем воздушный шарик

Примерно 1/3 бутылки заполняем водой, в которую нужно добавить три чайных ложки уксуса или всыпать столько же лимонной кислоты и перемешать. В воздушный шар насыпаем через воронку соду. Надеваем на горлышко бутылки воздушный шарик и постепенно пересыпаем соду из шарика в бутылку. В результате шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.

Пластиковая бутылка, сода, уксус, вода, лимонная кислота, воздушный шарик, воронка, перчатки, защитные очки, халат

ноябрь

«Газированный напиток»

Сначала растворить в стакане свежей чистой и прокипяченной воды половину ложки уксуса, а затем добавить столько же соды. После того как в напитке началась реакция взаимодействия кислоты и щелочи, в ней образуется пена из мелких пузырьков, можно пить небольшими глотками. Этот напиток прекрасно утоляет жажду и избавляет от изжоги. Вместо уксуса можно взять лимонную кислоту – четверть ложки на стакан воды. Если напиток сделать без лимонной кислоты на натуральном лимонном соке, будет еще лучше и полезней. Лимонный сок подарит напитку свежий аромат и приятный вкус. При добавлении пищевых красителей, получится набор веселых и вкусных напитков

Вода, стакан,  сода, лимонная кислота, лимонный сок, пищевые красители, защитные очки, халат, перчатки

декабрь

«Невидимые чернила»

Возьмем стакан и заполним его теплой водой наполовину. Добавим 2-3 чайные ложки пищевой соды и тщательно размешаем. Затем обмакиваем кисточку в жидкость и пишем на бумаге тайное послание. От воды на поверхности бумаги появятся мокрые следы. Чтобы сделать надпись невидимой, потребуется её просушить. Это можно сделать, положив бумажный  лист на батарею либо на солнце. Как только надпись просохнет, ни один человек не сможет прочитать её. Но если подержать лист бумаги с письмом над горящей свечой, надпись обретет коричневый оттенок, и тайное станет явным.

Стакан, вода, сода, кисточка, лист бумаги, свеча, спички, защитные очки, халат, перчатки

декабрь

«Фараонова змея»

Наберем в  песочнице немного песка и высушим его на батарее. Затем пропитаем его жидкостью для розжига. Берем 40 граммов сахара и 10 граммов пищевой соды, перемешиваем и высыпаем в чашку с песком. Поджигаем. По мере нагревания песка с сахаром и содой из него начинает расти туловище черного змея длиной около полуметра. Когда он остынет, можно порезать «чудище» на дольки и убедиться, что внутри него - пустота.

Песок, жидкость для розжига, сахар, сода, спички, защитные очки, халат, перчатки

декабрь

«Вулкан»

В пустую бутылку налейте уксус, насыпьте соду, добавьте пищевой краситель и немного жидкого мыла. Слегка встряхните – и доморощенный вулкан начнет свое бурное извержение

Уксус, сода, пластиковая бутылка, жидкое мыло, поднос, защитные очки, перчатки, халат

январь

Учим танцевать рис

Добавим в воду темный рис или любую иную крупу. Поначалу она осядет на дно. Затем добавим в стакан воды ложку соды, тщательно размешаем и начнем вливать в стакан уксус. В итоге каждое зернышко риса покроется маленькими шариками и начнет «танцевать» в стакане, сперва поднимаясь вверх, а затем опускаясь вниз.

Прозрачный стакан, рис (др. крупа), сода, вода, уксус, ложка, перчатки, защитные очки, халат

январь

«Бурлящая лава»

Налить в бутылочку объёмом 100 мл немного подсолнечного масла.В отдельном стаканчике приготовить  раствор соды: 1 ч. ложка на 50 мл тёплой воды. Капнуть несколько капель красителя или добавить гуашь. И раствор лимонной кислоты: 1 ч. ложка на 50 мл тёплой воды. Сначала вылили в бутылочку с маслом подкрашенный раствор соды. Он оказался тяжелее масла, поэтому осел на дно. Добавляем лимонную кислоту и содержимое бутылочки превращается в бурлящую лаву!

Бутылочка, подсолнечное масло, сода, теплая вода, пищевой краситель или гуашь, лимонная кислота, ложка, стакан

январь

«Искусственный снег»

Берем три стакана соды, 100 мл кондиционера для волос. Все компоненты смешиваем в контейнере и тщательно разминаем руками. Размешиваем до получения однородной массы. При консистенции похожей на взбитые сливки, добавляем еще чуть-чуть соды, дальше разминаем руками. Подсыпаем соду для получения консистенции похожей на снежок. При получении липкого снежка добавляем немного соды, при слишком сухом - подливам кондиционер для волос.

Сода, кондиционер для волос, емкость для «снега», ложка, стакан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми "Там, где вода-там жизнь"

Данная опытно-экспериментальная деятельность поможет сформировать у детей знания о значении воды и познакомить их с некоторыми свойствами воды. Научить детей бережно относиться к воде.....

Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми средней группы на тему: «Воздух - невидимка»

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, не имеет запаха), а также что ветер &ndash...

Дневник экспериментальной деятельности педагога

Дневник экспериментальной деятельности  педагога по программе "Миры детства.Конструирование возможностей."...

День экспериментального творчества педагога с детьми в первой младшей группе "Новогодние конфетки"

Этот день проводился в рамках недельного проекта «Пряничный домик», приуроченный к празднику Нового года в первой младшей группе детского сада. Сам проект был направлен на развитие в детях...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность

Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....