Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Педагогический проект   "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozn_razvitiyu.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

«Космическое путешествие»
(для детей  старшего дошкольного возраста)

                                                                     

                       

                                     

Наименование проекта

Образовательный проект «Космическое путешествие»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей.

Участники проекта

Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Развитие свободной, творческой личности ребенка.

Задачи проекта

Задачи для педагога:

1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

2. Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

3. Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме «Космос».

Задачи для воспитанников:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Родители

1.Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. 

Сроки реализации

Краткосрочный (3 недели, апрель)

Вид проекта

-исследовательский;

-информационный;

-творческий

Итоги проекта

1.Оформление выставки детского рисунка «Мы рисуем Космос»

2. Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка по теме  космоса
2. Выставка поделок о космосе (совместная работа детей с родителями и педагогов).        
3.Развлечение «Знатоки»

                                                             

1. ВВЕДЕНИЕ

           1.1. Актуальность проекта. 

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.

 История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев.

1.2. Проблема.

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребёнка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребёнок всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бетмен, черепашки Ниндзя, космические монстры и т. д. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. И поэтому мы должны знакомить их с историей российского космоса.

1.3. Гипотеза

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной,  получая их в своих изысканиях не в сомнительных фильмах,  а открывая их самим.

1.4. Условия реализации.

Краткосрочный (3 недели)

1.5. Цель: углубление представлений детей о космосе, о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности. 

1.6. Ожидаемые результаты.

Дети.

1. У  детей сформируется устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Расширятся знания о Космосе, Солнечной системе,  планетах.

3. Дети познакомятся с историей развития космонавтики, с космонавтами.

4. Дети вместе с родителями будут участвовать в индивидуальных и подгрупповых проектах, искать ответы на вопросы, обращаться к различным источникам.

5. Возрастёт заинтересованность и вовлеченность родителей в педагогический процесс.

Родители.

1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги.

1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

2.Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

3.Распространение педагогического опыта. 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Взаимосвязь участников проекта.

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа с воспитанниками

1. Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?»

1.  Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?»

1. Беседа с детьми о космосе (определение уровня знаний )

2. Консультация «Знакомим ребенка с космосом»

Обсуждение проекта.

2. Консультация «Как знакомить ребенка с космосом»

Обсуждение проекта.

2. Обсуждение проекта. Планирование.

3. Папка- передвижка «Космические игры»

3. Семинар- практикум : «Организация сюжетно- ролевой игры «Космическое путешествие»

3. Поход в планетарий.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

5. Организация по созданию атрибутов к играм на космическую тему.

5. Организация по созданию пособий , дидактических игр и атрибутов  на космическую тему.

5. Проведение ОД, с/ролевых  и дидактических игр.

5. Приглашение на викторину «Знатоки»

5. Приглашение на викторину «Знатоки»

5. Викторина «Знатоки»

2.2 Реализация проекта .

Познавательное развитие

Детское экспериментирование 

1. Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»

2. Опыт с электрической лампочкой.

3.Опыт с лучом света

4. Опыт «почему день сменяется ночью?»

5. «Как образуются метеоритные кратеры»;

6. «Почему в космос летают ракете».

7.Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Социально – коммуникативное развитие

1.Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта»

2.Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?»

3 Дидактическая игра «Мозаика созвездий».

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль».

Сюжетно – ролевые: «Инопланетяне». «Космическое путешествие»

Дидактические: «Планеты и солнце»; «Солнечная система».

Подвижные: «Обитатели космоса»; «Солнце. Земля. Луна»;

Беседы: « 9 планет Солнечной системы», «Голубая планета - Земля»; «Мой дом-Земля»; «Солнце – источник жизни на Земле»; «Луна – спутник Земли»; «Семья планет»; «Звёзды и созвездия»; «Освоение космоса», «Герои космоса!», «Космонавтика началась с…»

Речевое развитие

Рассказы Леонова

Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».

 Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"

Е.П.Левитан "Звёздные сказки"

К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе;

Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование. Тема: «Космическая фантазия». Техника цветной граттаж, «Космическое путешествие»

Аппликация.Тема:«Полет на Луну».

Лепка. Тема: «Космонавт в скафандре».

Конструирование. Тема: «Космонавты у ракеты»., «Космический корабль»

2.3. Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие

 Формировать  у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;

Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.

Речевое развитие.

Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, коротких рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».

Социально - коммуникативное развитие.

Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Художественно эстетическое развитие.     

Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.

Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость

Физическое развитие.

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

3.1. 1 этап.  Подготовительный

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Создание планетарного уголка.

3.2. 2 этап. Планирование.

1.Информация родителей о предстоящей деятельности.

2. Подбор литературы о космосе,  фотографий, плакатов.

3. Составление перспективного плана.

4. Подбор материала.

3.3.  3 этап.  Деятельностный.

1. Проведение   «космических недель» в группе.

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3.4. 3 этап. Заключительный

  1. Организация выставки  поделок о космосе (совместная работа детей. родителей и педагогов)
  2. Организация выставки  детских рисунков о космосе
  3.  Развлечение «Знатоки».
  4. Презентация проекта.

4. ВЫВОДЫ

 В ходе реализации проекта, я пришли к выводу, что подобные ОД, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Вначале знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из      мультфильмов, а сейчас знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

 Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Космосе.

       ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИОНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В связи с тем, что проект превзошел все мои ожидания, я планирую использовать технологию проектов и дальше. Я считаю, что коллектив (дети-воспитатель-родители) сплотился как никогда и родители поняли, что дошкольное образование- это первая ступень к образованности их ребенка.

                                           5.ЛИТЕРАТУРА.

1. А.Леонов «Выхожу в космос» - М.: «Малыш», 1984г.
2.А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» - М.: «Педагогока – Пресс», 1993
3.Бурмистрова Л., Мороз В. «Космос» - М: Издательство «Эксмо», 2006.(Серия «Всемирная детская энциклопедия»)
4.Волков Александр, Сурдин Владимир. «Планеты» - М.: «Слово SLOVO», 2001. (Серия «Что есть что»)
Перевод. Найденов В.В. «Космос» - Смоленск: «Русич», 2003 (Серия «Школьная энциклопедия»).
5.Виноградов Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» - М.-   «Просвещение»,1984 (Пособия для воспитателей д/с).
6. Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе», 1999, ООО «Лист» -  М. (Серия «Через игру – к совершенству»)
7.Жан – Пьер Вердэ  / Пер. франц. Клоковой Н. «Вселенная» - М., «Эгмонт Россия Лтд», 2001. (Серия «Моя первая энциклопедия LAROUSSE»)
8.Канин А.Н. «Спроси меня и я отвечу» - Тверь: Издательство  «Полина», 1994г. мия» - М. «Росмэн», 2003 вух частей.(Серия « Энциклопедия для самых маленьких)
9.Куликов А.Н., Гурленд С.Г., Гурленд Г.А. «Скажи мне почему…»  - М.: «Багира», 1995г. (Серия «Детская энциклопедия») Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» - Москва; «Просвещение» 2000  (Серия «Зеленый дом») .
10. К. Курбатов.  «Я хочу в космос» Ленинград.«Детская литература» 1980г
11 Л. Обухова «Как малыш стал космонавтом» Москва. «Малыш» 1984г.
12.Лайза Майле и Алистер Смит / Перевод с английского.  «Астрономия и космос» Гальперштейна Л.Я.ООО «Издательство «Росмэт – пресс», 2001 (Серия «Тайны Вселенной» )
13. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с    окружающим и социальной действительностью» (Серия «Воспитание человека») – ООО «ЦГЛ» - М., 2004  
14.П.Клушанцев. «Дом на орбите»  Ленинград «Детская литература»1975г
15.Стюарт Аткинсон / Перевод с английского Викторовой И.И.  «Астрономия» - М. «Росмэн», 2003. (Серия «Энциклопедия  окружающего мира»)
16.Шустова И.Б. «Теперь я знаю…» - М.: «Детская литература»,1994
17.«Я познаю мир» - М.: ООО»Издательство АСТ – ЛТД», 1998г. (Серия «Детская энциклопедия: Космос»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...