Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)
Педагогический проект "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
«Космическое путешествие»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Наименование проекта | Образовательный проект «Космическое путешествие» |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей. |
Участники проекта | Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста |
Цель проекта | Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Развитие свободной, творческой личности ребенка. |
Задачи проекта | Задачи для педагога: 1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; 2. Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; 3. Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме «Космос». Задачи для воспитанников: 1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства. 2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы. 3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях). 4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса. 5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. 7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности. Родители 1.Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. 2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей 3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. |
Сроки реализации | Краткосрочный (3 недели, апрель) |
Вид проекта | -исследовательский; -информационный; -творческий |
Итоги проекта | 1.Оформление выставки детского рисунка «Мы рисуем Космос» 2. Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка по теме космоса |
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.
История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев.
1.2. Проблема.
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребёнка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребёнок всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бетмен, черепашки Ниндзя, космические монстры и т. д. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. И поэтому мы должны знакомить их с историей российского космоса.
1.3. Гипотеза
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, получая их в своих изысканиях не в сомнительных фильмах, а открывая их самим.
1.4. Условия реализации.
Краткосрочный (3 недели)
1.5. Цель: углубление представлений детей о космосе, о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
1.6. Ожидаемые результаты.
Дети.
1. У детей сформируется устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Расширятся знания о Космосе, Солнечной системе, планетах.
3. Дети познакомятся с историей развития космонавтики, с космонавтами.
4. Дети вместе с родителями будут участвовать в индивидуальных и подгрупповых проектах, искать ответы на вопросы, обращаться к различным источникам.
5. Возрастёт заинтересованность и вовлеченность родителей в педагогический процесс.
Родители.
1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги.
1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
2.Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
3.Распространение педагогического опыта.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
2.1. Взаимосвязь участников проекта.
Работа с родителями | Работа с педагогами | Работа с воспитанниками |
1. Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?» | 1. Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?» | 1. Беседа с детьми о космосе (определение уровня знаний ) |
2. Консультация «Знакомим ребенка с космосом» Обсуждение проекта. | 2. Консультация «Как знакомить ребенка с космосом» Обсуждение проекта. | 2. Обсуждение проекта. Планирование. |
3. Папка- передвижка «Космические игры» | 3. Семинар- практикум : «Организация сюжетно- ролевой игры «Космическое путешествие» | 3. Поход в планетарий. |
4. Организация сбора литературы по космической теме. | 4. Организация сбора литературы по космической теме. | 4. Организация сбора литературы по космической теме. |
5. Организация по созданию атрибутов к играм на космическую тему. | 5. Организация по созданию пособий , дидактических игр и атрибутов на космическую тему. | 5. Проведение ОД, с/ролевых и дидактических игр. |
5. Приглашение на викторину «Знатоки» | 5. Приглашение на викторину «Знатоки» | 5. Викторина «Знатоки» |
2.2 Реализация проекта .
Познавательное развитие
Детское экспериментирование
1. Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»
2. Опыт с электрической лампочкой.
3.Опыт с лучом света
4. Опыт «почему день сменяется ночью?»
5. «Как образуются метеоритные кратеры»;
6. «Почему в космос летают ракете».
7.Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)
Социально – коммуникативное развитие
1.Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта»
2.Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?»
3 Дидактическая игра «Мозаика созвездий».
Конструктивные игры:
- из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль».
Сюжетно – ролевые: «Инопланетяне». «Космическое путешествие»
Дидактические: «Планеты и солнце»; «Солнечная система».
Подвижные: «Обитатели космоса»; «Солнце. Земля. Луна»;
Беседы: « 9 планет Солнечной системы», «Голубая планета - Земля»; «Мой дом-Земля»; «Солнце – источник жизни на Земле»; «Луна – спутник Земли»; «Семья планет»; «Звёзды и созвездия»; «Освоение космоса», «Герои космоса!», «Космонавтика началась с…»
Речевое развитие
Рассказы Леонова
Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».
Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"
Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе;
Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование. Тема: «Космическая фантазия». Техника цветной граттаж, «Космическое путешествие»
Аппликация.Тема:«Полет на Луну».
Лепка. Тема: «Космонавт в скафандре».
Конструирование. Тема: «Космонавты у ракеты»., «Космический корабль»
2.3. Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие
Формировать у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;
Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.
Речевое развитие.
Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, коротких рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».
Социально - коммуникативное развитие.
Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие.
Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.
Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.
Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость
Физическое развитие.
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
3.1. 1 этап. Подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Создание планетарного уголка.
3.2. 2 этап. Планирование.
1.Информация родителей о предстоящей деятельности.
2. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
3. Составление перспективного плана.
4. Подбор материала.
3.3. 3 этап. Деятельностный.
1. Проведение «космических недель» в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3.4. 3 этап. Заключительный
- Организация выставки поделок о космосе (совместная работа детей. родителей и педагогов)
- Организация выставки детских рисунков о космосе
- Развлечение «Знатоки».
- Презентация проекта.
4. ВЫВОДЫ
В ходе реализации проекта, я пришли к выводу, что подобные ОД, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Вначале знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, а сейчас знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Космосе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИОНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В связи с тем, что проект превзошел все мои ожидания, я планирую использовать технологию проектов и дальше. Я считаю, что коллектив (дети-воспитатель-родители) сплотился как никогда и родители поняли, что дошкольное образование- это первая ступень к образованности их ребенка.
5.ЛИТЕРАТУРА.
1. А.Леонов «Выхожу в космос» - М.: «Малыш», 1984г.
2.А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» - М.: «Педагогока – Пресс», 1993
3.Бурмистрова Л., Мороз В. «Космос» - М: Издательство «Эксмо», 2006.(Серия «Всемирная детская энциклопедия»)
4.Волков Александр, Сурдин Владимир. «Планеты» - М.: «Слово SLOVO», 2001. (Серия «Что есть что»)
Перевод. Найденов В.В. «Космос» - Смоленск: «Русич», 2003 (Серия «Школьная энциклопедия»).
5.Виноградов Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» - М.- «Просвещение»,1984 (Пособия для воспитателей д/с).
6. Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе», 1999, ООО «Лист» - М. (Серия «Через игру – к совершенству»)
7.Жан – Пьер Вердэ / Пер. франц. Клоковой Н. «Вселенная» - М., «Эгмонт Россия Лтд», 2001. (Серия «Моя первая энциклопедия LAROUSSE»)
8.Канин А.Н. «Спроси меня и я отвечу» - Тверь: Издательство «Полина», 1994г. мия» - М. «Росмэн», 2003 вух частей.(Серия « Энциклопедия для самых маленьких)
9.Куликов А.Н., Гурленд С.Г., Гурленд Г.А. «Скажи мне почему…» - М.: «Багира», 1995г. (Серия «Детская энциклопедия») Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» - Москва; «Просвещение» 2000 (Серия «Зеленый дом») .
10. К. Курбатов. «Я хочу в космос» Ленинград.«Детская литература» 1980г
11 Л. Обухова «Как малыш стал космонавтом» Москва. «Малыш» 1984г.
12.Лайза Майле и Алистер Смит / Перевод с английского. «Астрономия и космос» Гальперштейна Л.Я.ООО «Издательство «Росмэт – пресс», 2001 (Серия «Тайны Вселенной» )
13. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (Серия «Воспитание человека») – ООО «ЦГЛ» - М., 2004
14.П.Клушанцев. «Дом на орбите» Ленинград «Детская литература»1975г
15.Стюарт Аткинсон / Перевод с английского Викторовой И.И. «Астрономия» - М. «Росмэн», 2003. (Серия «Энциклопедия окружающего мира»)
16.Шустова И.Б. «Теперь я знаю…» - М.: «Детская литература»,1994
17.«Я познаю мир» - М.: ООО»Издательство АСТ – ЛТД», 1998г. (Серия «Детская энциклопедия: Космос»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...