Проект в средней группе "Загадочный мир Космоса"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Руппель Екатерина Валерьевна

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей как всё неведомое, непонятное. Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников: дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать, закрепляют геометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmonavtiki_v_sr_gr2023.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Проект для детей средней группы

Тема «Загадочный мир Космоса»

Образовательная область:

Познавательное развитие

Руководитель проекта:

Руппель Екатерина Валерьевна

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

2023 год

Пояснительная записка

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей как всё неведомое, непонятное. Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников: дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать, закрепляют геометрические фигуры.

Цель: Расширение знаний детей о  космосе.

Задачи:

1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе.

2. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности .

3. Развивать чувство гордости к своей стране, умение слушать взрослых .

 4. Активизировать словарь: планета , космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт

Проблемное поле проекта:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

- Словесные методы: Познавательные беседы «Что такое Космос», «Первый космонавт», «Профессия космонавт», «Что я могу увидеть в космосе»

- Практические методы: Экспериментирование: Как летит ракета (воздушный шарик), Невесомость ( вода, воздушный шарик), вращение Земли (глобус),  ОД Аппликация: «Ракета, раскрашивание раскрасок на тему «Планеты»; ОД Лепка «Забавные инопланетяне», ОД Рисование «загадочный космос», Рисование на асфальте «Планеты солнечной системы», Конструирование «Ракета из кубиков».

- Наглядные методы: Беседа-наблюдение «Какое бывает небо»

          - Игровые методы: Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет», «Будем в космосе летать»; П/и: : «Солнце, земля, луна», «Ждут нас быстрые ракеты», Д/И: «Космические математические пазлы», «Подбери заплатку»; «космические лабиринты», Д/и: «Найди лишнее»

Планируемые результаты 1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности. 2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе. 3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.

Вид проекта  творческий, информационный, игровой.

Состав участников 

  • Дети средней группы
  • Педагоги (Воспитатель)
  • Родители (участие в выставки творческих работ «Загадочный космос»).

Итоговое мероприятие 

Выставка творческих работ «Загадочный космос».

Описание продукта, полученного в результате проекта

Видео-презентация на тему «Космос».

Интеграция образовательных областей, например (Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие; познавательное

развитие)

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта 

мультимедийный проектор, материалы для изобразительной деятельности, дидактический материал

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- составление плана мероприятия проекта;

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр.

          2.  Основной:

                - план реализации проекта

           3. Заключительный этап:

                 - выставка подделок;

                 - награждение детей дипломами;

                 - просмотр с детьми видео-презентации «Путешествие в загадочный космос».

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

10..04.23

Вторник

11.04.23

Среда

12.04.23

Четверг

06.04.23

Пятница

07.04.23

1

Наблюдения

«Просмотр мультфильма Белка и стрелка»

Рассматривание глобуса

  Выставка подделок;

 Вручение диплома

Просмотр презентации «Что  мог увидеть в космосе»

Экспериментирование «Что происходит в космосе»

2

Рассказывание

Беседа: «Белка и Стрелка в Космосе»

Беседа «Зачем нужно изучать космос»

Беседа: «С праздником»

Беседа «Первый космонавт»

Беседа: «Планеты солнечной системы»

3

Чтение художественной литературы

1.Как солнце ходили друг к другу в гости;

Чтение стихотворений о космосе, загадывание загадок о космосе

слушание песни «Трава у дома»

Чтение рассказа «Незнайка на Луне»

Чтение Баруздин «Первый космонавт»

4

Игры, пальчиковые гимнастики

Д/и: « Космические математические пазлы»

Сюжетно-ролевая игра «Полет на луну»

1П/и: «Солнце, земля луна»

Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать»

Д/и: «Найди лишнее»;

Пал.игра: «на луне жил звездочет»

5

Художественно-творческая деятельность

Рисование

Рисование на песке «Планеты солнечной системы»

«загадочный космос»

Раскрашивание раскрасок «Планеты»

Рисование на асфальте «Космос»

Аппликация

«Планеты солнечной системы»

«Ракета»

Лепка

«Забавные инопланетяне»

Приложение 1

Познавательная беседа «Космос»

Цель: сформировать у детей понятия «космос».

 Оборудование и материалы: картинки на космическую тему

Содержание беседы:

 Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная. Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса. На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные. А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой.

Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (Пальчиковая игра)

На Луне жил звездочет,

 Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон.

Кто не видит — выйди вон.

Приложение 2

Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»

Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;

Оборудование и материалы:

Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;

Ход беседы:

12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде

всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое

пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом,

полетевшим в космос? (Ответы детей.)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло

в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический

корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся

страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он

приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и

устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин

первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено

звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен

праздником – Днём космонавтики.

После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень

много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина –

космонавт – Валентина Терешкова.

Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются

совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень

опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна:

все космонавты удостоены высоких наград.

Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны

пройти на Земле. Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и

огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы

вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что

вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой

закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета

взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в

вибромашину и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.

Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как

вы думаете? (тренированные, занимаются спортом). Космонавт должен

быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться

в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе?

(проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют

прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

Приложение 3

Беседа «Профессия – космонавт»

Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт.

Ход беседы:

Дети играют. Вдруг в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки). Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос. Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала. Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых. Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Игра «В космосе». Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано. Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали. Дети выполняют задание. Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты. Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1. Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты. Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы. Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили «Астрономическую считалочку», давайте хором ее вспомним. (Пальчиковая игра) На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс. Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, Девять — дальше всех — Плутон. Кто не видит — выйди вон. Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них. Юрий Гагарин Автор: Владимир Степанов В космической ракете, С названием "Восток" Он первым на планете, Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток». Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос. Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь. Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны. Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята. Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь. Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна. Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца). Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там). Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

        

Приложение 4

Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»

Ход беседы: Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы. Как вы думаете, что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы) Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй». А вы хотели бы полететь в космос? (да) В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей) Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическим просторам. Физминутка «Путешествие на Луну». Если очень постараться, ноги на ширине плеч, наклоны вправо, Если очень захотеть, влево; Можно на небо подняться ноги слегка расставлены, руки на поясе, И до солнца долететь. Подняться на носках верх-вниз; И всерьёз, не понарошку и. п. тоже, повороты влево-вправо; Познакомиться с Луной, Погулять на ней немножко ходьба на месте. И вернуться вновь домой. Итак, занимайте места в нашей космической ракете у иллюминаторов. Взлетаем. Держим курс на Луну.( Картинка Луны) Что такое Луна? Луна – не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Облетаем Луну и видим летящую комету.( Картинка кометы) Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками». Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост. Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо, и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось.

Приложение 5

Беседа «Какое бывает небо?»

 Ход беседы: Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение: Черное, алое, синее, красное Небо бывает разнообразное. Утро как вечер красным подсвечен, Черное ночью, когда гаснут свечи, Лампы, фонарики и фонари, Звезды с луною ты видишь. Смотри. Утро. И солнышко лучики шлет, Снова синеет наш небосвод. Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей) . Воспитатель: Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок. Закончить беседу загадыванием загадки: Как цветочки незабудки - Нежно - голубое. Иногда, как васильки, А порой, как море! Но бывают дни, когда, Злится и темнеет, Вот тогда меняет цвет - Хмурится, чернеет. Ночью - в ярких звездочках, Днем - с лучистым солнышком! С облаками, цвета снега... Что же это? Это ж... ( Небо.)

Список литературы

1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» / Н.В. Алешина. – Москва: ЦГЛ, 2005


2. Виноградова Н.Ф. «Дошкольникам о родной стране» Методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Ф. Виноградова. – М.: «Просвещение, 2009


3. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» / О.Ф. Горбатенко. - Волгоград, «Учитель», 2007


4. Горьков В.Л. Авдеев Ю.Ф. «Космическая азбука». Книга о космосе / В.Л. Горьков, Ю.Ф. Авдеев. - Издательство «Детская литература»,1984


5. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» / Г.Я. Затулина. – М.: «Педагогическое общество России», 2007. -  стр 138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект в средней группе "Загадочный космос" Детский сад "Ручеек"

Информационно-творческий краткосрочный проект " Загадочный космос". Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатель, родители. Цель проекта: формирование представ...

Фотоотчет по проекту в средней группе "Загадочный космос"

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория,...

Проект в средней группе "Мой космос"

Тема проекта:  «Космос»Участники проекта: дети, педагоги, родители.Тип  проекта: информационно-творческийДлительность проекта: краткосрочный (c 01.04 по 12.04.2019)Актуальность п...

Проект в средней группе «Загадочный космос»

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являю...

Образовательный проект для среднего дошкольного возраста «Космос – это мы»

Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его св...

Краткосрочный проект в средней группе «Далекий космос»

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.В данном проекте представлен мет...

Краткосрочный проект для средней группы "Загадочный космос"

Актуальность проекта - недостаточные знания детей о космосе, первом человеке полетевшем в космос....