Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Семенюк Т.Н.

Расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»

Цель: Расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

 Задачи:

1 расширить представления детей о фруктах;

2 закреплять умение группировать фрукты по разным признакам;

3 развивать интерес к познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности;

4 развивать логическое мышление, творческое воображение;

5 развивать свободное речевое общение, внимание;

6 развивать мелкую моторику рук;

7 воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь

Материалы: апельсин (в кожуре и без), фрукты, резиновые фрукты листы с изображением апельсина, карандаши, емкость с водой, доска, лупы.

Предварительная работа: Опыты с воздухом.

Логическая основа

Основная образовательная цель

Расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

Новое знание = детское «открытие»

В порах кожуры апельсина есть воздух. А воздух легче воды, поэтому апельсин в кожуре не тонет.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Актуализировать знания детей о свойствах фруктов, в частности, апельсина.

 Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь

Причина затруднения

«Не знаем точно, утонет или нет апельсин»

Цель деятельности по преодолению затруднения

Узнать, почему апельсин плавает.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь Чебурашке.

Воспитатель собирает детей около себя

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты вы любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости? (Чебураашка)

- А что он любит кушать больше всего? (Апельсин)

- Апельсин  — это что? (фрукт)

- Верно, Чебурашка и все члены его семьи кушают фрукты  и вот он пришёл к Вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?

2. Актуализация.

Дидактические задачи:

  • актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

- Перед Вами фрукты (на подносе).

- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

- Сколько групп получилось? (2)

- Какие? (сладкие и кислые), группируем.

- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой?

Дидактическая игра «Собери картинки» (дети делятся на две команды и собирают разрезанные картинки апельсина).

Молодцы, ребята, правильно Апельсин.

 Становитесь в кружок и давайте назовём признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твёрдый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).

- А давайте теперь попробуем с Вами по фантазировать и видоизменить (оживить) апельсин. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда никто не видели и нарисуем его для Чебурашки и его семьи.  Справитесь?

Давайте подберём слова, которые могут сделать наш апельсин не обычным, например, летающий апельсин или прыгающий апельсин, или плавающий апельсин, или весёлый апельсин.

Как он может выглядеть? (с крыльями, с ножками, плывущим на море, с улыбкой и т.д.)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными (да)

Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем).
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

- Тогда дорисуйте по желанию.

- Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).

Фотографируем выставку для Чебурашки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь

- Посмотрите какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни апельсин может плавать? (ответы детей)

- Давай – те проверим.

А Чебурашке то как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжёлый (воспитатель даёт апельсин в руки детям)

- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)

- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  • сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду. Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…

- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)

-Вот, понятно теперь тебе, Чебурашка?

Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Дидактические задачи:

  • расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах ещё есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Уточнение воспитателя, почему такое случилось?

5. Осмысление.

Дидактические задачи:

  • провести рефлексию деятельности на занятии

Воспитатель собирает около себя детей

-Чем мы сегодня занимались? Кому сегодня помогали?

- Благодаря вам Чебурашка узнал много интересного о фруктах и обязательно дома расскажет об этом своей семье.

-А что вы сегодня узнали нового? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня ещё раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Чебурашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет. Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас отдадим Чебурашке, чтоб он угостил всю свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...

План - конспект сюжетно - познавательного занятия с дошкольниками старшей группы "Путешествие в Африку"с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий

План - конспект сюжетно - познавательного занятия по физическому развитию с дошкольниками старшей группы с использванием здоровьсберегающих (гимнастика для глаз, игровой стретчинг,релаксация) и ИКТ (м...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: Зимние развлечения.

Тема: Зимние развлечения.Цель:·        закрепление знания детей о свойствах снега, зимних развлечениях и забавах;·...

Сценарий тренировочного занятия для дошкольников старшей группы по подготовке к исследовательской практике на тему: «Автомобиль».

Цель: формирование у детей представлений об исследовательской деятельности и умений обработки информации....

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон.Тема "Свойства льда и снега"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Тема: «Свойства льда и снега»Цель: сформировать п...

Конспект занятия с дошкольниками старшей группы Тема: Как старик корову продавал

Развитие связной речи дошкольников посредством русского народного фольклора. Данный материал содержит полный конспект занятия в старшей группы ДОУ с элементами театрализации....

Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольников старшей группы с ТНР на тему: «Зима. Зимние забавы».

Цель: обобщить и закрепить знания ребёнка старшей группы с ТНР по лексической теме: «Зима».Задачи:Коррекционно - образовательные: закрепить представления о зиме, зимующих птицах;уточнить и...