Занятие по Петербурговедению Символы Санкт-Петербурга
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Крыжановская Мария Владимировна

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

-знакомить с понятиями «флаг», «герб», «гимн» как символами города, с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни

Речевое развитие:

- активизировать словарь детей: герб, гимн, флаг, морской, речной, якорь, скипетр, двуглавый орел;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- развивать общие речевые навыки;

-учить отвечать на вопрос полным предложением.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к городу;

- развивать навыки социально-общественной, игровой деятельности;

- учить слушать и слышать друг друга.

Физическое развитие:

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

-упражнять в выполнении общеразвивающих движений.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать мелкую моторику руки путем обводки и закрашивания разных фигур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл символы Санкт-Петербурга927.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе символы

Санкт-Петербурга.

                   

Воспитатель:  Крыжановкая М.В.

                                           

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

-знакомить с понятиями «флаг», «герб», «гимн» как символами города, с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни

Речевое развитие:

- активизировать словарь детей: герб, гимн, флаг, морской, речной, якорь, скипетр, двуглавый орел;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- развивать общие речевые навыки;

-учить отвечать на вопрос полным предложением.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к городу;

- развивать навыки социально-общественной, игровой деятельности;

- учить слушать и слышать друг друга.

Физическое развитие:

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

-упражнять в выполнении общеразвивающих движений.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать мелкую моторику руки путем обводки и закрашивания разных фигур.

Оборудование: презентация с изображениями, соответствующими теме мероприятия (герб СПб, портрет Петра I, флаг СПб), аудиозапись Р. Глиэра "Гимн Санкт-Петербурга", заготовки для раскрашивания "Герб Санкт-Петербурга", цветные карандаши.

Воспитатель: Ребята, нам с вами пришло письмо на почту д/с № 48. Давайте узнаем, что нам пишут.

 «Здравствуйте ребята, мы дети подготовительной группы д/с №48 только города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт-Петербург, то же есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Есть ли у вашего города какие-то символы. Нам очень интересно».

Воспитатель: Ребята, давайте ответим на письмо, расскажем, есть ли какие-нибудь символы, отличающие наш Санкт-Петербург от других городов?

Давайте вспомним символы нашего города.

Ответы детей:

Воспитатель: 

1) ГЕРБ.  Все прославленные города неповторимы. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого-нибудь здания, памятника, чтобы сказать, в каком городе это находится.

С древних времён главный символ - это ГЕРБ. Посмотрите на герб нашего города

 Герб-это щит (красного цвета – цвет власти и могущества), т.е. «защита» города. Герб должен отражать особенность положения и роль города. А поскольку наш город расположен на реке и на море, то и на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый). В нашем городе есть морской и речной порты.

Ребята, а кто знает, почему морской якорь – с двумя зубцами, а у речного якоря – четыре зубца?

В реке течение сильнее, поэтому якорь должен увязнуть на дне, крепче, чем в море.

 Что ещё мы видим на гербе, в самом центре?

-Это называется СКИПЕТР. С давних времён царь должен был иметь отличительные символы царской власти. Это корона, держава и скипетр.

Почему же символ царской власти на гербе нашего города?

Да потому, город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны.

Назовите лишнее слово: Петроград, Ленинград, Москва, Санкт- Петербург. Остальные слова — это названия нашего города. У него было три имени. Кто дал первое имя городу?

Загадка. Кто был мастер на все руки, не зевал от лени, скуки, сам отличный мореход, основал российский флот. (Петр I)

Петр I назвал город своим именем, в честь своего ангела-хранителя Святого Петра. И имя города переводится как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось. Скажите кто это такой Петр I, что он сделал для нашего города? Он построил наш город 16 мая 1703 года.

 

Так что же такое Герб?

 (ответы детей)

Это отличительный знак, символ любого города или страны. Итак, мы знаем, что на гербе два якоря (морской и речной)- это значит, что город СПБ морской и речной порт; скипетр- значит, что город – столица.

Послушайте стихотворение о гербе нашего города.

Петербуржский герб красивый,

Скипетр и якоря,

Красный щит и эти символы

Обозначены не зря.

Так большой корабль у пристани

Крепко держит якоря.

Город Северной столицею,

Стал по замыслу царя.

Петербург с другими странами

Вводный путь помог связать.

В новый порт, в широкой гавани

Стали гости прибывать.

С чистой верой и надеждою,

Прозорливо видел Пётр:

Бороздит моря безбрежные

Молодой, Российский флот.

Видел как морской державою

Станет русская земля

И себя овеет славою,

Петербург дитя Петра.

 А какой город сейчас является столицей России? - Это Москва. Но герб решили сохранить прежний. Ведь до сих пор мы нередко слышим, как наш город СПб. называют Северной столицей.

2)Какой еще есть символ у Санкт-Петербурга?

Это флаг. Он абсолютно такой же, как герб. Только он вытянут в виде прямоугольника: два серебряных якоря, положенных крест-накрест, а в них золотой скипетр с двуглавым орлом и короной. Имеет три цвета; белый, красный, синий, чередующиеся в определённой последовательности. (показ картинки)

Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

«Игра».

Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.

«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».

         

3) ГИМН.

Гимн нашего города написал композитор Р. Глиэр.

Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздниках, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты. Давайте сейчас послушаем аудиозапись гимна Санкт-Петербурга, посмотрим на герб Санкт-Петербурга, и вы увидите, как сочетаются величественная, торжественная музыка и золото с серебром нашего герба.

Воспитатель: Ребята, так что-же такое гимн? (Ответы детей)

Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо.

Ребята, мы с вами вспомнили символы нашего города.

А теперь давайте раскрасим герб и флаг города (можно выполнить штриховку).

Я раздам вам задания, нужно будет дорисовать морской и речной якоря, а также вписать недостающие буквы. Потом мы сможем отправить наши рисунки детям из Московского детского сада, так они смогут узнать о символах Санкт-Петербурга.

Давайте разогреем наши пальчики и приступим к заданиям.

Пальчиковая гимнастика.

Девочки и мальчики, (Показывают пальцем на мальчиков, затем на девочек).

Приготовьте пальчики. Складывают руки крест-накрест, поднимают вверх.

Будем герб мы рисовать, (Рисуют в воздухе двумя руками квадрат).

Символы герба изображать.( Выполняют кистями движения зигзаг, сверху – вниз).

Нарисуем красный щит, Выбрасывают вперед левый кулачек, затем правый.

Синей лентой, он обвит. 

Слева, справа нарисуем якоря, (Складывают ладошки «нос корабля», повороты вправо).

Для морского и речного корабля. (Соединяют пальцы рук, провести ими сверху-вниз).

Посреди якорей скипетр золотой, 

Символ власти большой!  (Обводят руками большой круг).

Рефлексия:

 Итак, ребята мы сегодня поговорили с вами о символах нашего города. Посмотрите, какие красивые у вас получились гербы, флаги. Вы большие молодцы!

Сейчас я сфотографирую ваши работы и отправлю ребятам из Москвы. Также мы отправим им аудиозапись гимна. Ребята смогут познакомиться с гимном Санкт-Петербурга.

Список литературы:  

Е.А. Бехметьева «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга»

C:\Users\ГБДОУ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20230516_133924.jpg

C:\Users\ГБДОУ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2023-05-25-15-31-09.png

C:\Users\ГБДОУ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2023-05-25-15-31-01.png

C:\Users\ГБДОУ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20230516_133933.jpg

Сказка «Царский заяц».

Недалеко от того места, где река Нева впадает в Балтийское море через Финский залив, было множество островов. А что такое остров? Ученые называют островом часть суши, со всех сторон окруженную водой (в отличие от полуострова, который одной своей частью соприкасается с большим участком суши). Острова эти были дикие, почти не заселенные людьми. Но зверья там разного водилось в изобилии: белки, лисы, дикие кабаны, косули, олени, волки. Но особенно много было зайцев. На одном из таких островов жило семейство самых обычных зайцев. Все были зайцы как зайцы: в меру пугливы, проворны, быстры; а этот - ну уж слишком трусишка. Где-то ветка хрустнет - он в кусты, белка шишку уронит - он и дышать от страху забывает, ну а уж если хищник какой где-то появится - бежит наш зайка не чувствуя под собой лап. Как-то весной случился сильной ледоход, река забурлила, разлилась, вышла из своих берегов и затопила множество островов. Звери спасались от большой воды кто как мог. Зайка наш совсем духом пал: «Плакали мои длинные ушки и мой куцый хвостик. Куда мне бедному бежать, где искать защиты?» Увидел заяц, бревно плывет по воде. Он на бревно - скок, а сердце колотится от страху, хвостик дрожит; сидит он на бревне, отдышаться не может. Вдруг глядь - а на бревне этом лиса сидит, язычком облизывается, глазки хитрые щурит. «Ну, здравствуй, дружок, добро пожаловать на ужин» А зайка, откуда только силы взялись, как оттолкнется от бревна и скок на какой-то бережок. И ну со всего духу бежать. Глаза закрыл, бежит, ничего не видит вокруг себя. Вдруг - бух, налетел на что-то. Стукнулся так, что аж искры из глаз посыпались. Открыл он один глаз, смотрит - великан перед ним. Стоит руками машет, чуть не валится с ног то ли с испугу, то ли смеху. Понял заяц, что это он великана напугал. Трусишка наш расхрабрился, да как стукнет своей задней сильной лапой большого человека по сапогу и прыг в кусты (на всякий случай). С той поры заяц наш осмелел. Слыханное ли дело - великана напугал! Сказка вся, в ней есть намек, добрым молодцам урок.

Кем же был тот великан, которого заяц то ли напугал, то ли удивил и рассмешил? Русский царь Петр I. На этом «заячьем» острове царь начал возводить крепость (позже она будет названа Петропавловской). Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим. Говорят, что царь подхватил зайчишку на руки, хохотал и велел отдать его царевнам на забаву.

Уже в наше время на одной из опор Иоановского моста, который ведет к главному входу в Петропавловскую крепость, установили небольшой памятник «зайцу, спасшемуся от наводнения». Его высота 58 см. Заяц стоит на защитной свае, предохраняющей мост от ледохода. Туристы, приезжающие в С. -Петербург, бросают на постамент, где стоит зайка, монеты, стараясь попасть на деревянную опору.

Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны от врагов, а сейчас входит в состав Музея истории Санкт-ПетербургаС Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. В 1991 году на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Шемякина. Сейчас на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия. Также проводятся экскурсии.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петербурговедение , мосты Санкт-Петербурга

Мосты города Санкт- Петербурга...

Итоговое занятие по Петербурговедению "Парки Санкт-Петербурга"

Представлен конспект итогового занятия по петербурговедению " Парки Санкт-Петербурга" . В течении года дети знакомились с Павловским парком, Екатерининским, Колпинским и наблюдали измения в ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по петербурговедению "Мой Санкт-Петербург"

Цель: совершенствовать знания детей о родном городеЗадачи:•продолжать знакомить детей с историей города;•закреплять знания об известных местах и памятниках;•обогащать словарь по т...

Итоговое интегрированное занятие по петербурговеденью«Достопримечательности Санкт Петербурга.» С использованием интегрированной игровой технологии –Викторина.

Название конспекта образовательная областьИтоговое интегрированное занятие по петербурговеденью«Достопримечательности Санкт Петербурга.»С использованием интегрированной игровой т...

занятие по петербурговедению "Храмы Санкт-Петербурга"

Я стремилась дать сведения о разнообразии храмов и религий в Санкт-Петербурге, уделяя основное внимание историческим достопримечательностям...